Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка» для 2 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
учитель: Дурновцева Валентина Павловна
с. Верх-Рождество, 2023
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
Год основания школы-1987 год
Директор школы-Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес: 617183, Пермский край
Частинский район
с. Верх-Рождество
ул. Школьная, 16
тел/факс (34 268) 2-32-40
Электронная почта: chastvrogd@yandex.ru
Автор программы «Музыка, 2 класс»-Дурновцева Валентина Павловна
Координатор программы «Музыка, 2 класс» - Крылова Валентина Владимировна, директор школы
Пояснительная записка
Программа по музыке для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, примерной программы начального общего образования по музыке, требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования по музыке, завершённой предметной линии учебников «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. (УМК «Школа России»).
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану на изучение музыки во 2 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Цели и задачи изучения курса.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных
народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе семь разделов.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод создания «композиций»;
Метод игры;
Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной
деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях,
инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных),
“разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни,
танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки.
Пение.
Инструментальное музицирование.
Музыкально-пластическое движение.
Драматизация музыкальных произведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур,
народов и религий.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
Предметные результаты
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших
шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки
во 2 классе
№
Дата
Тема урока
Содержание урока
Музыкальные произведения
Россия – Родина моя (3ч)
1
Музыкальные
родного края
образы Обобщение летних музыкальных
впечатлений детей.
Повторение
тем:
композиторисполнитель - слушатель; жанры
музыки
(песня,
танец,
марш);
выразительность
и
изобразительность, слушание, вокализация темы,
интонационно-образный анализ
“Моя Россия”, муз. Г. Струве, сл. Н.
Соловьевой
Исполнение песен о Родине
“Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского,
(вступление к опере “Хованщина”)
“Здравствуй, Родина моя!” муз. Ю.Чичкова,
ст.К. Ибряева
2
Песенность
отличительная
русской музыки
как Понятия «мелодия-аккомпанемент», “Здравствуй, Родина моя!”, муз. Ю.Чичкова,
черта «запев-припев»
ст. К. Ибряева
Определение динамики как средства “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского
развития музыки.
(вступление к опере “Хованщина”
Сочинение ритмической партитуры, Р.н.п. “Калинка”.
разучивание с шумовым оркестром,
придумывание
танцевальных
движений.
3
Мелодия – душа музыки
Знакомство с символами России – “Здравствуй, Родина моя!”, муз. Ю.Чичкова,
Флаг, Герб, Гимн.
ст. К. Ибряева
Выявление
общности
интонаций, “Гимн России”, муз. Б. Александрова, ст. С.
ритмов, характера и настроения этих Михалкова
произведений.
Закрепление понятий: мелодия и “Патриотическая песня”, муз. М. Глинки ст.
аккомпанемент
(сопровождение), А. Машистова
Р.н.п. “Калинка”
запев и припев.
Разучивание с шумовым оркестром с
танцевальными движениями.
День, полный событий (6ч)
4
Мир
ребенка
музыкальных образах
в Знакомство с терминами «форте» и
«пиано». Тембровые характеристики
«фортепиано».
Сопоставление
различных
пьес
Чайковского и Прокофьева на основе
метода «сходства и различия».
Исполнение марша
Имитация игры на музыкальных
инструментах: “ансамбль скрипачей и
виолончелистов”
Исполнение танцевальных движений
“Марш
деревянных
солдатиков”
Чайковского и “Марш” Прокофьева.
“Сладкая греза” Чайковского и “Вечер”
Прокофьева.
“Полька”
из “Детского альбома”
Чайковского.
“Тарантелла”
С.Прокофьева.
“Здравствуй,
Родина
моя!”
(музыка
Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева)
5
6
Природа и музыка
Танцы, танцы, танцы
Импровизация детских народных “Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук,
песенок-попевок, знакомство с нотной жук, где твой дом?”
грамотой
Пьесы из “Детской музыки” С. Прокофьева:
Определение регистра
“Утро” и “Вечер”
Сопоставление средств музыкальной “Вечерняя
песня
выразительности
–
интонации, К. Ушинского)
мелодии, ритма, динамики, темпа,
регистра.
А.
Тома
(стихи
Песенность,
танцевальность,
маршевость
Сопоставление различных танцев,
выявление сходных и различных черт
в их музыке.
