Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
учитель: Дурновцева Валентина Павловна
с. Верх-Рождество, 2023
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
Год основания школы-1987 год
Директор школы-Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес: 617183, Пермский край
Частинский район
с. Верх-Рождество
ул. Школьная, 16
тел/факс (34 268) 2-32-40
Электронная почта: chastvrogd@yandex.ru
Автор программы «Окружающий мир, 4 класс»-Дурновцева Валентина Павловна
Координатор программы «Окружающий мир, 4 класс» - Крылова Валентина Владимировна, директор школы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2014 г. М.,
«Просвещение».
2. Цели и задачи рабочей программы:
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта
начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в
которой заложены УУД.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника для 4 класса нач. шк. (автор
А.А. Плешаков), Просвещение 2013 , 2014г. Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано».
Срок реализации программы 1 год
Согласно учебного плана на изучение окружающего мира выделено 2 часа, что составляет 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
3. Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Форма: урок.
Типы уроков:
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Учебные универсальные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Самоопределение:
личностное, профес-сиональное,
жизненное
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
организация деятельности
Коммуникативные:
речевые навыки и навыки сотрудничества
Познавательные:
общеучебные, в т.ч – знаковосимволические, логические, постановка и
решение проблемы
ПРЕДМЕТНЫЕ
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по
получению, преобразованию и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с
учебным материалом
Регул
ятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его продукта;
• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде
всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки
• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в
соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
• действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Логические навыки
• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления
классификации);
• опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
• анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
• синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
• сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий
Информационные технологии
Технологии дифференцированного обучения
Технологии дифференцированного обучения
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения
Технология обучения в сотрудничестве
Технология коллективных творческих дел
Технология исследовательского обучения (в т.ч. совместного научного исследования)
Здоровьесберегающие технологии
Технология портфолио
Принципы обучения:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне
социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся
собственного опыта творческой деятельности.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы контроля
стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
итоговое оценивание.
Способы и средства проверки и оценки результатов обучения :
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа;
практикум.
устный ответ;
работа за ПК
взаимопроверка в парах;
индивидуальный опрос;
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы:
Тематическое планирование
№
Часов
кол-во часов
Раздел
на
1
Тесты
Экскурсия Практически
раздел
е работы
Проекты
Земля и человечество
2
10
Природа России
11
3
Родной край-часть большой страны
12
4
Страницы Всемирной истории
6
5
Страницы истории Отечества
20
6
1
Современная Россия
ИТОГО:
1
Наши
проекты
9
1
68
3
Наши
проекты
2
Содержание тем учебного курса
4 класс (68 ч)
Земля и человечество – 10ч.
.Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна
– естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая
книга природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла
на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача
всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с
историческими картами.
Природа России- 11ч.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической
карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон
России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных
зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных
зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах
отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте
природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности
к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны -12ч.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края
(восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни
человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные т.д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,
овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для
сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение
крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с
культурными растениями края.
Страницы всемирной истории-6ч.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения –
свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Новое время; достижения
науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Географические открытия Нового
времени. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством
ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества – 20ч.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое
свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV в.в. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.
Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого
Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV в.в.
Наше Отечество в XVI-XVII в.в. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение
новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII в.в.
Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II.
Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и
нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война.
Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Героизм и патриотизм народа. День Победы –
всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 г.г. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая
станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е г.г. XXв.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия- 9ч.
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.
Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Европейской России, юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", 4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя
государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме
национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и
жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету
«Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут
быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к
растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей
Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной,
осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе
учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах
личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение
элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых
ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные - обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных
учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные - обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий,
таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке
сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные
цепочки).
Коммуникативные - обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты - обучающийся научится:
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России.
Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
человек – часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые),
группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
взаимосвязи между природой и человеком;
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены, основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы
экологической безопасности;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы
семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной
Европы, их столицы(с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения,
животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым
фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и
формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные
проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные
практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию
вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных
бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не
только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать
альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области.
Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их
существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных
признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание
ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из
жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных
рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинноследственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,
диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения,
связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также
контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи
младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или
исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют
или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит
проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические
работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью,
рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами,
лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные
представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием,
планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
– нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
– неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
– ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
– незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком,
иллюстративным материалом;
– ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
– неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
– преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
– неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
– отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
– неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
– неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и
логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 –
6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более
4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему
материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого
вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть
перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной
оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем
эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и
отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
Критерии оценивания презентаций (при защите проектов)
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии
Параметры
оценивания
Дизайн
презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит
содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» не ставится, так как это творческая работа.
