Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа»
_____________________ Крылова В.В.
«_1__»____сентября________2023г.
Рабочая программа педагога
Казанцевой Татьяны Васильевны,
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя географии,
по географии
(наименование учебного предмета \ курса)
6 класс
(ступень образования \ класс)
2023 – 2024 учебный год
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «География. 6 класс» - Казанцева Татьяна Васильевна, учитель географии
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» (5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:
1. Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. Приказ Министерства образования
науки России от 17.12.2010 г. №1897
2. Программы по географии 5-9 классы ФГОС «Алгоритм успеха». Авторы- составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.
Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2017 г.
3. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2017 г.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312).
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312.
6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
7. Учебного плана МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа».
Общая характеристика учебного предмета
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле
как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и
природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что
позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до
глобального);
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны
окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической,
экономической и социальной жизни России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными,
социально-экономическими и экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство,
регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их
взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся
овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для
накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России
Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью
рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно географических знаний.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Программа линии УМК издательского центра «Вентана –Граф» «Алгоритм успеха» разработана в соответствии с учебным планом для
основного общего образования. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс
«Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение
которых подготавливает школьников к изучению географии.
Данная программа рассчитана:
в 5 классе - 34 ч.(1 час в неделю);
в 6 классе – 34 ч.(1 час в неделю);
в 7 классе – 68 ч. (2 часа в неделю);
в 8 классе – 102 ч. (3 часа в неделю); в 2018-2019 учебном году
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «География» 6 класс
1. «География. Начальный курс» 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва,
издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
2. «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин.
Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017г. (Электронная версия)
3. «Начальный курс географии» 6 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017г.
Содержание учебного предмета «География» 6 класс
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема раздела
Введение. Географическое познание нашей планеты.
Изображение земной поверхности
Геосферы Земли.
Итоговый контроль.
Количество часов в 6 классе
В неделю – 1 час
В год – 34 часов
Контрольных работ – 1 час
Практических работ - 11
Кол-во
часов
6ч
12 ч
15 ч
1ч
Содержание
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 часов)
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся
географические путешествия и открытия.
Практическая работа №1. (обучающая) Строим модель гномона.
Практическая работа №2. (обучающая) Работа с компасом.
Предметные результаты изучения раздела «Введение. Географическое познание нашей планеты»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас.
Использовать понятия географический объект, компас для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических
объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения
географических названий.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
Изображение земной поверхности (12 часов)
Тема 1. План местности (6 часов)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения
расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные
знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот.
Значение планов местности в практической деятельности человека.
Практическая работа №3 (обучающая) Ориентирование на объекты, расположенные на пришкольном участке.
Практическая работа №4 (обучающая) Маршрутная съемка местности.
Тема 2. Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 часов).
Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.
Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические
координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник
информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы.
Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Практическая работа №5 (итоговая).Определение географических координат.
Предметные результаты изучения раздела «Изображение земной поверхности»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная
высота.
Использовать понятия план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота для решения учебных
задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по
определению относительных высот на местности и абсолютных высот по карте, по чтению плана и карты.
Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и
способам картографического изображения.
Определять по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и
местоположение географических объектов.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения
съёмок её участков.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Геосферы Земли (15 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов).
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность.
Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в
литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей
местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в
произведениях искусства.
Практическая работа №6 (итоговая ).Описание свойств минералов.
Практическая работа №7 (итоговая).Описание Кавказских гор с использованием плана.
Практическая работа №8 (итоговая).Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана.
Предметные результаты изучения темы «Литосфера»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины.
Использовать понятия литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины для решения учебных задач по созданию модели внутреннего
строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.
Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.
Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в
чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения
географических названий гор и равнин.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.
Составлять описание гор и равнин, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Тема 2. Атмосфера (6 часов)
Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода
температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны.
Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от
близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Практическая работа 9. ( итоговая) Анализ основных климатических показателей своей местности.
Предметные результаты изучения темы «Атмосфера»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.
Использовать понятия атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат для решения учебных задач по определению атмосферного
давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению
условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.
Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и
атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.
Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных
природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на
Земле.
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков,
преобладающие направления ветра.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и
скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Тема 3. Гидросфера (2 часа).
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана.
Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек.
Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники.
снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение,
условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Практическая работа 10.(обучающая) Описание Индийского Океана с использованием плана, разработанного на уроке.
Практическая работа 11.(обучающая) Описание географического положения реки Нил.
Предметные результаты изучения темы «Гидросфера»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: гидросфера, океан, море, река, озеро.
Использовать понятия гидросфера, океан, море, река, озеро для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического
конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.
Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью
просачивания воды.
Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных
природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения
географических названий океанов, морей, рек и озёр.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.
Составлять описание океанов и рек, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и
режима реки.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Тема 4. Биосфера и почвенный покров (1 час).
Почва и её образование. Плодородие почвы.
Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения
на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического
мира. Красная книга.
Предметные результаты изучения тем «Почвенный покров» и «Биосфера»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: биосфера, природный комплекс.
Использовать понятия биосфера, природно-территориальный комплекс для решения учебных задач по определению
механического состава почвы, по определению правил ухода за комнатными растениями.
Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных,
полярных поясов, океана.
Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в
биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин
океанов.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли.
Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных
растений.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Тема 5. Географическая оболочка Земли (1 час).
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные
компоненты. Природно-территориальные комплексы.
Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
Предметные результаты изучения темы «Географическая оболочка Земли»:
Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, раса.
Использовать понятия географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, природно-хозяйственный комплекс, раса для
решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.
Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли.
Приводить примеры представителей различных рас.
Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе.
Составлять описание представителей различных рас.
Итоговое тестирование по курсу «География. Начальный курс. 6 класс» – 1 час
Результаты освоения учебного предмета «География»»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей
в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного
общения;
6)
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
.Планируемые результаты изучения географии
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Система оценки результатов
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся:
1. Входной контроль (тесты) (стартовая работа)
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных
знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
2. Диагностическая работа (тесты)
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
3. Проверочная работа (тесты)
Проверяется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой задания разного уровня сложности. Все задания
обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия.
4. Проектная работа
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей. Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.
5. Итоговая проверочная работа (тесты)
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного
уровня сложности. Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчёта.
Уровни успешности
5-балльная шкала
Выполнение
задания (-й)
в процентах
Не приступал к решению задач.
«1»
0%
Не достигнут необходимый
уровень.
«2» - ниже нормы,
неудовлетворительно.
1-49%
Не решена типовая, много раз
отработанная задача.
Необходимый (базовый)
уровень.
Решение типовой задачи,
подобной тем, что решали уже
«3» - норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение
(с незначительной, не влияющей
на результат ошибкой или
50-69%
много раз, где требовались
отработанные умения и уже
усвоенные знания.
с посторонней помощью в какой-то
момент решения).
«4» - хорошо.
70-100%
Решение без ошибок или с небольшими
недочетами, полностью
самостоятельное.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
«5» - отлично
Решение нестандартной
задачи, где потребовалось либо
применить новые знаний по
изучаемой в данный момент
теме, либо уже усвоенные
знания и умения, но в новой,
непривычной ситуации.
Полностью успешное решение
(без ошибок и полностью
самостоятельно, или с небольшими
недочетами.)
90-100%
Отметка
Критерии оценивания
%
выполнения
задания
Уровень
достижения
оцениваемы
х
результатов
Критерии оценивания по географии.
0%
«1»
1-49%
«2»
Устные ответы
I. Базовый
уровень
Не приступал к решению задач.
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Не достигнут необходимый уровень знаний.
Не решена типовая, много раз отработанная задача.
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Допускает грубые ошибки в знании карты и использовании ее при ответе.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой
или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дает недостаточно четкие.
5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допускает ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или
в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или
воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки.
8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические
знания.
9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов
учителя.
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.
1. Показывает знания всего изученного программного материала.
2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
50-69%
«3»
70-100%
«4»
II.
Повышенный
уровень
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины.
4. В основном правильно дает определения понятий.
5. Ответ обучающегося самостоятельный.
6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов
учителя восполняются сделанные пропуски.
7. Показывает понимание основных географических взаимосвязей и явлений.
8. Знает карту и умеет ею пользоваться.
9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на
результат.
10. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи научные
термины.
Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо
применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные
знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью
самостоятельно, или с небольшими недочетами.)
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы.
3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации.
4. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный
материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно
текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
5. Умеет самостоятельно и рационально
использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении
записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из
наблюдений и опытов.
90-100%
«5»
6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
нестандартных задач, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами,
схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям.
7. Показывает хорошее знание карты и использование ее во время ответа.
Тесты
I. Базовый
уровень
Не приступал к решению тестовых заданий.
Не достигнут необходимый уровень знаний.
Частично успешное решение.
Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное.
II.
Повышенный
уровень
Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо
применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные
знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью
самостоятельно, или с небольшими недочетами.)
1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов.
2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета,
никак не влияющих на результат.
0%
1-49%
правильно
выполненных
заданий
50-69%
правильно
выполненных
заданий
70-100%
правильно
выполненных
заданий
«1»
90-100%
«5»
«2»
«3»
«4»
Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры карты или географических понятий).
Не приступал к решению задач.
Не достигнут необходимый уровень знаний.
Не решена типовая, много разотработанная задача.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой
или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
0%
1-49%
правильно
выполненных
заданий
50-69%
правильно
выполненных
заданий
«1»
«2»
«3»
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.
II.
Повышенный
уровень
70-100%
правильно
выполненных
заданий
Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо
применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные
знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью
90-100%
самостоятельно, или с небольшими недочетами.)
1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов.
2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не
влияющих на результат.
«4»
«5»
Письменные работы (практические и самостоятельные работы)
I. Базовый
уровень
Не приступал к решению задач.
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз
отработанная задача.
1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических
навыков и умений.
2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов
и полностью расходятся с поставленной целью.
3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой
или
с
посторонней
помощью
в
какой-то
момент
решения).
1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят.
2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или
получает
возможность
доделать
работу
дома.
3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при
самостоятельной работе с источниками информации и географическими
инструментами.
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.
1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме
и
самостоятельно.
2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана
при
характеристике
географического
объекта
и
т.д.).
0%
«1»
1-49%
«2»
50-69%
«3»
70-100%
«4»
II.
Повышенный
уровень
3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с
ними
самостоятельно.
4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми
для
самостоятельного
выполнения
работы.
5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо
применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные
знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью
самостоятельно, или с небольшими недочетами.)
1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с
соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов
деятельности.
2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма
фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим
обучающимся.
90-100%
«5»
0%
«1»
1-49%
«2»
50-69%
«3»
70-100%
«4»
Работа с картой и другими источниками географических знаний
I. Базовый
уровень
Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и
источники знаний.
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз
отработанная
задача.
1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний.
2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно
влияющие на
результат проделанной работы.
3. Неаккуратно и с ошибками оформляет
результаты проделанной работы.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой
или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
1. Правильно использует основные источники
знаний.
2. Неаккуратно оформляет результаты работы.
3. Допускает неточности в содержании работы
или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат
проделанной работы.
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.
1.
Полностью
самостоятельно
выполняет
работу.
2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации.
II.
Повышенный
уровень
Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат
проделанной
работы.
3. Допускает несущественные неточности в
содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов
проделанной работы.
Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо
применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные
знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью
самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и
полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной
последовательности.
2. Умело использует источники географической информации при решении
нестандартных задач.
3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической
деятельности.
4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной
работы.
90-100%
«5»
Тематическое планирование
№
Планируемые результаты
Тема
Домашнее
задание
метапредметные
предметные
Введение. Географическое познание нашей планеты (6ч)
1
Начало
географического
познания Земли
2
География в
Средние века
(Европа)
3
География в
Средние века
(Азия)
- формирование ответственного отношения к
учению на основе мотивации к обучению
-осознание значимости выдающихся
географических открытий и путешествий в
познании Земли;
- формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
Регулятивные:
-умение развивать мотивы и
интересы своей
познавательной деятельности;
- умение планировать пути
достижения целей под
руководством учителя;
- умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
-умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности её решения;
-владение основами
самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
- владение устной и
письменной речью
4
Великие
географические
открытия.
5
Географические
открытия и
исследования в
XVI-XIX веках.
-смысловое чтение
-умение работать с
различными источниками
информации, выделять главное
в тексте, строить логическое
рассуждение, делать выводы;
личностные
Отбирать источники географической
информации для определения высоты
Солнца над горизонтом, для объяснения
происхождения географических названий.
