Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская ООШ»
Утверждаю:
Директор
МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
В.В. Крылова
01 сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Белоноговой Веры Ильиничны
учителя истории
по истории Древнего мира
(наименование предмета)
для 5 класса
(ступень обучения, класс)
Верх –Рождество 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня
своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. —
№ 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая
карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство
первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной
власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и
повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов;
Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии.
Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и
морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина
и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение
территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия
персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход
ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение
буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура,
научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.
Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой
Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.
Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление
полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта:
основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское
воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее
значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами
Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие
рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная
жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами.
Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра
Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.
Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы.
Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление
господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность
братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры
Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий
Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в
столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,
перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские
историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в
формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в
форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать
путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.)
— извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести
счет лет до нашей эры и нашей эры.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей
и их занятиями.
4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные,
вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи,
приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.);
находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл
(главную идею) высказывания, изображения.
5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в
исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения
основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в
учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к
памятникам культуры.
Календарно-тематическое планирование по Истории Древнего мира 5 класс
ФГОС (УМК Вигасин А.А., Годер Г. И.)
№
п/
п
1
Класс
5
Дата
проведения
занятия
план факт
04.09
Тема урока
Колво
час
Основные виды учебной деятельности
Виды
Домашнее
контроля задание
Введение. Счет лет в
истории.
1
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; оценивают собственную
учебную деятельность
Индивиду Учебник,
альная
стр.6-8, 29работа,
32
ответы на
вопросы
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)
Примеч.
2
5
07.09
Древнейшие люди
1
3
5
11.09
Родовые общины
охотников и
собирателей
1
4
5
14.09
Возникновение
искусства и
1
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
формулируют ответы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план действий.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
формулируют ответы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план действий.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу
Познавательные: выявляют причины
возникновения религиозных верований и
Беседа с
элемента
ми
самост.
работы
Беседа
§1,вопр.
стр.13,
карта стр.9
§2, вопр.
стр.13,
рисунок
Индивиду § 3,
ал.
иллюстрац
религиозных
верований
первобытного искусства, земледелия и
скотоводства.
Регулятивные: осуществляют индивидуальную
образовательную траекторию.
Коммуникативные: вступают в речевое
обращение; планируют цели и способы
взаимодействия.
Личностные: осознают социально-нравственный
опыт предшествующих поколений
работа,
ии с.16-19,
опрос дом вопр.
задания,
стр.20
по
вопросам
учебника
5
5
18.09
Возникновение
земледелия и
скотоводства
1
Познавательные: выявляют причины
возникновения религиозных верований и
первобытного искусства, земледелия и
скотоводства.
Регулятивные: осуществляют индивидуальную
образовательную траекторию.
Коммуникативные: вступают в речевое
обращение; планируют цели и способы
взаимодействия.
Личностные: осознают социально-нравственный
опыт предшествующих поколений
Групповы
е формы
работы с
учеб
материал
ом и
ответы на
вопросы
учителя
§ 4, вопр.
стр.25,
нарисовать
древние
орудия
труда из
§§1,2,4,
работа с
датами
6
5
21.09
Появление
неравенства и знати
Р.К.Древнейшие
1
Познавательные: сопоставляют схемы и
текстовую информацию; устанавливают
закономерности; делают выводы.
Составле
ние плана
§ 5, вопр.
стр.29,
повт. §§1-5
стоянки на Нижнем
Дону
7
5
23.09
Жизнь
первобытных
людей
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке.
Коммуникативные:
сотрудничают с товарищами при выполнении
заданий; задают вопросы с целью получения
нужной информации.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; оценивают собственную
учебную деятельность
1
Обобщение по теме
Контрол
ьное
тестиров
ание №1
Раздел II. Древний Восток ( 20 час)
8
9
5
25.09
Государство на
берегах Нила
1
5
27.09
Как жили
земледельцы и
1
Познавательные: выявляют особенности и
признаки появления древнейших государств.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: выявляют особенности жизни
древних египтян; приводят примеры в качестве
Опрос
домашнег
о задания
§ 6,вопр.
стр.37 ,
термины,
карта
стр.33
Беседа,
анализ
§7,8, вопр.
