История 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская ООШ»

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ
«Верх-Рождественская
ООШ»
___________В.В.Крылова
«01» сентября 2023 г.
№ 109

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
(наименование предмета)

для 8 класса
(ступень обучения, класс)

Рабочую программу составил(а):
учитель истории и обществознания
Белоногова Вера Ильинична

Верх-Рождество 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897»;
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734);
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов»;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Одинцовской СОШ №9
им. М.И. Неделина;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15) www.fgosreestr.ru;
Примерной учебной программы по истории (Электронный ресурс реестра основных
общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/ ) (с.313-315, см. табл. 1);
Рекомендаций по переходу на новую структуру исторического образования / Е. Е. Вяземский, Т. В.
Болотина // Преподавание истории в школе. – 2015.
Историко-культурного стандарта, разработанного рабочей группой по подготовке концепции нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kulturnyi-standart, http://school.historians.ru/wp-content/uploads ).
Данная программа является рабочей программой по предмету «История» в 8 классе базового уровня
к учебным комплексам А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова
«Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс» и Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова,
И.В. Курукина и др. под редакцией А.В. Торкунова «История России. 8 класс». Сроки реализации: 34
учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (40 часов отводится на изучение истории
России, 28 – всеобщей истории), 2 часа в неделю.

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится в 8 классе для использования в повседневной жизни и обеспечения
возможности успешного продолжения образования на базовом уровне:
Выпускник научится:
 локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить
хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
 использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств
в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших
событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
2














анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других
странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе
по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и
других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной
культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории
Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и
др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и
события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие
России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты
и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного общего образования:
личностные:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и
представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности;
изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными
возможностями;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других
людей и сопереживания им;
уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли
взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами
(под руководством учителя);
3

следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями;
обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством
учителя);
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
метапредметные:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность
решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её
достоверность (под руководством учителя);
работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать
основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно,
выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных
выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа,
сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат;
предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов
в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира.

Раздел 2. Содержание учебного предмета
4

Введение (2 ч)
Рождение нового мира (9 ч)
Экономическое и социальное развитие Европы в XVIII в.: начало промышленного переворота,
развитие мануфактурного производства, положение сословий. Век Просвещения: развитие естественных
наук, французские просветители XVIII в. Европейская культура XVIII в. Стили художественной культуры
XVIII в. Становление театра. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и
дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.
Европейские страны в XVIII в. (5 ч)
Страны Европы в XVIII в. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.
Эпоха революций (7 ч)
Северная Америка в XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование
Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции.
Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы.
Революционные войны. Итоги и значение революции.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч)
Страны Востока в XVIII в. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: начало
проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Сёгунат Токугава в Японии.
Колониальные захваты европейских держав.
Заключение (2 ч)
Введение (1 ч)
У истоков российской модернизации
Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. (13 ч)
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах.
Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер
взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного
управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления:
учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские
наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при
Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы.
Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. И территория его
распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и
групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение
чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье,
Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани,
Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в
первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир.
Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы
национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на
мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
5

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.
Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского
шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи,
фейерверки.
Санкт-Петербург – новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных
заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов,
крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и
культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов (6 ч)
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике
европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии.
Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции – попытка ограничения абсолютной
власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725-1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный
тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий
дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства,
казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и
финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение
Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.
Внешняя политика в 1725-1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь
Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Начало
присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1763 гг. П. А. Румянцев. П.
С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II (9 ч)
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная
революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики
ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных
земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество.
Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного
производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии.
Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и
национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа,
Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы.
Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев,
буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русскотурецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи
Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав
России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и
народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в.
6

И политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории
России и укрепление её международного положения. Россия – великая европейская держава.
Россия при Павле I (2 ч)
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на
мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов
Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. И убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. (9 ч)
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в
России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской
академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и
гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции.
Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки
городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры
и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах.
Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование
разделов и тем

Общее
количество
часов на
изучение

Количество
контрольных
работ

Количество
планируемых
самостоятельных
работ

1

Введение

2

-

-

2

Рождение нового мира

9

-

-

3

Европейские страны в XVIII в.

