Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология» для 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
учитель: Дурновцева Валентина Павловна
с. Верх-Рождество, 2023
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
Год основания школы-1987 год
Директор школы-Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес: 617183, Пермский край
Частинский район
с. Верх-Рождество
ул. Школьная, 16
тел/факс (34 268) 2-32-40
Электронная почта: chastvrogd@yandex.ru
Автор программы «Технология, 4 класс»-Дурновцева Валентина Павловна
Координатор программы «Технология, 4 класс» - Крылова Валентина Владимировна, директор школы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся на основе программы по учебному предмету « Технология» Образовательной системы «Школа 2100»
рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго
поколения и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов программы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.
Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, предполагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиций, а с
другой — преобразование, улучшение и совершенствование среды обитания человека. Начальное технологическое образование должно обеспечить
человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Практико ориентированная направленность
содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов
(математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально
практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
I.
Цель уроков технологии в начальной школе приобретение личного опыта и практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, техникоотехнологическими умениями и проектной деятельность на основе системно деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Cтимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего
региона, России и других государств;
2. формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;
3. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно
конструкторской деятельности;
4. формирование первоначальных конструкторско технологических знаний и умений;
5. развитие знаково символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
6. формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
7. овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска
(проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика предмета
Теоретической основой данной программы являются:
● системноодеятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности
● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Особенность программы:
Изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в
информационном пространстве.
Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско технологических
знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Направления предмета:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности
Конструирование и моделирование
На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
● знакомятся с рабочими технологическими операциями, алгоритмом выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые
материалы и инструменты;
● овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
● учатся экономно расходовать материалы;
● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять
обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
● учатся преимущественно конструкторской деятельности;
● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курсов «Изобразительное искусство», «Математика», «Русский язык» « Литературное Чтение», «
Окружающий мир»
В программе «Технология» предусмотрены:
Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями;
знакомство с производствами связанных с природными ресурсами;
знакомство с проблемами охраны природы.
II.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета " технология " во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений
Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений
литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за
настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма- любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
III.
Планируемые результаты:
Предметные:
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической
стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и
умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и
важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники
безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и
друзьям, игрушечных моделей, художественно - декоративных и других изделий;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения
учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Раздел « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Обучающийся научится:
Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность),
эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической
работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
Уважительно относиться к труду людей;
Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;
Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)
Раздел « Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности»
Обучающийся научится:
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни
осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в
соответствии с поставленной задачей;
Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной
обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые
материалы;
Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими
(ножницы) и колющими (швейная игла);
Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией:
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия
по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративно- художественной задачей
Раздел « Конструирование и моделирование»
Обучающийся научится:
Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых
свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Обучающиеся овладеют умениями:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во
время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью
проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной
и трудовой деятельности.
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие
или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности,
конструкторско- технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана
действий, мелкой моторики рук.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной
творческой практической деятельности на основе: целеполагания и
планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора
оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические
средства и овладеть действием моделирования.
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся
получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества
и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для
формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия
деятельности в речи.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевых компетентностей
регулятивные
производить
контроль
за
своими
действиями
и
результатом по заданному
образцу;
производить самооценку и
оценку
действий другого
человека на основе заданных
критериев (параметров);
различать оценку личности от
оценки действия;
сопоставлять свою оценку с
оценкой педагога и определять
свои предметные «дефициты»;
выполнять задание на основе
заданного
алгоритма
(инструкции);
задавать
«умный»
вопрос
взрослому или сверстнику;
отличать
известное
от
неизвестного в специально
созданной ситуации учителем;
указывать в недоопределенной
ситуации, каких знаний и
умений
не
хватает
для
успешного действия;
Универсальные учебные действия,
коммуникативные
использовать
специальные
знаки при
организации
коммуникации
между
учащимися;
инициировать «умный» вопрос
к взрослому и сверстнику;
различать оценку действия и
оценку личности;
договариваться и приходить к
общему мнению (решению)
внутри
малой
группы,
учитывать разные точки зрения
внутри группы;
строить полный (устный) ответ
на
вопрос
учителя,
аргументировать свое согласие
(несогласие)
с мнениями
участников учебного диалога.
познавательные
формулировать
поисковый
запрос и выбирать способы
получения информации;
проводить
самостоятельные
наблюдения;
формулировать
вопросы
к
взрослому с указанием на
недостаточность информации
или
свое
непонимание
информации;
находить
в
сообщении
информацию в явном виде;
использовать
знаковосимволические
средства
(чертежи,
формулы)
представления информации для
создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем
решения
учебных
и
практических задач;
использовать
программный
комплекс
«КОД»
для
получения
необходимой
информации и установления
коммуникации
с другими
Социальный опыт
владеть развитыми формами игровой
деятельности
(сюжетно-ролевые,
режиссерские
игры,
игрыдраматизации); удерживать
свой
замысел,
согласовывать
его
с
партнерами по игре; воплощать в
игровом
действии;
удерживать
правило и следовать ему, создавать и
воплощать собственные творческие
замыслы;
организовывать
рабочее
место,
планировать работу и соблюдать
технику безопасности для разных
видов деятельности первоклассника
(учебная, изобразительная, трудовая и
т.д.);
руководствоваться
выработанными
правилами жизни в классе;
определять
по
вербальному
и
невербальному поведению состояние
других людей и живых существ и
адекватно реагировать;
управлять проявлениями
своих
эмоций.
совместно с другим (в т.ч. с
родителями) отбирать учебный
материал и планировать его
выполнение в ходе домашней
самостоятельной работы.