Пластическое интонирование
Характерные особенности менуэта
А.
Тома
(стихи
“Вечерняя
песня
К. Ушинского)
“Полька”
из
Чайковского
“Детского
альбома”
Фрагменты двух вальсов – Чайковского и
Прокофьева.
“Тарантелла” Прокофьева
“Менуэт” И.-С.Баха
С. Соснин “Начинаем перепляс” (стихи П.
Синявского
7
Эти разные марши
Характерные
особенности
маршевости: интонация шага, ритм
марша
Сравнение характера и средств
выразительности
–
отдельных
интонаций, мелодии, ритма, темпа,
динамики, а также формы этих
сочинений.
“Марш
деревянных
солдатиков”
Чайковского и “Марш” Прокофьева
“Похороны куклы” Чайковского, “Шествие
кузнечиков”, “Ходит месяц над лугами”
Прокофьева.
“Выходной марш”
к/фильма “Цирк”.
И. Дунаевс-кого
из
Исполнение ролей Большого Барабана
и
Маленьких
Барабанчиков
с “Сказка о барабанах”
помощью исполнения ритмического С. Соснин “Начинаем перепляс” (стихи П.
рисунка: притопами ног и хлопками Синявского)
рук.
П. Федотов “Портрет
Н. Жданович
за
Подбор
знакомых
фортепианных фортепиано”, О. Ренуар “Девушки за
произведений, созвучных образам пианино”, П. Корин “Пианист Константин
Игумнов”
картин.
Понятие
музыкальной
фразы Л.н.п.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”
Характерные интонации колыбельных “Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые
песен.
игрушки” А. Островского, “Колыбельная
медведицы” Е. Крылатова.
Повторение колыбельных песен.
“Нянина сказка”,
Сопоставление
различных
пьес П. Чайковского, “Сказочка” С. Прокофьева.
Чайковского и Прокофьева на основе “Мама” П. Чайковского.
“Сказки гуляют по свету” Е. Крылатова
метода сходства и различия.
(стихи М. Пляцковского).
Вокальные импровизации на тексты
колыбельных.
8
Расскажи сказку
9
Обобщающий урок по Урок в форме увлекательной игрытеме:
«День,
полный соревнования, игры-КВН.
событий»
Какое
время
суток
нарисовал
композитор в своем произведении,
подтвердите свои предположения.
Назовите
фамилию
композитора,
сочинившего эту музыку.
Вспомните
другие
музыкальные
произведения, в которых изображена
утренняя природа.
Барабанщик исполняет пульс марша,
дети каждой команды маршируют.
Музыка народная или сочинена
композитором? Что это – песня, танец
или марш?
Звучание
каких
музыкальных
инструментов вы слышите в этом
произведении?
Украсьте звучание этого произведения
“Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского.
2.Конкурс на лучшее исполнение “Марша”
С. Прокофьева.
3.Конкурс на лучшее исполнение песни по
командам.
4.Русская народная песня-пляска “Светит
месяц”.
различными
танцевальными
движениями (хлопками, притопами) и
инструментами шумового оркестра.
О России петь - что стремиться в храм (7ч)
10
11
Колокольные
России
звоны Тембры
колоколов.
колокольных звонов.
Названия 1.“Праздничный трезвон” в исполнении
звонарей Богоявленского Патриаршего
собора
Троице-Сергиевой
Лавры
и
Определение характера и настроения “Великий колокольный звон” из оперы
их
звучания,
выделение “Борис Годунов” М. Мусоргского.
метроритмической пульсации.
2.Картины И. Левитана “Вечерний звон” и
Имитация игры на колоколах.
А. Лентулова “Небосвод”. 3.“Вечерняя
музыка” В. Гаврилина.
Знакомство с понятием музыкального
пейзажа
4.Р.н.п. “Вечерний звон”.
Подбор звучания колокольных звонов.
5.“Бубенчики”
американская
народная
песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец
Яков”.
Святые земли русской.
Определение жанра кантаты.
Александр Невский
Рассказ об Александре Невском.
1.М. Нестерова “Князь Александр Невский”
и П. Корина “Александр Невский”.
Сравнение
образа
Невского на картинах.
Вокализация
тем,
определение характера.
12
Святые земли русской.
Сергий Радонежский
2.Фрагменты из кантаты С. Прокофьева
Александра “Александр
Невский”:
“Песни
об
Александре Невском” (№ 2) и хора
“Вставайте, люди русские”(№ 4).