Строить модель гномона. Измерять высоту
солнца над горизонтом.
Прочитать П.1
Приводить примеры результатов
выдающихся географических открытий и
путешествий
Прочитать П.2
Использовать понятия компас для
решения учебных задач по визированию и
определению направлений на стороны
горизонта
Прочитать П.3
Приводить примеры результатов
выдающихся географических открытий и
путешествий. Создавать модель компаса.
Определять направление на стороны
горизонта.
Приводить
примеры
результатов
выдающихся географических открытий и
путешествий
Отбирать
источники
географической
информации
для
объяснения происхождения географических
названий своей местности.
Приводить примеры результатов
выдающихся географических открытий и
путешествий. Подготовить свою первую
Прочитать П.4
Прочитать П.5
6
-умение создавать модели и
схемы для решения учебных и
познавательных задач
Коммуникативные:
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе
Современные
географические
исследования
научную экспедицию с целью обнаружения
объекта своей местности.
Прочитать П.6
Приводить примеры результатов
выдающихся географических открытий и
путешествий Применять изображения
Земли из космоса для определения
географических объектов и их состояний
Изображения земной поверхности ( 12 ч)
План местности (6ч)
7
Изображения
земной
поверхности.
8
Ориентирование
на местности.
9
Топографический
план и
топографическая
карта.
-формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению
-формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
-будет развиваться опыт практической
деятельности
для ориентирования на местности
10проведения съёмок её участков.
и
Регулятивные:
- умение ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учёбе и
познавательной деятельности
под руководством учителя;
развивать мотивы и интересы
своей познавательной
деятельности;
умение планировать пути
достижения целей под
руководством учителя
- умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
-умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности её решения;
-владение основами
самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
10
Как составляют
топографические
планы и карты.
- владение устной и
письменной речью
- умение определять понятия,
делать выводы;
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: план местности,
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки плана
Определять изображения, дающие наиболее
полную и точную информацию о своей
местности
Прочитать П.7
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: план местности,
азимут, Определять по плану направления
и местоположение географических объектов
Использовать понятия план местности,
азимут, для решения учебных задач по
ориентированию на местности,
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: масштаб,
Определять по плану расстояния
Использовать понятия масштаб, для
решения учебных задач по составлению
плана местности (маршрута) план своей
местности
Использовать понятия план местности,
азимут,
масштаб,
абсолютная
и
относительная высота для решения
учебных задач по проведению глазомерной
съёмки местности, по составлению плана
местности
(маршрута)
Использовать
приобретенные знания и умения для
ориентирования на местности и проведения
съёмок её участков.
Прочитать П.8
Прочитать П.9
Прочитать П.10
11
- умение создавать, применять
модели и схемы для решения
учебных и познавательных
задач
Изображение
рельефа на
топографических
планах и картах.
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе
12
Виды планов и
их
использование.
Знать и объяснять существенные
признаки
понятий:
абсолютная
и
относительная
высота.
Использовать
понятия, абсолютная и относительная
высота для решения учебных задач по
определению относительных высот на
местности по чтению плана своей
местности
Устанавливать
взаимосвязи
между
густотой горизонталей и крутизной скатов
холмов.
Использовать приобретенные знания и
умения для ориентирования на местности и
проведения съёмок её участков.(полярная
съемка своей местности)
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Прочитать П.11
Прочитать П.12
Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (6ч)
-формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению
13
Глобус – модель
Земли
14
15
Географические
координаты.
Географическая
широта
Географические
координаты.
Географическая
долгота
-формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми
-будет развиваться опыт практической
деятельности
для чтения карт различного содержания
Регулятивные:
-умение ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учёбе и
познавательной деятельности
под руководством учителя;
развивать мотивы и интересы
своей познавательной
деятельности;
умение планировать пути
достижения целей под
руководством учителя
- умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
-умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности её решения;
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: масштаб, глобус.
