Программа родителького просвещения на 2025-2028 годы

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
Протокол № 7 от 19.07.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
№ 144-а от 19.07.2024 г.

Программа родительского просвещения
в МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
на 2025-2028 годы

1

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка

3

Основные направления реализации программы

4

Примерное содержание и способы
предоставления информации для родителей

6

Методы и формы организации работы с семьей

7

Тематика классных родительских собраний

8

Сроки и этапы реализации Программы

10

План мероприятий

11

Ожидаемые результаты Программы

14

2

Пояснительная записка
Программа определяет основные пути развития системы семейного воспитания
детей и подростков в МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
Семья и школа являются важными институтами социализации детей.
Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка
необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух
социальных институтов, а не принципе параллельности.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права
родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на
специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда
происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда
родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми
проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую
актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и
общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в
семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки
взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка,
самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент
полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь
природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из
биологического состояния к социальному, его становление как личности и
индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от
которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в
котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика
подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно,
сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале
и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и
школы в образовательном процессе.
Правовой основой программы психолого-педагогического просвещения
родителей является:
Действующее законодательство в сфере образования в РФ
Цель – формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических
знаний.
Задачи:
1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;
2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;
3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с
нарушением интеллекта;
4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;
5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе. Психологопедагогическое просвещение осуществляется педагогическими работниками в рамках
просветительской деятельности посредством семинаров, тренингов, круглых столов,
индивидуальных бесед, общешкольных мероприятий, родительских собраний.

3

Основные направления реализации Программы
Направление
Содержание
Совершенствование
• разработка школьной целевой программы сотрудничества с
нормативно-правовой базы
родителями (законными представителями) учащихся,
школы в сфере семейного
плана основных мероприятий по родительскому
воспитания учащихся и
просвещению;
педагогического
• изучение статей Конституции РФ, Семейного кодекса РФ,
просвещения
родителей
Конвенции о правах ребёнка, постановлений правительства
(законных представителей)
РФ, касающихся семейного воспитания;
• использование на практике научно-методической и
художественной литературы по вопросам семейного
воспитания.
Выстраивание позитивных • совершенствование работы с родителями (законными
детско-родительских
представителями)
учащихся,
путём
проведения,
отношений
в
семье.
родительских собраний по различным аспектам духовноПропаганда
семейных
нравственного воспитания детей и подростков;
традиций
и ценностей • организация и проведение праздников с привлечением к
российских семей
подготовке детей и родителей;
• проведение социологических исследований по проблемам
духовно-нравственного воспитания детей в семье;
• благотворительные Акции, фотовыставки о семейных
традициях.
Организация
• оформление социальных паспортов семей учащихся;
диагностической работы по • составление банка данных о семьях социального риска;
изучению семей
• анкетирование и тестирование учащихся анкетирование и
тестирование родителей: опросник «Удовлетворённость
родителями (законными представителями) качеством
образования и воспитания» и др.
Повышения
уровня • индивидуальное консультирование учащихся школы;
правовой
культуры
в • консультирование семей учащихся, нуждающихся в
области семейного права
педагогической и психологической поддержке;
• содействие в обеспечении путевками в санатории, на
праздничные мероприятия.
Формирование
и • развивать интерес к познанию экономической картины
повышение экономической
мира, потребность узнавать новое;
грамотности семьи
• формировать экономический кругозор (компетентность),
первоначальные
знания
и
умения,
предпосылки
экономического мышления;
• помочь
детям
освоить
базисные
представления
(экономическое, математическое, экологическое) об
окружающем предметном мире духовных и материальных
ценностей, накопить первичный опыт в экономических
отношениях;
• воспитывать этические и деловые качества (бережливость,
рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность,
щедрость и др.);
• развивать у детей самостоятельность, любознательность,
ответственность, способность творчески мыслить.

