Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающему миру» для 3 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
учитель: Баранова Екатерина Михайловна
с. Верх-Рождество, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса учебный год составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и
авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2011).
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» для третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания,
представляет младшим школьникам естественно - научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования
целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно - научных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены
задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного
уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее
национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми
нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы
обучения с применением системы средств,, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения
явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, .организация
посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение
для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе
программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды
деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков
других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения
по экологической этике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводится 2 часа в неделю.
Общее количество часов – 68.
В программе предусмотрено 2 часа резерва, которые будут использованы на повторение и систематизацию знаний учащихся.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы
и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций
народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и
окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а
именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования,
таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов )
Как устроен мир (7 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой
природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки
познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по
охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для
живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды живых организмов. Источники загрязнения воды.
Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы, представление об образовании почвы и роли организмов в
этом процессе. Значение почвы живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей.
Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, пихтовые), виды растений. Дыхание и
питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, предающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и
развитие животных. Роль животных в роде и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги . Охрана
животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в роде и жизни человека. Съедобные и несъедобные
грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль
почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства
воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние,
вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и
укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак,
алкоголь, наркотики - враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.
Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь,
проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление
природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный
труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика,
металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря
нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна
из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана
памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии,
пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Резерв
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
Резерв
Итого
Всего часов
7ч
19ч
10ч
7ч
1ч
12ч
11ч
1ч
68 часов
График проведения практических и проверочных работ
Период
обучения
1 четверть
Практическая
работа
7
2 четверть
2
3 четверть
4
Проверочная
работа
1
1
1
4 четверть
ИТОГО
13
Диагностическая
работа
1
2
Тест
1
3
1
1
3
5
Виды контрольно-измерительных материалов
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Вид работа
Стартовая диагностика
Практическая работа 1
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Практическая работа 5
Практическая работа 6
Практическая работа 7
Тема
Входная
Тела, вещества, частицы
Обнаружение крахмала в продуктах питания
Свойства воздуха
Свойства воды
Круговорот воды в природе
Состав почвы
Размножение и развитие растений
9
Проверочная работа
10
11
Тест 1
Практическая работа 8
Качество усвоения программного материала за первую
четверть
Эта удивительная природа
Знакомство с внешним строением кожи
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Практическая работа 9
Промежуточная диагностическая
работа
Тест 2
Тест 3
Практическая работа 10
Практическая работа 11
Практическая работа 12
Практическая работа 13
Тест 4
Тест 5
Итоговая диагностическая работа
Подсчет ударов пульса
Итоговая работа за 1 полугодие
Поведение на улице и в транспорте
Дорожные знаки
Наша безопасность
Устройство и работа бытового фильтра очистки воды
Полезные ископаемые
Знакомство с культурными растениями
Знакомство с различными монетами
Чему учит экономика
Качество усвоения программного материала за учебный год
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся.
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между
различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное
воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
- называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности
растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране
природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно
обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№
Тема урока
1
2
Тип
урока
Кол-во
часов
3
1.
Природа.
Ценность природы
для людей
Урок игра
1 час
2.
Человек.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
3.
Общество.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Планируемые результаты
(предметные)
Характеристика деятельности
Личностные
Познавательн Коммуникати
Регулятивные
Содержание урока
УУД
ые УУД
вные УУД
УУД
Ученик должен знать
4
5
6
7
8
Как устроен мир. 7 часов.
Учащиеся познакомятся с
Формирование
Умение
Умение
Волевая
разнообразием природы;
мотива,
осознанно и
слушать
и саморегуляция
научатся классифицировать
реализующего
произвольно
вступать
в как способность к
объекты природы,
потребность в
строить
диалог.
волевому усилию.
устанавливать связи между
социальноречевые
Различать
живой и неживой природой
значимой и
высказывания.
допустимые
и
сознают ценность природы
социально
недопустимые
для людей; научатся
оцениваемой
формы поведения.
договариваться и приходить деятельности.
к общему решению.
Развитие
готовности к
сотрудничеству
и дружбе.