Календарно-тематическое планирование
2
Тема
раздел
а
Тема урока
Мир глазами
астронома.
Планеты
Земл
яи
чело
вечес
тво
№
п/
п
1
Планируемые УУД
Характеристика
деятельности
личностные
метапредметные
предметные
формирование
Регулятивные УУД:
понимание особой
Знакомиться с
учебником и
учебными
3
4
5
6
7
8
9
10
Солнечной
системы.
Отчего на
Земле
сменяются
день, ночь,
времена года?
Звездное небо –
Великая книга
Природы.
Мир глазами
географа
Мир глазами
историка.
Когда и где?
Мир глазами
эколога.
Сокровища
Земли под
охраной
человечества.
Обобщающий
урок по теме «
Земля и
человечество»
основ российской
гражданской идентичности, чувства
гордости за свою
Родину,
российский народ и
историю России,
осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонациональног
о российского
общества;
становление
гуманистических и
демократических
ценностных ориентации;
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать фак
ты и явления; определять причины явлений,
событий.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
роли России в
мировой истории,
воспитание чувства
гордости за
национальные
свершения, открытия, победы;
пособиями по
«Окружающему
миру» для 4 класса;
Понимать учебные
задачи урока и
стремиться их
выполнить;
Рассказывать о
мире с точки
зрения астронома,
географа, историка,
эколога;
Работать в паре:
изучать по схеме
строение
Солнечной
системы,
перечислять
планеты в
правильной
последовательност
и, моделировать
строение
Солнечной
системы;
Извлекать из
текста цифровые
данные,
выписывать их в
рабочую тетрадь;
Работать со
взрослыми:
находить в
дополнительной
литературе,
Интернете научные
сведения;
Формулировать
выводы из
изученного
материала,
отвечать на
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
Природа России
14
Равнины и горы
России
Моря, озера и
реки России
Природные
зоны России
Зона
арктических
пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.
У Черного
моря.
Обобщающий
урок по теме «
Природа
России»
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии природы, народов,
культур и религий;
формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной
формы в
другую: составлять простой планучебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других:
высказывать свою точку зрения и пытаться
еёобосновать, приводя аргументы.
сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю, своей
семье, истории,
культуре, природе
нашей страны, её
современной жизни;
Понимать учебные
задачи урока и
стараться их
выполнить;
Работать в паре:
находить и
показывать на
физической карте
России изучаемые
географические
объекты,
рассказывать о них
по карте,
знакомиться с
картой природных
зон, сравнивать её
с физической
картой России,
высказывать
предположения о
причинах смены
зон, осуществлять
самопроверку;
Характеризовать
природу зон;
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Родной край – часть большой страны
Извлекатиз
дополнительной
литературы,
Интернета
сведения о
животном и
растительном мире
изучаемой зоны,
готовить
сообщения;
Формулировать
выводы из
изученного
материала,
отвечать на
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
Наш край
Поверхность
нашего края.
Водоемы
нашего края.
Наши
подземные
богатства.
Землякормилица.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь
пресного
водоема.
Растениеводств
принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование личностного смысла
учения;
развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки, в
том числе в
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать фак
ты и явления; определять причины явлений,
событий.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и
осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности,
элементарных правил
нравственного
поведения в мире
природы и людей,
норм
здоровьесберегающег
о поведения в
природной и
социальной среде;
Понимать учебные
задачи урока и
стремиться их
выполнить;
Описывать по
своим
наблюдениям
формы земной
поверхности
родного края,
находить на карте
региона основные
формы земной
поверхности,
крупные овраги и
балки, определять
31
32
33
о в нашем крае.
Животноводств
о в нашем крае.
Наши проекты
Обобщающий
урок по теме «
Родной край –
часть большой
страны»
информационной
деятельности, на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе;
жизненных речевых ситуаций.