5

-

-

4

Эпоха революций

7

-

-

5

3

-

-

6

Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации
Заключение

2

-

-

7

Введение

1

-

-

8

Россия в эпоху преобразований Петра I

13

-

-

9

6

-

-

10

Россия при наследниках Петра I: эпоха
дворцовых переворотов
Российская империя при Екатерине II

9

-

-

11

Россия при Павле I

2

-

-

12

Культурное пространство
империи в XVIII в.

9

-

-

Российской

7

ИТОГО

68

-

-

Фактические
сроки (и/или
коррекция

Примеча
ние

Раздел 3. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п

Плановые
сроки прохождения
темы

Раздел, тема урока

Введение, 2 часа
1

Мир к началу XVIII в.

2

Мир к началу XVIII в.

Рождение нового мира, 9 часов
3

«Европейское чудо»

4

Эпоха Просвещения

5

В поисках путей модернизации

6

Европа меняющаяся

7

Мир художественной культуры Просвещения

8

Мир художественной культуры Просвещения

9

Международные отношения XVIII в.

10

Повторительно-обобщающий
«Рождение нового мира»

урок

по

теме

11

Повторительно-обобщающий
«Рождение нового мира»

урок

по

теме

Европейские страны в XVIII в., 5 часов
12

Англия на пути к индустриальной эре

13

Франция при Старом порядке

14

Германские земли в XVIII в.

15

Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.

16

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Европейские страны в XVIII в.»
8

Эпоха революций, 7 часов
17

Английские колонии в Северной Америке. Война
за независимость. Создание Соединенных Штатов
Америки

18

Английские колонии в Северной Америке. Война
за независимость. Создание Соединенных Штатов
Америки

19

Французская революция XVIII в.

20

Французская революция XVIII в.

21

Европа в годы Французской революции

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха
революций»

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха
революций»

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации, 3 часа
24

Османская империя и Персия. Индия, Китай,
Япония в XVIII в. Колониальная политика
европейских держав в XVIII в.

25

Османская империя и Персия. Индия, Китай,
Япония в XVIII в. Колониальная политика
европейских держав в XVIII в.

26

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации»

Заключение, 2 часа
27

Повторительно обобщающий урок «Мир в XVIII
в.»

28

Повторительно обобщающий урок «Мир в XVIII
в.»

Введение, 1 час
29

У истоков российской модернизации

Россия в эпоху преобразований Петра I, 13 часов

9

30

Россия и Европа в конце XVII в.

31

Предпосылки Петровских реформ

32

Начало правления Петра I

33

Великая Северная война 1700-1721 гг.

34

Реформы управления Петра I

35

Экономическая политика Петра I

36

Российское общество в Петровскую эпоху

37

Церковная реформа. Положение традиционных
конфессий

38

Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам

39

Перемены в культуре России в годы Петровских
реформ

40

Повседневная жизнь и быт при Петре I

41

Значение петровских преобразований в истории
страны

42

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Россия в эпоху преобразований Петра I. Родной
край в эпоху Петра I»

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов, 6 часов
43

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

44

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

45

Внутренняя политика и экономика России в 17251762 гг.

46

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

47

Национальная и религиозная политика в 1725-1762
гг.

48

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Россия при наследниках Петра I: эпоха
дворцовых переворотов. Родной край в 1725-1762
гг.»
10

Российская империя при Екатерине II, 9 часов
49

Россия в системе международных отношений

50

Внутренняя политика Екатерины II

51

Экономическое развитие России при Екатерине II

52

Социальная структура российского общества
второй половины XVIII в.

53

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

54

Народы России. Религиозная и национальная
политика Екатерины II

55

Внешняя политика Екатерины II

56

Начало освоения Новороссии и Крыма

57

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Российская империя при Екатерине II. Родной
край в период правления Екатерины II»

Россия при Павле I, 2 часа
58

Внутренняя политика Павла I

59

Внешняя политика Павла I

Культурное пространство Российской империи в XVIII в., 9 часов
60

Общественная мысль, публицистика, литература

61

Образование в России в XVIII в.

62

Российская наука и техника в XVIII в.

63

Русская архитектура XVIII в.

64

Живопись и скульптура

65

Музыкальное и театральное искусство

66

Народы России в XVIII в.

67

Перемены в повседневной жизни российских
сословий. Перемены в повседневной жизни
жителей родного края

68

Повторительно-обобщающий урок по темам
«Россия при Павле I. Культурное пространство
11

Российской империи в XVIII в. Культурное
пространство родного края в XVIII в.»

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».