Учащиеся научатся отличать Развитие
Подведение
Понимание
Умение
человека от других живых
готовности к
под понятие – возможности корректировать,
существ, различать
сотрудничеству. распознавание разных
вносить
свои
внешность человека и его
объектов,
оснований
изменения
в
внутренний мир; узнают о
выделение
для
оценки способ действия,
ступенях познания; научатся
существенных одного и того в
случае
аргументировано отвечать,
признаков и
же предмета.
расхождения
с
доказывать своё мнение.
их синтез.
эталоном.
Учащиеся научатся находить Формирование
Умение
Сотрудничест Умение
пути решения поднимаемой
адекватной и
рассматривать во в поиске высказывать своё
проблемы, работать в
позитивной
, сравнивать,
информации. предположение на
группе, сравнивать,
самооценки.
классифициро
основе работы с
обобщать, делать выводы на
вать,
иллюстрацией.
основе полученной
структурирова
Дата
по
плану
Дата
по
факту
9
10
4.
Российская
Федерация
Урок –
обобщение
1 час
5.
О чём расскажет
план
Урок
введения
новых
знаний
1час
6.
Что такое
экология.Природа
в опасности!
Охрана природы.
Урок
введения
новых
знаний
1час
7.
Обобщение знаний
Урок
информации, пользоваться
результатами собственной
деятельности.
Учащиеся научатся
определять место человека в
окружающем мире; узнают,
что такое общество, из каких
частей оно состоит; научатся
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи в
природе, между природой и
человеком и изображать их с
помощью моделей; узнают,
чем занимается наука
экология, что называют
окружающей средой;
научатся анализировать,
делать выводы, сравнивать.
Учащиеся научатся
осознавать необходимость
ответственного отношения к
природе; узнают о Красной
книге; познакомятся с
влиянием человека на
природу; научатся
аргументировано отвечать,
делать выводы.
Учащиеся научатся делать
ть.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Развитие
готовности к
сотрудничеству.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Убеждать и
уступать.
Целеполагание
как
постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и
усвоено
учащимися и того,
что
ещё
не
известно.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Умение
корректировать,
вносить
свои
изменения
в
способ действия,
в
случае
расхождения
с
эталоном.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Формирование
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
Умение
Прогнозирование
слушать
и результатов.
вступать
в
диалог.
Развитие
готовности к
сотрудничест
ву.
Поиск и
Понимание
Планирование
и
по теме «Как
устроен мир».
Проверочная
работа. Наши
проекты:
«Богатства,
отданные
людям».
введения
новых
знаний
1час
8.
Звёздное небоВеликая книга
природы
Урок экскурси
я
1 час
9.
Тела, вещества,
частицы.
Урок
введения
новых
знаний
1час
10.
Разнообразие
веществ
Урок
введения
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по
новой теме в новых
условиях, аргументировано
отвечать, делать выводы,
оценивать свои знания.
адекватной и
позитивной
самооценки.
выделение
нужной
информации.
Формировани
е
универсальног
о логического
действия синтеза
Эта удивительная природа. 19 часов.
Учащиеся научатся
Формирование
Ориентация в
мотива,
своей системе
различать тела, вещества,
реализующего
знаний: в
частицы, описывать
потребность в
учебнике на
изученные вещества,
социальноразвороте, в
доказывать предположения,
значимой
и
оглавлении, в
делать выводы.
социальнословаре.
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Учащиеся научатся
различать вещества, их
свойства, описывать
изученные вещества,
проводить наблюдения и
ставить опыты,
анализировать, доказывать
предположения, делать
выводы.
Учащиеся научатся с
помощью опытов
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть.
Формирование
мотива,
Определение
и
возможности
различных
позиций
и
точек зрения
на какой-либо
предмет
и
вопрос.
Умение
договариватьс
я, находить
общее
решение.
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата
с
заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений
и
отличий.
Понимание
возможности
различных
позиций
и
точек зрения
на какой-либо
вопрос
или
предмет.
Умение
находить
общее
решение.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Умение
корректировать,
т.е.
вносить
изменения
в
способ действия, в
случае
расхождения
с
эталоном.