полезные
ископаемые своего
края, их свойства,
находить
информацию о
применении,
местах и способах
добычи полезного
ископаемого,
рассказывать по
своим
наблюдениям о
том, какие
растения,
животные, грибы
встречаются в
лесах и степях
родного края;
Работать в паре:
знакомиться с
политикоадминистративной
картой России,
находить на
политико–
административной
карте России свой
регион,
знакомиться с
картой своего
региона,
рассказывать о ней
по карте;
Формулировать
выводы из
изученного
материала,
отвечать на
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
34
35
37
38
39
Страницы Всемирной истории
36
Начало истории
человечества
Мир древности:
далекий и
близкий
Средние века:
время рыцарей
и замков
Новое время:
встреча Европы
и Америки
Новейшее
время: история
продолжается
сегодня
Обобщение по
теме
«Страницы
всемирной
истории»
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие этических
чувств,
доброжелательност
и и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые
знания: извлекать информацию,
представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать фак
ты и явления; определять причины явлений,
событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других:
высказывать свою точку зрения и пытаться
еёобосновать, приводя аргументы.
освоение доступных
способов изучения
природы и общества
(наблюдение, запись,
измерение, опыт,
сравнение, классификация и др. с
получением
информации из
семейных архивов, от
окружающих людей,
в открытом
информационном
пространстве);
Понимать учебные
задачи урока и
стремиться их
выполнить;
Определять по
«ленте времени»
длительность
периода
первобытной
истории;
Анализировать
иллюстрации
учебника;
Рассказывать на
основе экскурсий в
краеведческий
музей о жизни,
быте и культуре
первобытных
людей на
территории
региона;
Понимать роль
археологии в
изучении
первобытного
общества;
Извлекать
информацию из
учебника,
анализировать
иллюстрации,
готовить
сообщения и
презентовать их в
классе;
Формулировать
выводы из
изученного
материала,
отвечать на
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
40
42
43
44
45
46
47
48
Страницы истории отечества
41
Жизнь древних
славян
Во времена
Древней Руси
Страна городов
Из книжкиной
сокровищницы
Древней Руси
Трудные
времена на
Русской земле
Русь
расправляет
крылья
Куликовская
битва
Иван III
Мастера
печатных дел
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных
ситуациях, умения
не создавать
конфликтов и
находить выходы
из спорных
ситуаций;
формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока
после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной
задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной
задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
развитие навыков
устанавливать и
выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
Понимание особой
роли России в
мировой истории,
воспитание чувства
гордости за
национальные
свершения, открытия, победы;
Понимать учебные
задачи урока и
стремиться их
выполнить;
Анализировать
карту расселения
племён древних
славян;
Выявлять
взаимосвязь жизни
древних славян и
их занятий с
природными
условиями того
времени;
Моделировать
древнеславянское
жилище;
Прослеживать по
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Патриоты
России
Петр Великий
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Екатерина
Великая
Отечественная
война 1812 года
Страницы
истории XIX
века
Россия
вступает в XX
век
Страницы
истории 20–30х годов
Великая война
и Великая
Победа
Страна,
открывшая
путь в космос
Обобщающий
урок по теме
« Страницы
истории
Отечества»
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям.
карте Древней Руси
путь «из варяг в
греки» и
расширение
территории
государства в IXXIвеках Древней
Руси; нашествие
Батыя на Русь;
Работать с
терминологически
м словариком;
Рассказывать о
поединках, битвах,
об изменении
политики в
отношении
Золотой Орды, о
реформах Петра I,
о Бородинском
сражении;
Извлекать из
краеведческой
литературы
сведения о
технических
новшествах,
появившихся в XIX
веке в регионе;
Формулировать
выводы из
изученного
материала,
отвечать на
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
Основной закон
России и права
человека
Мы- граждане
России
Славные
символы
России
Такие разные
праздники
Путешествие
по России
Путешествие
по России
Путешествие
по России
Наши проекты
Обобщающий
урок по теме
«Современная
Россия»
60
61
62
63
64
65
66
Современная Россия
67
68
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии природы, народов,
культур и религий;
формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать фак
ты и явления; определять причины явлений,
событий.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю, своей
семье, истории,
культуре, природе
нашей страны, её
современной жизни;
Понимать учебные
задачи урока и
стремиться их
выполнить;
Находить на
политикоадминистративной
карте РФ края,
области,
республики,
автономные
области, города
федерального
значения;
Анализировать
закреплённые в
Конвенции права
ребёнка;
Различать права и
обязанности
гражданина,
устанавливать их
взаимосвязь;
Различать
прерогативы
Президента,
Федерального
Собрания и
Правительства;
Работать с
терминологически
м словариком;
Следить за
государственными
делами по
программам
новостей ТВ и
печатным
средствам
массовой
информации;
Формулировать
выводы из
изученного
материала,
отвечать на
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.