Использовать понятия масштаб для
решения учебных задач по определению
расстояний
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки
глобуса, их
различия по масштабу
Прочитать П.13
Определять по глобусу географические
координаты и местоположение
географических объектов
Прочитать П.14
Определять по глобусу географические
координаты и местоположение
географических объектов( своего
населенного пункта)
Прочитать П.15
16
-владение основами
самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
Определение
расстояний и
высот по глобусу
- умение определять понятия и
использовать понятия для
решения учебных задач
17
18
Географическая
карта
- умение создавать, применять
модели и схемы для решения
учебных и познавательных
задач
Географические
карты и
навигация в
жизни человека
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе
Определять по глобусу расстояния,
направления, абсолютные и относительные
высоты точек, и местоположение
географических объектов
Прочитать П.16
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: масштаб,
географическая карта,
Прочитать П.17
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических
карт, их различия по содержанию,
масштабу и способам картографического
изображения
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических
карт, их различия по содержанию, масштабу
и способам картографического изображения
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт различного
содержания
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников
Прочитать П.18
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: литосфера, земная
кора.
Приводить примеры форм рельефа суши и
дна Мирового океана, стихийных
природных бедствий в литосфере и
возможных действий в чрезвычайных
ситуациях.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки минералов и
горных пород.
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников
Прочитать П.19
Геосферы Земли (15 ч)
Литосфера (5 ч)
19
Минералы.
-формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению
-формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми ;
-будет развиваться опыт практической
деятельности
для чтения физических карт
Регулятивные:
-умение ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учёбе и
познавательной деятельности
под руководством учителя;
развивать мотивы и интересы
своей познавательной
деятельности;
умение планировать пути
достижения целей под
руководством учителя
- умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
20
Выветривание и
перемещение
горных пород.
-умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности её решения;
21
-владение основами
самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
Рельеф земной
поверхности.
Горы суши.
- умение определять понятия и
использовать понятия для
решения учебных задач
- умение создавать, применять
модели и схемы для решения
учебных и познавательных
задач
22
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе
Равнины и
плоскогорья
суши.
23
Рельеф дна
Мирового
океана.
Устанавливать взаимосвязи между
формами рельефа земной поверхности и
внешними, внутренними географическими
процессами Проводить самостоятельный
поиск географической информации о своей
местности из разных источников
Прочитать П.20
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: рельеф, горы,
Прочитать П.21
Устанавливать взаимосвязи между
формами рельефа земной поверхности и
внешними, внутренними географическими
процессами Приводить примеры форм
рельефа суши Отбирать источники
географической информации для
составления описаний форм рельефа,
Составлять описание гор, их
географического положения
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: равнины
Прочитать П.22
Приводить примеры форм рельефа суши
Отбирать источники географической
информации для составления описаний
форм рельефа, Составлять описание
равнин, их географического положения (на
примере своей местности)
Приводить примеры форм дна Мирового
океана
Прочитать П.23
Знать и объяснять существенные
признаки
понятий:
атмосфера
Использовать понятия атмосфера для
решения учебных задач по определению
суточной температуры воздуха
Устанавливать
взаимосвязи
между
характером подстилающей поверхности и
температурой воздуха, между
Прочитать П.24
Атмосфера (6 ч)
24
Как нагревается
атмосферный
воздух.
-формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению
-формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми ;
Регулятивные:
умение ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учёбе и
познавательной деятельности
под руководством учителя;
развивать мотивы и интересы
-будет развиваться опыт практической
деятельности
для чтения карт погоды, для определения
температуры и давления воздуха,
направления и скорости ветра, видов облаков
и атмосферных осадков, для определения
относительной высоты по разности
атмосферного давления
25
Атмосферное
давление.
своей познавательной
деятельности;
умение планировать пути
достижения целей под
руководством учителя
- умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
-умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности её решения;
-владение основами
самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
- умение определять понятия,
устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение,
делать выводы;
и использовать понятия для
решения учебных задач
26
- умение создавать, применять
модели и схемы для решения
учебных и познавательных
задач
Движение
воздуха.
27
Вода в
атмосфере.
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе
Составлять
описание
результатов
наблюдений
фактической
погоды
и
будущего состояния атмосферы.
Определять по статистическим данным
значения амплитуды температуры воздуха
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт погоды, для
определения температуры
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: атмосфера
Использовать понятия атмосфера для
решения учебных задач по определению
атмосферного давления
Устанавливать взаимосвязи между
температурой воздуха и атмосферным
давлением
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт погоды для
определения давления воздуха, для
определения относительной высоты по
разности атмосферного давления
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: ветер
Устанавливать взаимосвязи между
характером подстилающей поверхности и
температурой воздуха, между температурой
воздуха и атмосферным давлением, между
атмосферным давлением и скоростью
ветра.