Прогнозирование
результата.
Умение
слушать
Умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
иллюстрацией.
Волевая
и саморегуляция.
новых
знаний
1час
исследовать свойства
воздуха, анализировать,
доказывать предположения,
делать выводы, использовать
тексты и иллюстрации
учебника для поиска ответов
на вопросы.
11.
Воздух и его
охрана.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся с
помощью опытов
исследовать свойства воды,
анализировать, доказывать
предположения, делать
выводы, использовать
тексты и иллюстрации
учебника для поиска ответов
на вопросы.
12.
Вода.
Урок
введения
новых
знаний
1час
13.
Превращения и
круговорот воды.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся
увязывать круговорот воды с
её свойствами, моделировать
круговорот воды,
использовать тексты и
иллюстрации учебника для
поисков ответа на вопросы,
доказывать предположения,
делать выводы, готовить
устные сообщения.
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой
природой, моделировать их
и использовать для
объяснения необходимости
реализующего
формулирован
потребность
в ие цели
социальнодеятельности
значимой
и на уроке с
социальнопомощью
оцениваемой
учителя.
деятельности;
потребности
в
учении.
Формирование
Умение
мотива,
осознанно и
реализующего
произвольно
потребность в
строить
социальноречевое
значимой и
высказывание.
социальнооцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Формирование
Подведение
мотива,
под понятие –
реализующего
распознавание
потребность в
объектов,
социальновыделение
значимой и
существенных
социальнопризнаков и
оцениваемой
их синтез.
деятельности;
Умение
потребности в
рассматривать
учении.
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть.
вступать
в Оценка качества и
диалог.
уровня усвоения
Развитие
материала.
готовности к
сотрудничест
ву.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Убеждать и
уступать.
Целеполагание
как
постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и
усвоено
учащимися и того,
что
ещё
не
известно.
Понимание
возможности
разных
оснований
для
оценки
одного и того
же предмета.
Понимание
возможности
различных
точек зрения
на какой либо
вопрос
или
предмет.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Готовность
к
преодолению
трудностей.
бережного отношения к
природе.
Учащиеся научатся с
помощью опытов
исследовать основные
свойства почвы, выдвигать
гипотезы и доказывать их,
исследовать почву с
помощью опытов,
моделировать связи почвы и
растений.
14.
Берегите воду!
Урок
введения
новых
знаний
1час
15.
Что такое почва.
Урок
рефлекси
я
1час
Учащиеся научатся
классифицировать растения,
определять их с помощью
атласа-определителя,
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
16.
Разнообразие
растений.
Урок
введения
новых
знаний,
1час
17.
Солнце, растения
и мы с вами.
Урок
введения
новых
знаний,
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи
между неживой природой,
растениями и человеком,
моделировать их и
использовать для
объяснения необходимости
бережного отношения к
растениям.
Учащиеся научатся
объяснять, что такое
опыление, как
распространяются плоды и
Формирование
адекватной и
объективной
самооценки.
Анализ
объектов.
Умение
классифициро
вать,
структурирова
ть знания.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификаци
я объектов.
Умение
осознанно и
произвольно
строить своё
предложение.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
Сотрудничест Целеполагание
во в поиске как
постановка
информации. учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и
усвоено
учащимися и того,
что
ещё
не
известно.
Умелое
Умение работать
оформление
по
своих мыслей предложенному
в устной и учителем плану.
письменной
речи.
Сотрудничест Постановка
во в поиске учебной задачи.
информации. Волевая
саморегуляция.
Умение
слушать
вступать
диалог.
Планирование и
и контроль в форме
в сличения способа
действия и его
1 час
18.
Размножение и
развитие растений.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
19.
Охрана растений.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
20.
. Разнообразие
животных.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
семена, обнаруживать
взаимосвязи в живой
природе, моделировать их и
использовать для
объяснения необходимости
бережного отношения к
природе.
Учащиеся научатся
объяснять, почему многие
растения стали редкими и
как нужно охранять
растения, оценивать
поступки людей по
отношению к природе,
формулировать правила
друзей природы,
анализировать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
классифицировать животных
по их групповым признакам,
определять их с помощью
атласа-определителя,
аргументировать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
классифицировать животных
по типу питания,
моделировать цепи питания,
обнаруживать признаки
приспособляемости
животных к добыванию
пищи и защите от врагов.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
вать,
структурирова
ть знания.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификаци
я объектов.