Практическое освоение работы в позиции
«автора-технолога»
освоить простые операции разрезания и
надрезов; склеивания и наклеивания;
сгибания и скругления, сшивания и
вышивания, прочного крепления разных
материалов;
освоить действия с материалами и
инструментами, учитывая мерность по
величине, форме, цвету, фактуре в трех
градациях – двух крайних и средней.
субъектами образовательного
процесса;
определять главную мысль
текста; находить в тексте
незнакомые слова, определять
их
значение
разными
способами,
составлять
простейший план несложного
текста
для
пересказа;
рассказывать несложный текст
по плану, описывать устно
объект наблюдения.
Художественная и технологическая грамотность
Практическое освоение работы в позиции
Практическое освоение работы в позиции
«автора-художника»
«художника-критика»
устанавливать
смысловые и выразительные связи
освоить действие по созданию, восприятию и
непосредственному практическому поиску между изображениями, соединять их по
соединения по форме, величине, цвету и содержанию своего рисунка, скульптуры, поделки,
другим свойствам разных материалов на оценивая их по критерию «кто это?»
основе эстетического принципа меры и (узнаваемость) и «что делает, чувствует
изображенный субъект и какой он?»
замысла своей работы.
(выразительность).
IV.
Содержание учебного предмета включает следующие разделы:
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико ориентированную направленность.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и трудовые компетенции. Основы культуры труда и быта.
Трудовая деятельность в жизни человека.
Ремесла и их роль в культуре народов мира,
мастера, их профессии и виды изготавливаемых
изделий в зависимости от условий конкретной
местности; традиции и творчество мастера в
создании
предметной
среды.
Соблюдение при работе безопасных приемов
труда.
Природа в художественно-практической Использование форм и образов природы в
деятельности человека.
создании предметной среды (в лепке, аппликации,
мозаике и пр.).
Природа и техническая среда.
Машины и механизмы – помощники человека, их
назначение.
Дом и семья.
Декоративное оформление культурно-бытовой
среды.
Растения и домашние животные.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Материалы, их свойства, происхождение и Материалы, их конструктивные и декоративные
использование человеком.
свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в
зависимости
от
назначения
изделия.
Подготовка
материалов
к
работе.
Бережное
использование
и
экономное
расходование
материалов.
Способы обработки материалов для достижения
декоративно-художественных эффектов.
Общее представление о технологическом Представление об устройстве и назначении
процессе.
изделий,
последовательности
практических
действий и технологических операций.
Технологические
операции
ручной Разметка (по шаблону, копированием, с помощью
обработки
материалов
(изготовление линейки,
циркуля).
изделий из бумаги, картона, ткани и др.).
Обработка материала (отрывание, сгибание,
складывание, резание ножницами, канцелярским
ножом).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое,
ниточное).
Отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.).
Графические изображения в технике и Виды условных графических изображений:
технологии.
рисунок, эскиз, развертка. Разметка с опорой на
графические изображения.
3. Конструирование и моделирование.
Изделие и его конструкция.
Конструирование
и
несложных объектов.
Изделие (поделка), деталь изделия. Конструкция
изделия, изготовление изделий с разными видами
сборки.
моделирование Конструирование и моделирование изделий на
основе природных форм (образы животных и
растений в технике оригами, аппликации).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихс я
Тема урока
Основные понятия раздела
Кол-во
уроков
V.
Виды учебной деятельности
Вводный
урок.
Инструктаж
Вспомни, подумай, обсуди.
Архитектор,
модельер,
мастер игрушек
Все начинается с
замысла
Самолёт истребитель
Воплощение замысла
1
Роль фантазии в
реализации замысла
О чём могут рассказать
игрушки
Переосмысление жизни
в творчестве
2
1
Худ. образ
2
Соответствие
формы
и
содержания
в
изо,
литературе, музыке, театре,
архитектуре.
Народность, утилитарное и
эстетическое в игрушке
2
Соответствие формы и
(коллективная)
содержания в изо,
литературе, музыке, театре,
архитектуре.
2
Под руководством учителя:
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и
самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в
полученные результаты;
ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить
коллективное
обсуждение
предложенных
учителем
или
возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать
возможные способы их решения.
Самостоятельно:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать,
сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и
технологические
свойства,
конструктивные
особенности
используемых инструментов).
С помощью учителя:
проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом
с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или
с целью передачи определённой художественно-эстетической
информации; воплощать мысленный образ в подобранном
материале с опорой (при необходимости) на графические
изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторскотехнологических
и
декоративно-художественных
задач
в
зависимости от конкретных условий;
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при
необходимости) на освоенные графические изображения;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов:
принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и
практическая реализация окончательного образа объекта,
определение своего места в общей деятельности;
обобщать
Переосмысление жизни
в искусстве
Народное искусство
Живопись
Архитектура
Вещи века
1
1
1
2
1
Материал и образ
Гармония образа
2
1
Отражение времени в
творчестве
Единство человека и
природы
Архитектурные образы
1
Мастерство обобщения
Личность автора в
творчестве
Мысли и чувства
1
1
Худ. образ
Худ. образ
Искусство эпохи
Средневековья и
Возрождения
Худ. образ
Происхождение и свойства
шерстяных и шёлковых
тканей.
Зависимость формы от
жанровых особенностей
1
2
1
Разметка
объёмных
геометрических
форм
(развёрток)
с
помощью
линейки и угольника.
Соответствие формы и
содержания в изо,
литературе, музыке, театре,
Зависимость формы от
жанровых особенностей
Худ. образ
Многообразие
проявления гармонии
Цвет в природе и
творчестве
Образ художника в его
творчестве
Образ ученого,
исследователя,
изобретателя
1
Человек вознесся к
небесам
1
Образ нового человека
1
Из тьмы явился свет
1
Чему я научился за год
1
Итого
34
1
1
1
Зависимость формы от
жанровых особенностей
Худ. образ