Приводить примеры ветров различного
направления
Определять
по
статистическим данным преобладающие
направления ветра.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт погоды для
определения направления и скорости ветра
Прочитать П.25
Знать и объяснять существенные
признаки понятий водяной пар, влажность
воздуха
Прочитать П.27
Прочитать П.26
Водяной пар.
Влажность
воздуха
Использовать понятия водяной пар,
влажность воздуха для решения учебных
задач по определению условий образования
тумана
Приводить примеры видов облаков
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт погоды для
определения видов облаков
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Знать и объяснять существенные
признаки понятий атмосферные осадки
Использовать понятия
атмосферные
осадки, для решения учебных задач по
выявлению причин особенностей годового
распределения осадков на Земле.
Приводить примеры видов атмосферных
осадков
Определять по статистическим данным
характер годового хода атмосферных
осадков.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт погоды для
определения атмосферных осадков
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
28
Виды
атмосферных
осадков.
Измерение
осадков
29
Знать и объяснять существенные
признаки понятий: климат
Отбирать источники географической
информации для объяснения причин
разнообразия климата на Земле.
Составлять описание результатов
наблюдений фактической погоды и
будущего состояния атмосферы
Климат.
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников
Гидросфера(2ч)
Прочитать П.28
Прочитать П.29
30
-осознание роли
глобального океанического конвейера для
природы и человека;
Воды Мирового
океана.
-будет развиваться опыт практической
деятельности
для чтения физических карт
Регулятивные:
-умение развивать мотивы и
интересы своей
познавательной деятельности;
-умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами
Познавательные:
-умение составлять описание
океанов и рек
Коммуникативные:
-умение работать
индивидуально и в группе
31
Воды суши.
Использовать понятия гидросфера, океан,
море для решения учебных задач по
созданию
модели
глобального
океанического конвейера,
Отбирать источники географической
информации для составления описаний
океанов
Составлять
описание
океанов,
их
географического положения.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения физических карт, для
выделения частей Мирового океана.
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Устанавливать
взаимосвязи
между
формами рельефа земной поверхности и
характером реки,
Приводить примеры равнинных и горных
рек, озёр по происхождению озёрных
котловин
Отбирать источники географической
информации для составления описаний рек
Составлять
описание
рек,
их
географического положения.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения физических карт, для
источников питания и режима реки.
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Прочитать П.30
Использовать понятия биосфера для
решения учебных задач по определению
механического состава почвы.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки почвы,
Проводить
самостоятельный
поиск
географической информации о своей
местности из разных источников
Прочитать П.32
Прочитать П.31
Биосфера и почвенный покров (1ч)
32
Биологический
круговорот.
Почва.
будет развиваться опыт практической
деятельности по определению механического
состава почвы.
Регулятивные:
-умение развивать мотивы и
интересы своей
познавательной деятельности;
-умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами
Познавательные:
-умение составлять описание
почв Коммуникативные:
-умение работать
индивидуально и в группе
Географическая оболочка Земли (1ч)
33
Взаимосвязь
оболочек Земли.
Географическая
оболочка.
Обобщающее
повторение по
разделу
«Геосферы
Земли»
34
-формирование целостного мировоззрения о
современном мире
- Регулятивные:
-умение развивать мотивы и
интересы своей
познавательной деятельности;
-умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами
Познавательные:
анализировать информацию
(текстовую и иллюстративную,
в том числе видео) для
подготовки ответа на вопрос
Коммуникативные:
-умение работать
индивидуально и в группе
Итоговое тестирование по курсу «География. Начальный курс. 6 класс» 1 час
Знать и объяснять существенные
признаки
понятий:
географическая
оболочка,
природно-территориальный
комплекс, раса.
Использовать понятия географическая
оболочка,
литосфера,
атмосфера,
гидросфера,
биосфера,
природнохозяйственный комплекс, раса для решения
учебных задач по выявлению характера
взаимодействия геосфер, по определению
представителей различных рас.
Устанавливать
взаимосвязи
между
оболочками Земли.
Приводить
примеры
представителей
различных рас.
Отбирать источники географической
информации для составления описаний
состава
и
строения
географической
оболочки.
Выделять, описывать и объяснять
существенные
признаки
круговорота
вещества в природе
Прочитать П.33