Знаковосимволическо
е
моделировани
е.
Определение
и
формулирован
ие цели
деятельности
на уроке с
помощью
учителя.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
Развитие
готовности к
сотрудничест
ву.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
результата
с
заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений
и
отличий.
21.
Кто что ест
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
22.
Размножение и
развитие
животных.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
23.
Охрана животных.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой
природой, пользоваться
атласом-определителем для
распознавания природных
объектов, использовать
учебник, другие источники
информации для получения
ответов на вопросы,
объяснений, подготовке
собственных сообщений.
Учащиеся научатся
изображать процесс
развития животных с
помощью моделей,
обнаруживать взаимосвязи в
живой природе; узнают, как
развиваются и
размножаются животные.
Учащиеся научатся
объяснять, почему многие
животные стали редкими,
как нужно охранять
животных, оценивать
поступки людей по
отношению к природе,
формулировать правила
друзей природы,
анализировать, делать
выводы.
учащихся.
строить
речевое
предложение.
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Осознание
ответственности
человека за
благосостояние
общества,
развитие
доброжелательн
ости, доверия и
внимательности
к людям,
готовности к
сотрудничеству
и дружбе,
оказанию
помощи тем, кто
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест Постановка
во в поиске учебной задачи.
информации. Волевая
саморегуляция.
Поиск и
выделение
нужной
информации.
Понимание
возможности
разных
оснований
для
оценки
одного и того
же предмета.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
24.
В царстве грибов.
Урок –
обобщение,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение грибов,
их значение в природе и в
жизни людей, различать
съедобные и несъедобные
грибы, правильно собирать
грибы.
25.
Великий
круговорот жизни.
. Наши проекты:
«Разнообразие
природы родного
края».
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять участие каждого
живого существа в едином
круговороте веществ,
моделировать круговорот
веществ и использовать
модель для объяснения
необходимости бережного
отношения к природе.
26.
Обобщение знаний
по теме: «Эта
удивительная
природа».
Проверочная
работа
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
в ней нуждается
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Осознание
ответственности
человека за
благосостояние
общества,
развитие
доброжелательн
ости, доверия и
внимательности
к людям,
готовности к
сотрудничеству
и дружбе,
оказанию
помощи тем, кто
в ней нуждается
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Поиск и
выделение
нужной
информации.
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом.
Оформление
своей мысли
в устной и
письменной
речи.
Использовани
е знаковосимволически
х средств, в
том числе
схем и
моделей.
Ориентация
на
разнообразие
Формировани
е
собственного
мнения
и
позиции.
Умение
договариватьс
я и приходить
к
общему
решению.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
Сотрудничест Целеполагание
во в поиске как
постановка
информации. учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и
усвоено
учащимися и того,
что
ещё
не
известно.
Принятие
и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом
данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы
в
учебном
27.
Организм
человека.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
28.
Органы чувств.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
29.
Надёжная защита
организма.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
способов
решения
поставленных
задач.
Мы и наше здоровье. 10 часов.
Учащиеся научатся
Формирование
Поиск и
объяснять, что такое органы мотива,
выделение
и системы органов человека, реализующего
необходимой
устанавливать связь между
потребность в
информации.
их строением и работой.
социальноУмение
значимой и
осознанно и
социальнопроизвольно
оцениваемой
строить свое
деятельности.
предложение.
Учащиеся научатся
рассказывать об органах
чувств по плану,
использовать тексты и
иллюстрации учебника,
другие источники
информации для поиска
ответов на вопросы,
подготовки собственных
сообщений, применять
знания о строении и
жизнедеятельности
организма человека для
сохранения и укрепления
здоровья.
Учащиеся научатся
объяснять что такое кожи
работа кожи, оказывать
первую помощь при
небольших повреждениях
Формирование
устойчивой
учебнопознавательной
мотивации
учения.
Умение
осознанно и
произвольно
строить своё
предложение.