слушание,
3.“Бубенчики”
американская
народная
песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец
Яков”.
1.Картины М. Нестерова “Видение отроку
Варфоломею”
и
“Юность
Сергия
Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Радонежского”.
Сравнение
образа
Сергия
2.“Народные
песнопения
о
Сергии
Радонежского на картинах.
Радонежском”.
Определение народных песнопений
3.Напев Оптиной Пустыни
“О, Преславного чудесе” в исполнении
хора
Троице-Сергиевой
Лавры
(под
управлением отца Матфея).
4.“Бубенчики”
американская
народная
песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец
Яков”.
13
Жанр молитвы
Интонационно-образный анализ пьес “Народные
песнопения
о
Сергии
Чайковского.
Определение
плана Радонежском”
развития динамики в этой пьесе: тихо
из
“Детского
альбома”
П.
– усиливая – громко – затихая – тихо. Пьесы
Чайковского – “Утренняя молитва” и “В
Сравнение пьес на основе метода церкви”
“тождества и контраста”.
“Бубенчики”, америк. нар. песня (русский
текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.
14
Рождественские
праздники
Подготовка
новогоднего бала.
Тестирование.
15
Музыка на
празднике.
16
Урок-концерт
инсценировки “Поспешают к Вифлеему пастушки”
(детская народная песня), “Колыбельная”
(польская народная песня), “Рождество
Христово” (колядка).
Сказка Т. Гофмана и музыка балета П.
Чайковского “Щелкунчик”:
“Марш” детей у новогодней елки,
“Вальс снежных хлопьев”,
“Па-де-де” из второго акта.
“Добрый тебе вечер”, “Рождественское
чудо” (нар. славянские песнопения),
“Рождественская песенка” (слова и музыка
П. Синявского).
новогоднем Исполнение новогодних песен.
Инсценировка новогоднего бала.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5ч)
17
Оркестр
русских Тембры
русских
народных инструментов
инструментов.
музыкальных Русские народные песни и пляски из
Фонохрестоматии 1 класса: “Березка”
(оркестр русских народных инструментов);
Викторина “Узнай голоса русских “Полянка” (свирель); “Во кузнице” (трио
народных инструментов”.
рожечников);
“Как
под
яблонькой”,
Создание ритмической партитуры, “Былинные наигрыши” (гусли).
исполнение
с
шумового оркестра.
инструментами Стихотворение Г. Серебрякова “Ты откуда,
русская, зародилась музыка?”.
Повторение
с
инструментами “Во поле береза стояла”, “Дон-дон”,
шумового оркестра, с танцевальными “Андрей-воробей, не гоняй голубей”,
движениями
“Солнышко,
солнышко”,
“Дождик”,
“Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”
“Светит месяц”, “Камаринская”
18
Фольклор
мудрость
–народная Разучивание и разыгрывание по ролям Игра “Разыграй песню”: игровые русские
народные песни – “Выходили красны
с движениями.
девицы”, “Бояре, а мы к вам пришли”.
Повторение
с
инструментами
шумового оркестра, с танцевальными “Светит месяц”, “Камаринская”
движениями.
19
Музыка в народном стиле
Определение
формы
вариаций. С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”,
Вокализация
основной
темы,
“Вечерняя песня” А. Тома, сл. К.
сочинение слов к мелодии.
Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е.
Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл.
народные,
“Камаринская” из “Детского альбома” П.
Сравнение со звучанием народной Чайковского
песни-пляски.
“Сочини песенку”.
Выразительное
чтение
текста
народных песенок, подбор движения,
изображение действий персонажей
песенок.
20
Праздники
русского Определение песни-диалога.
народа. Масленица
Напев, наигрыш.
“Вечерняя песня” А. Тома, сл. К.
Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е.
Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл.
народные
Инструментальное исполнение народных
Исполнение
с
инструментами
наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”.
шумового оркестра, с танцевальными
движениями (“Калинка”: запев – “А мы масленицу дожидаем”, “Едет
покачивание
руками,
поднятыми масленица дорогая”.
вверх, припев – притопы и прихлопы).
Разучивание масленичных песенок.
21
Праздники
русского Песни-заклички.