4

Направление
Содержание
Организация
психолого- • внедрение в семейное воспитание традиций народной
педагогического
педагогики;
просвещения
родителей • оказание помощи родителям (законным представителям), в
(законных представителей):
формировании нравственного образа жизни семьи, в
профилактике
и
диагностике
наркомании,
в
предупреждении других негативных проявлений у детей и
подростков;
• использование различных форм сотрудничества с
родителями
Профилактика семейного вовлечение их в совместную с детьми творческую,
благополучия
и социально значимую деятельность, направленную на
социального сиротства
повышение их авторитета.
Создание условий для оказание помощи в организации деятельности общественных
обеспечения
прав родительских формирований (Совет родителей школы и
родителей
(законных классные родительские комитеты)
представителей),
на
участие в управлении
образовательным
учреждением, организации
учебно-воспитательного
процесса
Создание условий для • активное включение в работу с семьей педагогавзаимодействия школы и
психолога, учителя-логопеда, педагогов дополнительного
семьи.
Противодействие
образования, педагога-библиотекаря;
жестокому обращению с • расширение сферы дополнительных образовательных
детьми
и
пропаганда
услуг;
ненасильственного
• оказание помощи родителям (законным представителям), в
воспитания
детей,
развитии у детей социального опыта, коммуникативных
разрешение
навыков и умений;
конфликтных ситуаций в • объединение усилий педагога и родителя в совместной
семье.
деятельности по воспитанию и развитию ребенка,
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и
обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не
игнорируя чувства и эмоции.
Социальная поддержка и • организация совместных рейдов по неблагополучным
защита
семьи.
семьям;
Формирование
• сотрудничество с органами профилактики;
ответственной
и • контроль за обеспечением занятости детей из группы риска
позитивной родительской
в каникулярное время
позиции семьи
Разработка тематического • оформление информационного стенда «О родителях и для
оформления по работе с
родителей»;
семьей
• обновление и размещение информации на сайте ОУ;
• организация выставок семейного творчества, работ
учащихся школы.

5

Примерное содержание и способы предоставления информации
для родителей обучающихся
Содержание информации для родителей
1. Устав ОУ.
2. Перечень образовательных программ,
реализуемых
образовательным
учреждением.
3. Возможные образовательные маршруты
обучающихся.
4. Учебный план ОУ.
5. Перспективы развития ОУ.
6. Деятельность
комиссии
по
урегулированию споров.
7. Деятельность кружков и факультативов.
8. Организация внеклассной работы.
9. Режим
работы
образовательного
учреждения.
10. Расписание
уроков,
консультаций
педагога-психолога, учителя-логопеда.
11. Основные достижения ОУ.
12. Достижения учителей.
13. Достижения обучающихся.
14. Сводные данные результатов итоговой
аттестации обучающихся.
15. Данные о социальном
устройстве
выпускников ОУ.
16. Материально-техническое
обеспечение
ОУ.

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Способы предоставления
информации
памятки, листовки, буклеты для
родителей;
информирование на индивидуальных
консультациях;
проведение открытых уроков для
родителей;
информационные стенды;
сайт ОУ;
устное
информирование
на
родительских собраниях;
официальная группа школы ВК;
публикации в СМИ;
благодарственные письма родителям;
отчеты директора.

6

Методы и формы организации работы с семьёй
Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на
взаимоотношения в ней, на ее собственное укрепление. Дети вносят в семью дух согласия
и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно
происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и
способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их
воспитательный потенциал.
Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является
единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности
образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе
готовить образованных и инициативных граждан, формировать у них принципиальность и
убежденность.
Важно, чтобы родители осознавали целевые установки воспитания, в основе
которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирования личности, и
не просто обращали внимание на учебную работу детей, но и проявляли повседневную
заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и
эстетическом воспитании.

•
•
•
•
•

Методы
работы
словесный;
наглядный;
практический;
проблемнопоисковый
индуктивный

Формы работы
• беседы;
• психолого-педагогическое просвещение
родителей;
• индивидуальная работа с проблемной
семьей;
• ППк;
• анкетирование подростков, педагогов,
родителей;
• социально-правовая
помощь
(юридические консультации);
• классные родительские собрания;
• индивидуальная работа с родителями;
• дни открытых дверей;
• личные встречи с директором ОУ;
• консультативная помощь администрации
школы – диагностическая работа по
изучению семей (оформление социальных
паспортов семей учащихся);
• лекции, информационно-просветительские
работа по организации совместной
общественно значимой деятельности и
досуга родителей и учащихся;
• формы досуговой деятельности (конкурсы
рисунков,
газет,
традиционные
общешкольные мероприятия, спортивнооздоровительные мероприятия, семейные
праздники);
• информационное
сопровождение
(разработка и издание буклетов, памяток);

•

•

•
•

•
•
•

Нетрадиционные
формы работы
день
добрых
дел
(совместная трудовая
деятельность
педагогов, родителей и
детей);
вечер большой семьи
(принимают
участие
родители, школьники,
педагоги; организация
отдыха: игры);
альбом-эстафета
(из
опыта
организации
отдыха в семье);
переписка
с
родителями
в
социальных
сетях,
деловые встречи;
торжественный приём
у директора;
Дни семьи;
письма прощения и
благодарности