Умение
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
практических
задач.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
сотрудничестве.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Умение
договариватьс
я, находить
общее
решение.
Умение
контролирова
ть действия
партнёра.
Учёт разных
мнений
и
стремление к
координации
различных
позиций
в
сотрудничест
ве.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
Принятие
и
сохранение
учебной задачи.
Проявление
познавательной
инициативы
в
учебном
сотрудничестве.
Умение
Формирование
слушать
и адекватной
вступать
в оценки
диалог.
правильности
Понимание
выполнения
кожи, анализировать, делать
выводы, обобщать.
значимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
30.
Опора тела и
движение.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение и
принципы работы опорнодвигательной системы
человека, держать
правильную осанку,
анализировать, делать
выводы.
31.
Наше питание.
Урок экскурси
я
1 час
32.
Наши проекты:
«Школа
кулинаров».
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение и
принципы работы
пищеварительной системы,
выполнять правила
рационального питания,
понимать необходимость
здорового образа жизни и
соблюдать соответствующие
правила, анализировать,
делать выводы.
Учащиеся научатся
выполнять правила
рационального питания,
использовать учебник,
другие источники
информации для поисков
ответов на вопросы,
объяснений, подготовки
собственных сообщений.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Подведение
под понятие
на основе
распознавания
объектов,
выделения
существенных
признаков и
их синтеза.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификаци
я объектов.
Знаковосимволическо
е
моделировани
е.
различных
точек зрения
на один и тот
же
вопрос
или предмет.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
действий и
внесение
необходимых
корректив.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Целеполагание
как
постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и
усвоено
учащимися и того,
что
ещё
не
известно.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест Постановка
во в поиске учебной задачи.
информации. Волевая
саморегуляция.
Волевая
саморегуляция.
Прогнозирование
результата.
33.
Дыхание и
кровообращение.
Урок –
обобщение
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение и
принципы работы
дыхательной и кровеносной
систем, узнают о роли крови
в организме, научатся
измерять пульс.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
ать своё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
34.
Умей
предупреждать
болезни.
Урок –
презента
ция
1 час
Учащиеся научатся
закаливать организм,
предупреждать болезни.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
35.
Здоровый образ
жизни.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся сформируют
правила здорового образа
жизни, научатся их
выполнять.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
36
Обобщение знаний
по теме «Мы и
наше здоровье».
Проверочная
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группе,
использовать знания по теме
Формирование
установки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Оформление
Постановка
своей мысли учебной задачи.
в устной и Волевая
письменной
саморегуляция.
речи.
работа.
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
37.
Огонь, вода и газ.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
38
Чтобы путь был
счастливым.
Урок –
игра
1 час
39.
Дорожные знаки.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Формирование
ответов на
мотива,
вопросы,
реализующего
используя
потребность в
учебник.
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Наша безопасность.8 часов.
Учащиеся научатся
Формирование
Поиск и
установки на
выделение
правильно действовать при
здоровый и
необходимой
пожаре, аварии
безопасный
информации.
водопроводов, утечке газа,
образ
жизни.
Нахождение
использовать текст и
ответов на
иллюстрации учебника для
вопросы,
поиска ответов на вопросы,
используя
подготовки собственных
учебник.
сообщений.
Учащиеся научатся
Формирование
Поиск и
установки на
выделение
соблюдать правила
здоровый и
необходимой
безопасного поведения
безопасный
информации.
пешехода, велосипедиста,
образ
жизни.
Нахождение
пассажира, работать в
ответов на
группах, высказывать своё
вопросы,
мнение.
используя
учебник.
Учащиеся научатся
Установление
Самостоятель
различать дорожные знаки
связи между
ное выделение
разных групп, следовать из
целью учебной
и
указаниям, анализировать,
деятельности и
формулирован
сравнивать, обобщать.
её мотивом.
ие
Нравственнопознавательно
этическая
й цели.
ориентация.
Структуриров
Оформление
своей мысли
в устной и
письменной
речи.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Планировани
е учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Планировани
е
учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
.
Выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
40.
Наши проекты:
«Кто нас
защищает».