народа. Встреча весны
Урок-праздник: исполнение песен,
игр,
чтение
стихов
о
весне,
прослушивание музыкальных записей
с пением птиц, веселая свистопляска
(пляска под свист глиняных игрушексвистулек
и
детских
дудочек),
исполнение
инструментальных
наигрышей
с
использованием
музыкальных инструментов.
1.“Горелки”,
“Гуси-лебеди”,
“Ручеек”,
“Ворота”, “Блины”,
а также песенкивеснянки.
2.Народные
обряды,
связанные
Масленицей и встречей Весны.
с
В музыкальном театре (4ч)
22
Детский
театр
музыкальный Определения оперы, хора, солистов. Г. Гладков,“Песня-спор”, сл. В. Луговского,
из т/ф “Новогодние приключения Маши и
Разучивание песни.
Вити”
Пение заключительного хора “Семеро
козлят”,
знакомство
с
темами-
характеристиками
главных Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”
персонажей оперы – Всезнайки,
Бодайки,
Болтушки,
Топтушки,
Малыша, мамы Козы (колыбельная), а
также разучивание еще одного хора
козлят “Целый день поем, играем”.
Играем в музыкальный театр.
Инсценировка-импровизация русской
народной сказки “Теремок”.
23
Балет на сказочный сюжет
Определение балета, балерина, танцор. Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”
Свободное дирижирование.
Выявление основной идеи: контраста
образов добра и зла.
24
Песенность,
Симфонический оркестр, дирижер
танцевальность,
маршевость в музыке опер Пластический этюд.
и балетов
Исполнение главной темы.
Выявление основных
маршевой музыки –
барабанной дроби во
“Маршу” Прокофьева,
характер
“Марша”
сказочность
“Марша
Глинки.
особенностей
изображение
вступлении к
танцевальный
Чайковского),
Черномора”
Фрагмент из
Прокофьева.
балета
“Золушка”
Г. Гладков “Песня-спор”, сл. В. Луговского
из т/ф “Новогодние приключения Маши и
Вити”.
“Вальс снежных хлопьев” из балета
“Щелкунчик” П. Чайковского.
“Колыбельная Волховы” из оперы “Садко”
Н. Римского-Корсакова.
“Марш” из оперы “Любовь к трем
апельсинам” С. Прокофьева, “Марш” из
балета “Щелкунчик” П. Чайковского,
“Марш Черномора” из оперы “Руслан и
Людмила” М. Глинки.
Г. Гладков “Песня-спор
Игра “Играем в дирижера”.
25
Опера
“Руслан
Людмила”
и Увертюра, финал.
С.
“Песня Баяна”.
Близость тем М.И.Глинки народным Картина В. Васнецова “Гусляры”.
песням-былинам.
Охарактеризовать музыку, определить Свадебный хор “Лель таинственный”.
основную идею оперы, провести
Сцена похищения Людмилы
злым
параллели с сюжетом.
волшебником Черномором.
Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М.
Глинки и заключительный хор из финала
оперы “Слава великим богам!”.
В концертном зале (3ч)
26
Жанр
сказки
симфонической Тембровые характеристики.
1.Симфоническая сказка С. Прокофьева
“Петя и волк”.
Знакомство с темой каждого из
персонажей, выявление жанровых
признаков
и
особенностей
музыкального языка, положенных в
основу музыкальных характеристик.
Определение тембра.
27
В концертном зале
Музыкальные
образы
сюиты
“Картинки
с
выставки”
Прогулка по
Гартмана.
выставке
2.Темы Пети, Птички, Утки, Кошки,
Дедушки, охотников,
Волка. При
прослушивании
тем
предложите
школьникам выявлять жанровые признаки и
особенности музыкального языка, которые
положены
в
основу
музыкальных
характеристик.
художника Пьесы из фортепианной сюиты
Мусоргского “Картинки с выставки”.
М.
1.“Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”).
2.“Богатырские ворота”
3.“Балет невылупившихся
“Лиможский рынок”.
Прослушивание пьес, определение
характера, подбор названия.
4.“Песня о картинах”
Сравнение по принципу “сходства и
различия” музыкальных образов и
средств выразительности.
Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина
птенцов”
и
28
Жанр симфонии. Форма рондо.
Симфоническая партитура.
Выразительное чтение и рассказ о
детстве Моцарта.
Какие чувства передает композитор в
своей музыке? Созвучны ли чувства
композитора XVIII в. нам, слушателям
XXI в.? Почему современный поэт В.