стр.42,46,
ремесленники в
Египте
Жизнь египетского
вельможи
10
5
01.10
Военные походы
фараонов
1
11
5
11.10
Религия древних
египтян
1
доказательства.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: анализируют и характеризуют
эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строят свои взаимоотношения с их
учетом; применяют правила делового
сотрудничества
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы,
решают проблемные задачи.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: адекватно используют
речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; принимают другое
мнение и позицию.
Личностные: Оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу познания; анализируют
эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строят свои взаимоотношения с их
учетом
Познавательные: выявляют особенности и
признаки появления древнейших государств.
материала
из
дополн.
источник
ов
рассказ по
рисунку
учебника
стр.39,40,4
1
Устный
индивиду
альный
опрос
§ 9,
термины,
вопр.
стр.51,
рассказ по
рисунку
учебника
стр.50,
карта
стр.47
Задания с
развёрнут
§10,вопр.
стр.56,
12
5
14.10
Искусство
Древнего Египта
1
13
5
16.10
Письменность и
знания древних
1
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу; самостоятельно
выделяют и формулируют цель; составляют план
действий.
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; понимают позицию партнера,
согласуют с ним свои действия.
Личностные: выражают положительное
отношение к процессу познания; оценивают
собственную учебную деятельность; проявляют
интерес к новому учебному материалу;
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом.
Познавательные: самостоятельно выделяют
цели; анализируют вопросы и формулируют
ым
ответом
описать
древнеегип
етский
рисунок
стр.55
Устный
опрос
§ 11, вопр.
стр.61,
составить
рассказ
Составить
сообщени
§ 12,вопр.
стр.64,
египтян.
14
5
19.10
Древний Египет
1
15
5
23.10
Древнее Двуречье
1
ответы, решают проблемные задачи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами
при выполнении заданий в паре: устанавливают и
соблюдают очередность действий, сравнивают
полученные результаты, выслушивают партнера,
корректно сообщают товарищу о его ошибках.
Личностные: осознают социальнонравственный опыт предшествующих поколений;
оценивают собственную учебную деятельность,
выражают положительное отношение к процессу
познания; характеризуют эмоциональное
состояние и чувства окружающих
Познавательные: самостоятельно выделяют
цели; анализируют вопросы и формулируют
ответы, решают проблемные задачи.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу; учитывают выделенные
учителем ориентиры действия
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами
при выполнении заданий в паре: устанавливают и
соблюдают очередность действий, сравнивают
полученные результаты, выслушивают партнера,
корректно сообщают товарищу о его ошибках.
Личностные: осознают социально-нравственный
опыт предшествующих поколений; оценивают
собственную учебную деятельность, выражают
положительное отношение к процессу познания;
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
я на
заданную
тему,
ответы на
вопросы
повт.§§611
Контрол
ьное
тестиров
ание №2
Подготов
ка
§ 13,
термины,
16
5
26.10
Вавилонский царь
Хаммурапи и его
законы
1
17
5
30.10
Финикийские
1
формулируют ответы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план действий
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу познания
Познавательные: структурируют знания;
самостоятельно выделяют и формулируют цели;
ориентируются в учебнике; осуществляют поиск
необходимой информации при выполнении
задания.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: вступают в речевое
общение, участвуют в диалоге, работают с книгой
Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
презентац вопросы
ии, работа стр.69
с картой
Беседа с
элемента
ми
самост.
работы
§ 14,
термины,
вопр.
стр73,
анализ
документо
вв
учебнике
стр.69, 70,
72
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
Составле
ние
§ 15, ,
вопр.
мореплаватели
19
5
09.11
Библейские
сказания.
1
19
5
13.11
Древнееврейское
царство
1
формулируют ответы.
Регулятивные: осуществляют индивидуальную
образовательную траекторию
Коммуникативные: вступают в речевое
общение; планируют цели и способы
взаимодействия.
Личностные: осознают социально-нравственный
опыт предшествующих поколений
опорной
схемы
стр.76-77,
карта
стр.75,
анализ
документо
вв
учебнике
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между
объектами.
Регулятивные: удерживание цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
слушают друг друга.
Личностные: Проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в развитии
успешной деятельности своего класса
Познавательные: выявляют особенности и
признаки появления древнейших государств.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности.