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся брать
интервью, узнают о
родственниках, воевавших
на фронтах Великой
Отечественной войны, и
служащих в органах,
защищающих и спасающих
людей, работать с разными
источниками информации,
делать сообщения в устной и
письменной форме,
анализировать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
правильно вести себя в
квартире, доме и ближайших
окрестностях, использовать
текст и иллюстрации
учебника для поиска ответов
на вопросы, подготовки
собственных сообщений.
Формирование
установки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
41.
Опасные места.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
42.
Природа и наша
безопасность.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
правильно вести себя во
время грозы, распознавать
ядовитые растения и грибы,
избегать опасности при
встречах и общении с
животными,
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально
значимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
43.
Резерв
Экологическая
безопасность.
Урок
обобщение
Учащиеся научатся
соблюдать правила
экологической безопасности
Формирование
адекватной и
позитивной
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Нравственноэтическая
ориентация.
ание знаний.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Самостоятель
ное выделение
и
формулирован
ие
познавательно
й цели.
Структуриров
ание знаний.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Поиск и
выделение
необходимой
Оформление
своей мысли
в устной и
письменной
речи.
Планировани
е
учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
усвоения.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
усвоения.
Сотрудничест Целеполагание
во в поиске как
постановка
информации. учебной задачи на
Умение
основе
аргументиров соотнесения того,
ать
своё что уже известно
предложение, и
усвоено
убеждать
и учащимися и того,
уступать.
что
ещё
не
известно.
Умение
Целеполагание
аргументиров как постановка
ать своё
учебной задачи на
1 час
44.
Обобщение знаний
по теме «Наша
безопасность».
Проверочная
работа.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
45.
Для чего нужна
экономика.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
46.
Природные
богатства и труд
людей – основа
экономики.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
в повседневной жизни,
обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой
природой, моделировать их
и использовать для
объяснения необходимости
бережного отношения к
природе, высказывать своё
мнение, доказывать его.
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
предложение.
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения на
один и тот же
вопрос или
предмет.
Прогнозирование
результата.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Умение
аргументиров
ать
своё
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
Чему учит экономика. 12 часов.
Учащиеся научатся
Формирование
Ориентация в
мотива,
своей системе
раскрывать роль экономики
реализующего
знаний:
в нашей жизни, объяснять,
потребность
в
отличие
что такое потребности
социально
нового от уже
человека, товары и услуги,
значимой
и
известного с
анализировать, обобщать,
социально
помощью
делать выводы.
оцениваемой
учителя.
деятельности.
Учащиеся научатся
Формирование
Ориентация в
своей системе
раскрывать роль природных адекватной и
позитивной
знаний:
богатств и труда людей в
самооценки.
отличие
экономике, осознавать
нового от уже
значение природных
известного с
богатств в хозяйственной
47.
Полезные
ископаемые
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
48.
Растениеводство.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
49.
Животноводство.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
деятельности человека,
необходимость бережного
отношения к природным
богатствам, использовать
тексты из разных
источников информации для
подготовки сообщений.
Учащиеся научатся
различать важные полезные
ископаемые, объяснять их
значение в экономике,
осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека, необходимость
бережного отношения к
природным богатствам,
анализировать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
сравнивать культурные
растения и описывать их по
плану, объяснять, что такое
растениеводство и для чего
люди им занимаются,
работать в парах,
анализировать, делать
выводы, обобщать
полученные знания.
Учащиеся научатся
классифицировать
домашних животных,
объяснять, что такое
животноводство и для чего
люди им занимаются,
работать в парах,
помощью
учителя.
предложение,
убеждать
и
уступать.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Нравственноэтическая
ориентация.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
слушать
и
вступать
в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения
на
один и тот же
вопрос
или
предмет.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже
известного с
помощью
Принятие и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Сотрудничест Волевая
во в поиске саморегуляция.
информации. Оценка качества и
Умение
уровня усвоения
аргументиров материала.
ать
своё
предложение,
50.
Какая бывает
промышленность.
Урокобобщен
ие
1 час
51.
Наши проекты:
«Экономика
родного края».
Урок
введения
новых
знаний
1 час
52.
Что такое деньги.
Уроки
введения
новых
знаний
2 часа
53.