7

Открытые уроки, занятия для родителей
Эта форма занятий будет полезна в начале и в конце учебного года для
ознакомления родителей с одноклассниками ребёнка, педагогами и формирования
нормального психологического фона в классном коллективе.
Лекции
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или
иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам классный руководитель, знающий
интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции – научный анализ
воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины
явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития
его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру и логику изложения. Одно
из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения
во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог
заинтересованных единомышленников.
Примерная тематика лекций
− Распорядок дня школьника.
− Что такое самовоспитание?
− Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном
воспитании.
− Ребёнок и природа.
− Половое воспитание детей и т.д.
Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь
непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с
родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное
представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему
сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному
согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения,
взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При
посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с
родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к
школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации
выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. В настоящее
время переписка с родителями в соц. сетях является самой актуальной формой работы с
родителями. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в
школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

8

Родительские собрания
Классные родительские собрания проводятся два раза в год. Тема собрания должна
быть важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об
успеваемости, об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых
педагогическим коллективом.
На классных родительских собраниях должны быть встречи с врачом, педагогомпсихологом, руководителями кружков и секций.
К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по
проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению
различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители почувствовали
себя коллективом.

9

Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 3 года:
1 этап –
1) Подготовка и принятие нормативно-правовой базы школы в
подготовительный
сфере семейного воспитания.
2024-2025 годы
2) Выработка системы мер, направленных на формирование
духовно-нравственных ценностей семьи.
3) Разработка тематического оформления по работе с семьями
учащихся.
4) Организация диагностической работы по изучению семей
учащихся.
5) Разработка мероприятий направленных на реализацию
программы
2 этап –
1) Реализация комплекса мероприятий, содействующих
практический
развитию системы семейного воспитания в школе.
2026 – 2027 годы
2) Повышение уровня педагогической культуры родителей
обучающихся.
3) Дальнейшее развитие системы мониторинга воспитательной
работы, в т. ч. в рамках семейного воспитания детей и
подростков в школе.
3 этап –
1) Систематизация, обобщение и анализ результатов.
аналитический
2) Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
2028 год
3) Анализ работы по программе.

10

ПЛАН мероприятий по родительскому просвещению
№
п/п

Сроки
Ответственные
реализации
1. Выстраивание позитивных детско-родительских отношений в семье
1.1. Психолого-педагогическое информирование
В течение
Педагог-психолог,
родителей в индивидуальной и групповой
года
социальный педагог,
форме на темы: «Заповеди семейной
классные
жизни», «Этика и психология семейной
руководители,
жизни»
воспитатели
1.2. Проведение тематических родительских
2 раза в
Администрация,
собраний на тему: «Культурные ценности учебный год педагог-психолог,
семьи и их значение для ребенка»,
педагоги, классные
«Здоровый образ жизни на примере
руководители,
родителей», «Воспитание в труде. Роль
воспитатели
семьи в развитии работоспособности
ученика»
1.3. Информирование
родителей
средствами
В течение
Классные
Интернет сети в специализированных
года
руководители
группах, например Сферум
1.4. Психолого-педагогическое
просвещение
В течение
Специалисты ППк
родителей специалистами «ППк»
года
1.5. Общешкольные мероприятия «Новый год»,
В течение
Организаторы,
«Последний звонок» и др.
года
классные
руководители,
воспитатели,
обучающиеся
1.6. «Семь Я» - фотоконкурс
Ноябрь
Классные
руководители
В течение
Ответственные за
1.7. Размещение на сайте ОУ материалов по
года
сайт
формированию в обществе ценностей семьи,
ответственного родительства, демонстрации
успешных
примеров
усыновления
и
воспитания
В течение
Педагог-психолог
доверия».
Психологическое
1.8. «Телефон
года
консультирование подростков и их родителей
по всем интересующим вопросам
В течение
Педагоги, классные
1.9. Проведение тематических бесед и лекций для
года
родителей в ОУ на тему: «Семья - убежище
руководители,
души», «Каждый ребёнок имеет право»,
педагог-психолог
«Как сохранить своё здоровье» и т.д.
В течение
1.10. Оформление информационных стендов: «Как
Администрация,
года
избежать
беды»,
«Ответственное
педагог-психолог,
родительство», «Здоровые дети » и т.д.
педагоги, классные
руководители
2. Противодействие жестокому обращению с детьми и пропаганда
ненасильственного воспитания детей, разрешение конфликтных ситуаций в семье
В течение
Педагог-психолог
2.1. Проведение индивидуальных консультаций
года
на темы: «Конфликты в жизни детей и
подростков», «Навыки бесконфликтного
взаимодействия» и др.
Мероприятие

11

№
Мероприятие
п/п
2.2. Исследование проявлений жестокости в
детско-родительских отношениях
помощь
детям,
2.3. Психологическая
пострадавшим от насилия

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

5.1.

5.2.

6.1.

Сроки
Ответственные
реализации
В течение
Социальный педагог
года
По мере
Педагог-психолог,
выявления классные
случаев
руководители
насилия
3. Формирование ответственной и позитивной родительской позиции семьи
В течение
Комплексно-плановая
работа
по
Администрация,
года
профилактике
беспризорности
и
педагог-психолог,
правонарушений
в
рамках
операции
педагоги, классные
«Подросток» – информационной работы с
руководители
подростками совместно с родителями
Апрель
Анкетирование
несовершеннолетних
по
Педагог-психолог
вопросам соблюдения прав ребенка и защиты
педагоги, классные
от жестокого обращения в семье в
руководители
образовательных учреждениях.
Ноябрь
Месячник правовых знаний на тему: «Имею
Администрация,
право!» в образовательной организации по
педагог-психолог,
разъяснению
прав
и
обязанностей
педагоги, классные
несовершеннолетних
совместно
с
руководители
представителями КДН и ЗП
Специалисты ТКДН и
ЗП
4. Профилактика семейного благополучия и социального сиротства
Август,
Раннее выявление семей «группы риска».
Классные
сентябрь
Создание базы данных, обследование
руководители,
условий жизни.
социальный педагог
В течение
Формирование
и
ведение
портфолио
Социальный педагог,
года
воспитанников. Разработка и реализация
классные
индивидуальных планов сопровождения
руководители
несовершеннолетних
В течение
Социальный педагог
Взаимодействие с учреждениями системы
года
профилактики
безнадзорности
и
беспризорности по выявлению раннего
неблагополучия в семье (КДН и ЗП, ПДН и т.
д.)
Сентябрь
Ответственный за
Размещение телефонов доверия на сайт ОУ
сайт
«Куда обратиться за помощью»
5. Повышения уровня правовой культуры в области семейного права
В течение
Консультации:
«Семейное
право»,
Педагог-психолог,
года
«Социальные гарантии детей с ОВЗ»
социальный педагог
Памятки и буклеты для приёмных родителей
на тему: «Заповеди семейной жизни»
В течение
Содействие в обеспечении путёвками в
Администрация,
года
санатории и загородные стационарные
социальный педагог
детские оздоровительные лагеря.
6. Формирование и повышение экономической грамотности семьи
Индивидуальное
сопровождение
детейВ течение
Педагог-психолог
инвалидов
года
12

№
Мероприятие
п/п
6.2. Месячник по сбору школьно-письменных
принадлежностей «Здравствуй, школа» для
оказания помощи малоимущим семьям при
подготовке к школе.

Сроки
реализации
Август

Ответственные
Администрация,
классные
руководители с
привлечением
волонтеров

7. Формирование ответственной и позитивной родительской позиции семьи

7.1. Благотворительная акция «Подарок семье»
7.2. Семейный досуг – фотовыставка

Декабрьянварь
Январь-март

7.3. Торжественный приём у директора

Январь

7.4. Конкурс «Самая спортивная семья»

Февраль

7.5. Спортивный праздник «Рождественская
лыжня»

Февраль

7.6. Деятельность в рамках
инновационной
площадки
от
ЧОУДПО
«Академия
родительского счастья»
7.7. Работа клуба «Бабушки и внуки»

В течение
года

7.8. Конкурс «Папа года», «Мама года» (по
номинациям)

В течение
года

В течение
года

Классные
руководители,
администрация
Педагог-психолог,
классные
руководители
Директор
Классные
руководители
Классные
руководители,
администрация
Классные
руководители,
администрация
Классные
руководители,
администрация
Классные
руководители,
администрация
Классные
руководители,
администрация

13

Ожидаемые результаты Программы
− повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического
просвещения;
− рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
− активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественнополезной деятельности);
− повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
обучающихся;
− создание в школе благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной
среды, повышение взаимодействия между школой и родителями (законными
представителями), обучающимися;
− укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейного воспитания.
Критерии оценки эффективности
совместной работы школы с родителями
− наличие организационной структуры в работе с родителями; конкретные
родителей, помощь школе и классу;
− наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
− обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
− позитивный уровень сохранности здоровья детей.

дела

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на
семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый
климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители станут нашими
единомышленниками, коллегами — это даст положительный результат.

Оператор ЭДО ООО "Компания "Тензор"
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ВЕРХ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА", Крылова Валентина Владимировна,
Директор

11.11.25 12:06 (MSK)

Сертификат 16EAE66065D6D4AA95F6B698B59BF4B6

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».