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Составле
ние плана
§16,вопр.
стр.81
Задания с
развёрнут
ым
ответом
§17, работа
с картой
стр.84,
вопр.
стр.85
20
5
16.11
Ассирийская
держава
1
21
5
20.11
Персидская
держава «Царя
царей»
1
22
5
23.11
Западная Азия в
1
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения;
адекватно используют речевые средства для
решения различных коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между
объектами.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
слушают друг друга.
Личностные: проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий всей группой; выражают
положительное отношение к процессу познания
Познавательные: структурируют знания;
самостоятельно выделяют и формулируют цели;
Ответы на
вопросы,
работа с
картой
§18, работа
с картой
стр.86,
вопр.
стр.90,анал
из
документа
стр.89
Устный
опрос
§ 19, вопр.
стр.94,
карта стр.
91, даты,
анализ
документо
вв
учебнике
стр.92,93,
повт. §§1318
Контрол
ьное
древности
23
5
27.11
Природа и люди
Древней Индии
1
24
5
27.11
Индийские касты
1
ориентируются в учебнике; осуществляют поиск
необходимой информации при выполнении
задания.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: вступают в речевое
общение, участвуют в диалоге, проверяя работы
друг друга
Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий.
Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
тестиров
ание №3
Составле
ние
опорной
схемы
§ 20, вопр.
стр.100,
карта
стр.96
Задания с
кратким
§21, вопр.
стр.105
формулируют ответы.
ответом
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план действий
Коммуникативные: участвуют в коллектив ном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения.
25
5
30.11
Китайский мудрец
Конфуций
1
26
5
04.12
Первый властелин
единого Китая
1
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии; принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения.
Личностные: Сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному мате риалу; выражают положительное
отношение к процессу познания
Познавательные: выявляют особенности и
признаки появления древнейших государств.
Написани
е отзыва
по
заданной
проблеме
§22, вопр.
стр.109,
карта стр.
106,
документ
стр107
Ответы на §23, вопр.
вопросы
стра.114,
27
5
07.12
Индия и Китай в
древности
1
28
5
11.12
Греки и критяне
1
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности.
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: овладевают целостными
представлениями об историческом пути
человечества
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия
Коммуникативные: сотрудничают с
товарищами при проверке заданий в паре:
устанавливают и соблюдают очередность
действий, сравнивают полученные результаты,
выслушивают партнера, корректно сообщают
товарищу о его ошибках.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия
Личностные: оценивают свои работы
Древняя Греция (21 час)
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
формулируют ответы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план действий
Коммуникативные: участвуют в коллектив ном
повт. §§2022
Контрол
ьное
тестиров
ание №4
Анализ
историч.
источник
ов
§24,вопр.
стр. 120,
работа с
картой
стр.115,
117
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения.
29
5
11.12
Микены и Троя
1
30
5
14.12
Поэма Гомера
«Илиада» и
«Одиссея»
1
31
5
18.12
Религия древних
греков
1
Познавательные: выявляют особенности и
признаки появления древнейших государств.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности.
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: получат представление о
личности Гомера и его поэмах.
Регулятивные: осуществляют индивидуальную
образовательную траекторию
Коммуникативные: вступают в речевое
общение; планируют цели и способы
взаимодействия.
Личностные: Осознают социальнонравственный опыт предшествующих поколений
Познавательные: овладевают целостными
представлениями о древнегреческой религии;
привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного
материала
Выполнен
ие
дифферен
ц.
заданий
§25, вопр.
стр.124
Ролевая
игра
§ 26,
27,вопр.ст
р.129, 134
Беседа,
понятийн
ый
диктант
§ 28, вопр.
стр.138,
прочитать
подвиги
Геракла,
повт.
32
5
21.12
Древнейшая
Греция
1
33
5
25.12
Земледельцы
Аттики теряют
землю и свободу
1
34
5
28.12
Зарождение
демократии в
1
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями;
участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности, проявляют
способность к взаимодействию.