Государственный
бюджет.
Урок
введения
новых
анализировать, делать
выводы, обобщать
полученные знания.
Учащиеся научатся
различать отрасли
промышленности,
обнаруживать взаимосвязи
между ними, различать
продукцию каждой отрасли
промышленности,
сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Учащиеся научатся
раскрывать роль экономики
в жизни родного края,
осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека,
необходимость бережного
отношения к природным
богатствам, работать в
группах, делать сообщения в
устной и письменной форме.
Учащиеся научатся
понимать роль денег в
экономике, объяснять, что
такое деньги, различать
денежные единицы
некоторых стран,
анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Учащиеся научатся
объяснять, что такое
государственный бюджет, из
учителя.
убеждать
уступать.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
ать своё
предложение.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
слушать
вступать
диалог.
Установление
связи между
целью учебной
Подведение
под понятие –
распознавание
Сотрудничест Принятие
и
во в поиске сохранение
информации. учебной задачи.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
и
Умение
слушать
и
вступать
в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения
на
один и тот же
вопрос
или
предмет.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Принятие и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.
Волевая
и саморегуляция.
в Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
знаний
1 час
чего он складывается,
осознавать необходимость
уплаты налогов гражданами
страны, анализировать,
сравнивать, обобщать,
делать выводы.
деятельности и
её мотивом.
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
54.
Семейный
бюджет.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
объяснять, что такое
семейный бюджет, из чего
он складывается, как ведётся
хозяйство семьи,
анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Умение
объяснять с
позиций
общечеловеческ
их нравственных
ценностей,
почему
конкретные
поступки можно
оценить как
хорошие и
плохие.
Поиск и
выделение
нужной
информации.
Умение
слушать
и
вступать
в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения
на
один и тот же
вопрос
или
предмет.
55.
Экономика и
экология.
Урок экскурси
я
1 час
Учащиеся научатся
обнаруживать связи между
экономикой и экологией,
строить простейшие
экологические прогнозы,
осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека, необходимость
бережного отношения к
природным богатствам,
анализировать, сравнивать,
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
рассматриват
ь, сравнивать,
классифициро
вать,
структуриров
ать знания.
Планирование
своих действий с
учетом
данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы
в
учебном
сотрудничестве.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Постановка
учебной задачи.
Преодоление
трудностей.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
56.
Обобщение знаний
по теме «Чему
учит экономика».
Проверочная
работа.
Урок –
рефлекси
я
1 час
5759.
Золотое кольцо
России.
Урок
введения
новых
знаний
3 часа
60.
Наши проекты:
«Музей
путешествий»
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
61.
Наши ближайшие
Урок
введения
сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
Ориентация в Умение
своей системе аргументиров
знаний:
ать
своё
отличие
предложение,
нового от уже убеждать.
известного с
Сотрудничест
помощью
во в поиске
учителя.
информации.
Путешествие по городам и странам. 12 часов.
Учащиеся научатся находить
на карте города Золотого
кольца России, приводить
примеры
достопримечательностей
этих городов, осознавать
необходимость бережного
отношения к памятникам
истории и культуры,
анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Учащиеся научатся находить
и показывать на карте
города, приводить примеры
достопримечательностей
этих городов, осознавать
необходимость бережного
отношения к памятникам
истории и культуры,
работать с разными
источниками информации,
делать сообщения в устной и
письменной форме.
Учащиеся научатся находить
и показывать на карте
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
Формирование
моральной
самооценки,
ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
слушать
вступать
диалог.
Формирование
мотива,
Поиск и
выделение
Сотрудничест Прогнозирование
во в поиске результата.
Волевая
и саморегуляция.
в Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
соседи.
новых
знаний,
1 час
страны и их столицы,
приводить примеры
достопримечательностей
разных стран, ценить
уважительные,
добрососедские отношения
между странами и народами,
использовать справочные
издания, детскую литературу
для поиска информации о
человеке и обществе.
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
необходимой
информации.
информации.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Знаковосимволическо
е
моделировани
е. Поиск и
выделение
нужной
информации.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
62.
На севере Европы.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
63.
Что такое
Бенилюкс.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о странах по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
64.