Боков
назвал
Моцарта
“нестареющим”?
Ролевая игра “Играем в дирижера”.
Мир музыки Моцарта
“Звучит нестареющий Моцарт”
(сл. поэта В. Боков).
2.Моцарт “Симфония № 40”.
3.Моцарт “Колыбельная”.
4.Фрагменты двух увертюр: русского
композитора М. Глинки из оперы “Руслан и
Людмила”
и В.-А. Моцарта из оперы
“Свадьба Фигаро”.
5.“Песня о картинах”
Гр. Гладкова, сл. Ю. Энтина
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 6ч)
29
Интонация
30
Выразительность
изобразительность
музыке
Средства
музыкальной 1.Моцарт “Колыбельная”.
выразительности: мелодия, ритм, лад,
2.“Токката” для органа Баха (из цикла
темп, динамика, регистр, тембр.
“Органная токката и фуга” ре минор).
Послушать,
как
вырастает
из
3.Бах “За рекою старый дом” (русский текст
интонации музыка.
Д. Тонского).
Разучивание песни с опорой на
интонацию колыбельной.
и Орган. Менуэт.
в
Понятие
выразительности
изобразительности.
и
1.Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной
тетради Анны Магдалены Бах”.
2.Бах “За рекою старый дом”
3.“Тройка” Г. Свиридова (из музыкальных
иллюстраций к повести “Метель” А.
Сравнение двух танцев на основе Пушкина) и “Попутная песня” М. Глинки
музыкальной
интонации
и (стихи Н. Кукольника).
танцевальных движений.
Контраст.
Определение
характера
и
изобразительных моментов
31
Песня, танец и марш в Ладовые
музыке Кабалевского
минора.
сопоставления
мажора- 1.Марш “Кавалерийская”.
2.Танец “Клоуны”.
Имитация цокота копыт (удары
кулачков,
хлопки
в
ладоши).
Изображение веселого танца клоунов
на арене цирка, подчеркнув акценты
звучанием ударных инструментов
(бубен, барабан, ложки, румбы и др.).
Изображение
кружения
движениями рук по кругу.
3.Песня “Карусель” (слова И. Рахилло).
4.Песня Д. Кабалевского “Наш край” (слова
А. Пришельца).
5. Г. Свиридов “Весна” и “Осень” (из
музыкальных иллюстраций к повести
карусели “Метель” А. Пушкина).
Разучивание двух мелодий, понятие
мажора-минора.
32
Жанр инструментального Рассказ о Международном конкурсе 1.Песня Д. Кабалевского “Наш край”, сл. А.
Пришельца
концерта
музыкантов-исполнителей имени
2.П.Чайковский “Концерт” для фортепиано
П.И. Чайковского.
с оркестром.
Сочинение песен в жанре марша, 3.“Играем в композитора”.
танца, песни на заданные стихи
33
Мир музыки Прокофьева Определение стиля композитора.
и Чайковского
Беседа-игра “В гостях у композитора”.
Природа и человек в музыке (“Утро” –
“Утренняя молитва” – “Зимнее утро”;
“Вечер” – “Ходит месяц над лугами” – “В
церкви”;
“Дождь и радуга” – “Песня
жаворонка”).
2.Мир детских игр и увлечений (“Игра в
Сравнение пьес из двух фортепианных
циклов:
“Детской
музыки”
Прокофьева и “Детского альбома”
Чайковского по общим тематическим
линиям.
пятнашки” – “Игра в лошадки”, “Марш”,
“Прогулка”
–
“Марш
деревянных
солдатиков”).
3.Народные мотивы (“Камаринская” –
“Мужик на гармонике играет”).
4.Сказка в музыке (“Сказочка” – “Нянина
сказка”).
5.Танцевальная
музыка
(“Вальс”,
Составление
афиши
концерта.
Тарантелла” – “Вальс”, “Полька”).
Сопоставление
музыки
двух
композиторов: С. Прокофьева и П.
Чайковского.
34
Обобщающий
концерт
урок
- Тестирование учащихся.
Заключительный концерт.
Дирижирование
увертюры
1.Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М.
Глинки.
2.Исполнение русской народной песнифрагментом пляски “Светит месяц” с танцевальными
движениями
(хлопки,
притопы)
и
музыкальными инструментами.
3. Песни по выбору.