Личностные: Сравнивают разные точки зрения;
оценивают собственную учебную деятельность;
сохраняют мотивацию учебной деятельности
Урок обобщения
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят изменения в
процесс с учетом возникших трудностей
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения;
адекватно используют речевые средства для
решения различных коммуникативных задач
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Познавательные: сопоставляют схемы и
текстовую информацию; устанавливают
§§24-27
Контрол
ьное
тестиров
ание №5
Составле
ние плана
ответа
§29, вопр.
стр.143,
карта
стр.140,
Беседа,
написани
§30, вопр.
стр. 146,
Афинах
35
36
5
11.01
5 «А» 15.01
5 «Б»
Древняя Спарта
1
Основание
греческих колоний.
1
Р.К.Первые
греческие
поселения на Дону
закономерности; делают выводы.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами
при выполнении заданий; задают вопросы с
целью получения нужной информации.
Личностные: Проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в развитии
успешной деятельности своего класса
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии; принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения.
Личностные: учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/
неуспешности учебной деятельности
Познавательные: привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного
материала
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности в группе, проявляют
способность к взаимодействию.
е
историчес
кого
портрета
подготовит
ь
сообщение
стр.146
Ответы на §31, вопр.
вопросы
стр.150
Выполнен
ие
дифферен
ц.
заданий
§32, карта
стр.151,
вопр.
стр.155,
сообщение
Личностные: сравнивают разные точки зрения;
оценивают собственную учебную деятельность,
сохраняют мотивацию учебной деятельности.
37
5
18.01
Олимпийские игры
в древности
1
38
5
22.01
Победа греков над
персами в
Марафонской
битве
1
Познавательные: привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного
материала
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности в группе, проявляют
способность к взаимодействию.
Личностные: сравнивают разные точки зрения;
оценивают собственную учебную деятельность,
сохраняют мотивацию учебной деятельности.
Познавательные: выявляют особенности и
признаки побед древних греков в марафонской
битве.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Опрос,
защита
сообщени
й
§33, вопр.
стр.160,
составить
рассказ
стр.161
Опрос,
работа с
картой
§34, вопр.
стр.165,
карта стр.
162
39
5
25.01
Нашествие
персидских войск
на Элладу
1
Опрос,
работа с
картой
§35, вопр.
стр.170,
рассказ по
рисунку
стр.168
1
Познавательные: выявляют особенности и
признаки побед древних греков; роль Фемистокла
при подготовке к сражениям.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером, вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: дополняют и расширяют
знания и представления о хозяйственном
развитии Греции.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия
Коммуникативные: вступают в коллективное
сотрудничество, участвуют в совместном
обсуждении вопросов; обмениваются мнениями,
слушают друг друга, понимают позицию
партнера, в том числе и отличную от своей,
согласуют действия с партнером.
Личностные: мотивируют свои действия,
проявляют интерес к новому учебному
материалу; оценивают собственную учебную
деятельность; сохраняют мотивацию учебной
деятельности
40
5
29.01
В гаванях
афинского порта
Пирей
Беседа,
историч.
диктант
§ 36, вопр.
стр.175,
описать по
рисунку
стр173
гавань
Пирея
41
5
01.02
В городе богини
1
Познавательные: выявляют особенности и
Беседа,
§ 37,38,
Афины
В афинских школах
и гимнасиях
42
5
05.02
В театре Диониса
1
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/ неуспешности
учебной деятельности
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/ неуспешности
учебной деятельности
43
5
08.02
Афинская
демократия при
1
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между
работа с
иллюстр.
материал
ом
вопр.
стр.181,18
5,
составить
рассказ от
имени
путешеств
енника
Подготов
ка
презентац
ии
§ 39, вопр.
стр.190,
описать
здание
театра
стр.190
Беседа,
анализ
§ 40, вопр.
стр.195,оп
Перикле
объектами.
историч
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную источник
задачу; учитывают выделенные учителем
ов
ориентиры действия
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
слушают друг друга, понимают позицию
партнера, в том числе и отличную от своей,
согласуют действия с партнером.
Личностные: проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий всей группой; выражают
положительное отношение к процессу познания
исать
рисунок
«Народное
собрание в
Афинах»
стр.191
44
5
12.02
Города Эллады
подчиняются
Македонии
1
Познавательные: структурируют знания;
самостоятельно выделяют и формулируют цели;
ориентируются в учебнике; осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения
задания.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: вступают в речевое
общение, участвуют в диалоге, работают с
книгой.
Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Опрос,
работа с
картой
§ 41, вопр.
стр.200,
карта
стр.115,
рассказ по
рисунку
стр197
45
5
15.02
Поход Александра
Македонского на
1
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
Беседа,
составлен
§ 42, карта
стр.204,
Восток.
46
47
48
5
19.02
В древней
Александрии
Египетской
2
Древняя Греция
1
15.0
5
5
26.02
формулируют ответы.
Регулятивные: осуществляют индивидуальную
образовательную траекторию
Коммуникативные: вступают в речевое
общение; планируют цели и способы
взаимодействия.
Личностные: осознают социально-нравственный
опыт предшествующих поколений
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между
объектами.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
слушают друг друга.
Личностные: проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в развитии
успешной деятельности своего класса
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/ неуспешности
ие схемы
вопр.
стр.205,
описать
рисунок
стр.201
«Переход
через реку
Граник»
Составле
§ 43, карта
ние плана
стр.211,
экскурсии
вопр.
стр.213,
повт.
§§29-43
Контрол
ьное
тестиров
ание №6
учебной деятельности
49
5
29.02
Древний Рим
1
50
5
04.03
Завоевание Римом
Италии
1
Древний Рим
(20 час.)
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/ неуспешности
учебной деятельности
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят изменения в
Беседа,
анализ
документ
ов
§ 44,
работа с
картой
стр.213,
вопр.
стр.218219
Работа с
картой,
ответвы
на
вопросы
§ 45, вопр.
стр.222,
даты,
карта
стр.213
51
5
11.03
Устройство
Римской
республики
1
52
5
14.03
Вторая война Рима
с Карфагеном
1
процесс с учетом возникших трудностей
Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между
объектами.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
слушают друг друга, понимают позицию
партнера, в том числе и отличную от своей,
согласуют действия с партнером.
Личностные: Проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий всей группой; выражают
положительное отношение к процессу познания
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
Терминол
огический
диктант,
беседа
§ 46, вопр.
стр.227,
сообщение
стр.227,
сделать
рисунок
римского
легионера
Задания с
кратким
ответом
§ 47,
вопр.стр.
232, работа
с картой
стр.228
53
5
18.03
Установление
господства Рима во
всем
Средиземноморье
1
54
5
01.04
Рабство в Древнем
Риме
1
зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному мате риалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/ неуспешности
учебной деятельности
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят изменения в
процесс с учетом возникших трудностей
Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Познавательные: привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного
материала
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности в группе, проявляют
способность к взаимодействию.
Личностные: сравнивают разные точки зрения;
Беседа,
работа с
картой
§ 48, вопр.
стр. 238,
карта стр.
233,
рассказ по
рисунку
стр.236
Опрос,
работа с
картой
§ 49, вопр.
стр.241,
повт.
§§ 47-48
оценивают собственную учебную деятельность,
сохраняют мотивацию учебной деятельности.
55
5
04.04
Рим – сильнейшая
держава
Средиземноморья
1
56
5
08.04
Земельный закон
братьев Гракхов
1
57
5
11.04
Восстание
Спартака
1
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между
объектами.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на
уроке; анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: оформляют диалогические
высказывания, понимают позицию партнера;
вступают в коллективное учебное
сотрудничество.
Личностные: проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успеха/неуспеха учебной
деятельности
Познавательные: выявляют особенности и
признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты
усвоения изучаемого материала; принимают и
Контрол
ьное
тестиров
ание №7
Составле § 50, вопр.
ние
стр.246,
историчес даты
кого
портрета,
беседа
Эвристич
еская
беседа
§ 51, вопр.
стр.250251,
составить
рассказ от
имени
гладиатора
58
5
15.04
Единовластие
Цезаря
1
59
5
18.04
Установление
империи в Риме
1
сохраняют учебную задачу
Личностные: Сохраняют мотивацию учебной
деятельности; проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/ неуспешности
учебной деятельности
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят изменения в
процесс с учетом возникших трудностей
Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят изменения в
процесс с учетом возникших трудностей
Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые
Подготов
ка
рассказа,
составлен
ие
историч.
портрета
§ 52, вопр.