В центре Европы.
Урок
введения
новых
знаний
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
Знаковосимволическо
е
моделировани
Принятие
и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом
данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы
в
учебном
сотрудничестве.
Умение
Целеполагание
аргументиров как постановка
ать
своё учебной задачи на
предложение. основе
Сотрудничать соотнесения того,
в
поиске что уже известно
информации. и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Сотрудничест Волевая
во в поиске саморегуляция.
информации. Оценка качества и
уровня усвоения
1 час
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
е. Поиск и
выделение
необходимой
информации.
65.
По Франции и
Великобритании.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть знания.
66.
На юге Европы.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач. Умение
структурирова
ть знания.
67.
По знаменитым
местам мира.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся ценить
памятники истории и
культуры, осознавать
необходимость бережного
отношения к ним,
анализировать, сравнивать,
делать выводы.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
68.
Резерв
Обобщение знаний
по теме
Урокобобщен
ие
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.
Формирование
адекватной и
позитивной
Поиск и
выделение
необходимой
материала.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во в поиске
информации.
Умение
корректировать,
т.е. вносить
изменения в
способ действия в
случае
расхождения с
эталоном.
Прогнозирование
результата.
Сотрудничест Волевая
во в поиске саморегуляция.
информации. Оценка качества и
Умение
уровня усвоения
аргументиров материала.
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Сотрудничест Прогнозирование
во в поиске результата.
информации.
Умение
аргументиров
ать
своё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Умение
Целеполагание
аргументиров как постановка
ать своё
учебной задачи на
«Путешествие по
городам и
странам».
Проверочная
работа.
ИТОГО – 68 Ч
1 час
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
предложение.
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материальноПримечания
технического обеспечения
Книгопечатная продукция
Плешакои А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.
Учебники
В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены
подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты
изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с
характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.
техническое обеспечение.
3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.
В учебниках (1—4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.
основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока
3 класс. В 2 ч. 4.2. — М.: Просвещение, 2013.
представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять
Рабочие тетради
наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1—4 классов
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая
включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы
тетрадь. 3класс. В 2ч. Ч. 1. — М 2013. : Просвещение практических действий, задания, предусматривающие определение этапов
2.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая
проведения опытов, способов моделирования.
тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М. 2013. :
Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит
Просвещение
осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши
Тесты :
проекты» учебников 1—4 классов. В учебниках 1—4 классов в методическом
Плешаков А.А. Гара Н.Н. Назарова З.Д.
аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольноОкружающий мир :тесты 3 класс – М :Просвещение оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубри2013
кой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся
сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и
Методическое пособие А.А.Плешаков Окружающий задач.
мир : Поурочные разработки : 3 класс
Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой
1. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-опрететради имеются ответы на все тесты.
делитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на
2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для
все годы обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для
учащихся начальных классов. — М.: Просвещение,
учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки
2010.
экологической этики». В 1 классе начинается активная работа с атласом-опреде-
3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне,
или Первые уроки экологической этики:
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
лителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных
для курса видов деятельности учащихся — распознавание природных объектов.
В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы
для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой
собственный атлас-определитель и пользовался им (с помощью взрослых или
самостоятельно) как в домашних условиях, так и во время прогулок, экскурсий,
на каникулах летом, внеклассных занятиях.
Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет
решать воспитательные задачи в познании окружающего мира, избегая
декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов
ребенка. И в адекватной для ребёнка форме решает задачи формирования
нравственных ценностей.
Таким образом реализуется идея курса — формирование семейных ценностей
через организацию совместной деятельности ребёнка и взрослых в семье.
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю- Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников
щий мир», 3 класс.
мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией,
проверочными тестами различного типа и уровня.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для
Размер не менее 150 х 150 см. С диагональю не менее 72 см
крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрывагель. Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп). Мультимедийный
проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по
Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений,
природоведению, истории, обществоведению, этнозаписи голосов птиц и др.
графии народов России и мира. Аудиозаписи в
соответствии с содержанием обучения (в том числе в
цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений
(с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
С учётом местных особенностей и условий школы
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами