9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» для 9 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

учитель: Бочкарёва Галина Николаевна

с. Верх-Рождество, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями);
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (с изменениями)
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
 Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утверждѐнного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020)
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Примерная программа основного общего образования по биологии: (Протокол решения федерального учебно-методического объединения по ОО 8.04.2015 № 1/15)Авторской
программы под редакцией: И.Н. Пономарѐва, В.С.Кучменко, О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова для 5-9 классов М.: Вентана - Граф, 2018. — 304
УМК: Обеспечена учебником И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой
Биология. 9 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2019. Авторской программы
под редакцией И.Н. Пономарѐвой; Т.С. Сухова; В.И. Строганова и т.д. для 5-11классаов – М.:
Издательский центр «Вентана-Граф». 2020г.
Цель:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими
объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи:
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской
компетентностей:
1.
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со
стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и
индивидуальные образовательные маршруты учеников
2.
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
3.
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

2

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при
письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства
их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у
девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у
учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с
положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие
коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и
уважать окружающих).
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч. )
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения
организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличительные признаки
живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме . Строение клетки:
ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии,
вакуоли. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организ- мов.
Органические вещества. Их роль в организме Роль дыхания в жизнедеятельности клет- ки и
организма. Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у живот- ных.
Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие
сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение
организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства
организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у
растений разных видов»

3

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и
эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Место человека в системе
органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей
среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой
природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Вид — основная систематическая единица. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема.
В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в
экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых
организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом
устойчивыхпознавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровье сберегающих технологий;
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям
и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
4

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах ;формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во
всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемой организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
5

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных

биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов
и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
• освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека,
их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить
наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на
здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать на практике приѐмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека,
оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология», отражающие национальные, региональные и этнокультурные особенности включают:
1) формирование системы научных знаний о живой природе конкретного региона, закономерностях еѐ развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека;

6

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах Челябинской области и конкретной территории области;
3) проведения экологического мониторинга в окружающей среде (конкретной территории
области);
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе (на территории Челябинской области); осознание необходимости действий по сохранению био разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных (конкретной территории области);
5) формирование представлений о необходимости рационального природопользования в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды (конкретной территории области).

Приложение 1.
Учебно-тематический план.

№

Тема

1
2
3
4

Тема 1. Общие закономерности жизни
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и
среды.

5

Количество Л/р.
часов
5
11
2
18
2
20
15

7

Приложение 2.
Календарно – тематическое планирование
№ урока

Тема

Тема 1. Общие закономерности жизни 5ч
1.
1
Биология – наука о живом мире.
2.
2
Методы биологических исследований
3.
3
Общие свойства живых организмов.
4.
4
Многообразие форм живых организмов
5.
5
Повторение по теме 1. Общие закономерности жизни
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне 11ч.
6.
1
Многообразие клеток. Л/р.№1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
7.
2
Химические вещества в клетке. Неорганические вещества.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.

3
4
5
6
7
8
9
10

Вид контроля

Л/р.№1

Химические вещества в клетке. Органические вещества

Строение клетки
Органоиды клетки и их функции.
Обмен веществ – основа существования клетки.
Биосинтез белка в клетке.
Биосинтез углеводов - фотосинтез
Обеспечение клеток энергией
Размножение клетки и еѐ жизненный цикл. Л/р. №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками
растения».
11
Зачѐт по теме 2. Закономерности жизни на клеточном
уровне.
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне 18ч
1
Организм – открытая живая система (биосистема)
2
Примитивные организмы.
3
Растительный организм и его особенности.
4
Многообразие растений и их значение в природе.
5
Организмы царства грибов и лишайников.
6
Животный организм и его особенности.
7
Разнообразие животных.
8
Сравнение свойств организма человека и животных.
9
Размножение живых организмов.
10
Индивидуальное развитие.
11
Образование половых клеток. Мейоз.
12
Изучение механизма наследственности.
13
Основные закономерности наследования признаков у организмов. Л/р.№3.»Выявление наследственных и ненаследственных признаков
14
Закономерности изменчивости.
15
Наследственная изменчивость. Л/р.№4. «Изучение изменчивости у организмов».
16
Основы селекции организмов.
17
Повторение по теме 3. «Закономерности жизни на организменном уровне»

Л/р. №2
зачѐт

Л/р.№3.

Л/р.№4.

Дата

45.

Документ подписан электронной подписью.
18
Зачѐт по теме « Организм – открытая биосистем».
зачѐт
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. 20ч
1
Представления о возникновении жизни на Земле в истории
естествознания
2
Современные представления о возникновении жизни на
Земле.
3
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
4
Этапы развития жизни на Земле.
5
Идеи развития органического мира в биологии.
6
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.
7
Современные представления об эволюции органического
мира.
8
Вид, его критерии и структура.
9
Процессы образования видов.
10
Макроэволюция как процесс появления над видовых групп
организмов.
11
Основные направления эволюции.

46.

12

47.
48.
49.

13
14
15

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.
Основные закономерности эволюции.
Человек - представитель животного мира.
Эволюционное происхождение человека.

Этапы эволюции человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу
Земли.
53. 19
Повторение по теме 4. Закономерности происхождения и
развития жизни на Земле.
54 20
Зачѐт по теме «Развитие жизни на Земле»
зачѐт
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.13ч.
55. 1
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические
факторы.
56. 2
Общие законы действия факторов среды на организмы.
57. 3
Приспособленность организмов к действию факторов среды.
58. 4
Биотические связи в природе.
59. 5
Популяции.
60. 6
Функционирование популяций в природе.
61. 7
Сообщества.
62. 8
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
63. 9
Развитие и смена биогеоценозов.
64. 10
Основные законы устойчивости живой природы.
65. 11
Экологические проблемы в биосфере.
66. 12
Охрана природы.
67 13
Повторение темы 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.
68 1
к/р.
Итоговая контрольная работа за курс биологии
9класса.
50.
51.
52.

16
17
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».