стр. 255256, даты,
рассказ по
рисунку
стр.255,
документ
стр.254
Составле
ние
конспекта
§ 53, вопр.
стр.260,дат
ы, повт.
§§ 50-52
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Гражданские
войны в Риме
60
5
22.04
1
61
5
25.04
Соседи Римской
империи в первые
века нашей эры
1
62
5
29.04
В Риме при
императоре Нероне
1
Контрол
ьное
тестиров
ание №8
Познавательные: выявляют особенности и
Беседа,
признаки объектов; приводят примеры в качестве работа с
доказательства выдвигаемых положений.
Интернет
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и
ресурсам
формулируют цель; составляют план действий
и
Коммуникативные: участвуют в коллектив ном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: Применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу познания
Познавательные: выявляют особенности и
Составле
признаки объектов; приводят примеры в качестве ние
доказательства выдвигаемых положений.
рассказа
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
§ 54, карта
стр.233,
вопр.
стр.264265
§ 55, вопр.
стр.268269,
сообщение
, описать
63
5
29.04
Первые христиане
и их учение
1
64
5
06.05
Расцвет Римской
империи во 2-м
веке. «Вечный
город» и его
жители
1
формулируют цель; составляют план действий
Коммуникативные: участвуют в коллектив ном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: Применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу познания
Познавательные:
структурируют знания; самостоятельно выделяют
и формулируют цели; ориентируются в учебнике;
осуществляют поиск необходимой информации
для выполнения задания.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: вступают в речевое
общение, участвуют в диалоге, работают с
книгой.
Личностные: Оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
формулируют ответы.
Регулятивные: осуществляют индивидуальную
образовательную траекторию
Коммуникативные: вступают в речевое общение;
планируют цели и способы взаимодействия.
Личностные: осознают социально-нравственный
опыт предшествующих поколений
65
5
13.05
Римская империя
1
рисунок
стр.267
Беседа с
элемента
ми
дискусси
и
§ 56, вопр.
стр.274275, карта
стр. 269,
описать
рисунок
«Собрание
первых
христиан»
Анализ
историч.
Источник
ов,
Составле
ние плана
экскурсии
§ 57,58,
волпр.
стр.279,28
5,
повт. §§
54-56
Контрол
в первые века
нашей эры
66
5
16.05
Римская империя
при Константине
1
67
5
20.05
Разгром
Рима
германцами
и
падение Западной
Римской империи
1
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы и
формулируют ответы.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план действий
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную
деятельность; выражают положительное
отношение к процессу познания
Познавательные: структурируют знания;
самостоятельно выделяют и формулируют цели;
ориентируются в учебнике; осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения
задания.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной)
деятельности на уроке
Коммуникативные: вступают в речевое
общение, участвуют в диалоге, работают с
книгой.
Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом
ьное
тестиров
ание №9
Беседа
Репортаж
с места
событий
§ 59, вопр.
стр.289
§ 60, карта
стр.290,
вопр.
стр.293,
повт.
§ 59
68
5
27.05
Обобщение по
курсу
2
Познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи; формулируют ответы на вопросы
учителя.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят изменения в
процесс с учетом возникших трудностей
Коммуникативные: принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Личностные: выражают свою позицию на
уровне положительного отношения к учебному
процессу; проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи
Контрол Учебник
стр.294ьное
тестиров 299
ание №10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история.
История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История
Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.
2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА
Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово).
М.: ВАКО, 2005- 304 с.
3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302
4. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.
5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.
6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
7. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://ancientrome.ru/ История Древнего Рима.
http://www.ancienthistory.spb.ru/ История Древнего мира.
2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова.
3. http://rulers.narod.ru Всемирная история в лицах.
4. http://www.mhk.spb.ru/ Мировая художественная культура. Древний мир. От первобытности до
Рима.
5. http://vm.kemsu.ru/ Первобытное искусство.
6. http://historic.ru/ Всемирная история.
7. http://miriobiblion.narod.ru/ Библиотека произведений античных и византийских авторов. 8.
http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/dictionary/ Словарь исторических имен, названий и
специальных терминов.
9. http://ellada.spb.ru/ Древняя Греция.
10. http://egypt.bn.by/ История Древнего Египта.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор, экран, карты, справочные таблицы, альбомы, справочная литература
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира, раздаточный материал