МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская ООШ»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ »Верх-Рождественская
ООШ»
___________В.В.Крылова
«01» сентября 2023 г. № 109
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
(наименование предмета)
для 7 класса
(ступень обучения, класс)
Рабочую программу составил(а):
учитель истории и обществознания
Белоногова Вера Ильинична
Верх-Рождество 2023
2
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Обществознание. 7 класс» -Белоногова Вера Ильинична, учитель обществознания
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов, рабочая программа составлена к линии учебников
А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» для основной школы (5—9 классы). Данная линия учебников соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в
Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка
социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков
людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования
социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно
полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для
самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ -№ 273 от 29.12.2012 г.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.;
3. Примерная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15;
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»;
5. Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов;
7. Устав ОУ, утверждённый постановлением администрации Частинского муниципального района.
Рабочая программа по обществознанию соответствует ФГОС основного общего образования и учебному плану ООП.
По сравнению с авторской программой, которая рассчитана на 35 ч, сокращено количество учебного времени за счет резерва на 1 ч, т.к. годовой
календарный график - 34 недели (34 ч).
Цели изучения «Обществознания»:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса
4
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для
решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
-воспитания уважения к семье и семейным традициям;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-воспитания уважения к трудовой деятельности. 4
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и
роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и
умениями, их реализующими.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского
мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
5
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
6
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер
общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.); использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Человек. Личность. ученик научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов
в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
7
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Критерий оценивания знания учащихся:
Критерии для оценивания устного ответа на уроках обществознания
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при
ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные
вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более
одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает
незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую
ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила
культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но
работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
8
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в
качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного мате-риала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо
сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
9
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Элементы
содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Домашнее
задание
Тема I. Регулирование поведения людей в обществе (8 ч)
1.
2.
Роль
социальных
норм в
жизни
общества.
Нормы, нормы
обычаев
(ритуалы,
обряды, обычаи,
традиции, мифы),
религиозные
нормы, нормы
морали, правовые
нормы, нормы
гражданских,
экономических,
политических,
культурных,
межнациональны
хи
международных
отношений.
Что главное Аморальное
в человеке? поведение, добро,
зло, мораль
(нравственность)
Личностные результаты
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, российской идентичности,
сопричастности к жизни своей страны, а также интернационализма. Знать и понимать роль
социальных норм, регулирующих отношения в различных сферах общества. Формировать
представление о добре и нравственном поведении в обществе. Уважать и соблюдать нормы
морали. Воспитывать в себе устойчивые моральные взгляды, вырабатывать твердую
моральную позицию, учиться жить по совести, думать о смысле жизни. Воспитывать в себе
правовую культуру, правосознание. Учиться уважать закон, не нарушать правовые нормы
Предметные результаты
Объяснять значение слова «норма», что регулируют нормы, какие виды норм выделяют.
Характеризовать понятие «социальные нормы», их признаки. Классифицировать социальные
нормы по видам. Рассказывать о нормах обычаев. Объяснять, что регулируют деловые
нормы. Показывать значение моральных норм в обществе. Объяснять, зачем существуют и
что регулируют нормы политических (гражданских, экономических, культурных и
международных) отношений. Рассказывать о религиозных нормах. Характеризовать понятия
«мораль», «нравственность». Определять, какую роль мораль играет в обществе. Описывать
проявления добра и зла. Объяснять смысл слова «нравственный». Формулировать
определение понятия «аморальное (безнравственное) поведение».
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры норм обычаев. Используя дополнительную литературу из
разных источников, рассказывать, когда и почему возникли религиозные нормы, приводить
примеры из жизни. Работать с информацией в форме схем «Нормы», «Социальные нормы»,
«Нормы обычаев». Обосновывать собственное мнение, зачем надо соблюдать социальные
нормы и может ли общество развиваться без них. Приводить примеры и определять
функции деловых (корпоративных) норм Приводить конкретные примеры из жизни,
литературы, кинофильмов проявления добра (зла) людьми. Анализировать конкретные
ситуации аморального поведения людей.
Оценивать собственное поведение с позиции нравственности, корректировать его.
Обосновывать собственное мнение, почему доброму человеку жить труднее, чем злому.
Приводить примеры из русских сказок образов, олицетворяющих добро и зло.
Прочитать § 1
Прочитать §2,
написать по 5
пословиц про
добро и зло
10
3.
4.
5.
6.
Что можно, Моральные
нельзя,
нормы,
нужно?
моральная
позиция
Предметные результаты
Характеризовать понятие «моральные нормы». Объяснять, для чего они нужны.
Рассказывать о библейских заповедях. Объяснять, что такое моральная позиция.
Характеризовать значение правил поведения в обществе.
Метапредметные результаты
Обосновывать собственное мнение о необходимости соблюдения норм в семье, коллективе,
обществе. Приводить конкретные примеры общепринятых правил поведения в обществе.
Оценивать свои поступки: соблюдаете ли вы моральные нормы, есть ли у вас твердая
моральная позиция; корректировать собственное поведение. Использовать дополнительную
информацию из разных источников и рассказывать о древнейших моральных нормах,
библейских заповедях. Формулировать несколько собственных правил поведения.
О совести. Понятия
Предметные результаты
«совесть»,
Характеризовать понятие «совесть». Рассказывать о происхождении этого слова. Объяснять
«вера»,
смысл понятия «вера». Объяснять, как понимают совесть верующие люди. Характеризовать
«общечеловеческ общечеловеческие ценности.
ие ценности»
Метапредметные результаты
Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов, как поступают люди по совести.
Анализировать конкретные ситуации, когда вы совершали поступки, продиктованные
совестью. Показывать на примерах, как связаны вера и совесть. Формулировать и
обосновывать собственное мнение о том,
нужна ли совесть в современном мире
Высшая
Долг, жизнь,
Предметные результаты
ценность
смысл жизни
Объяснять смысл понятия «жизнь». Определять, почему жизнь является высшей ценностью.
Формулировать, в чем люди видят смысл жизни. Характеризовать понятие «долг».
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры, когда люди совершали подвиги, жертвовали жизнью ради
своей Родины. Формулировать собственное мнение, в чем состоит смысл жизни, в чем вы
его видите. Характеризовать собственное поведение с точки зрения того, как вы цените
собственную жизнь, следите за здоровьем, интересно ли живете; делать выводы и
корректировать свое отношение к себе.
Почему
Российская
Предметные результаты
люди любят идентичность,
Формулировать определение понятия «российская идентичность», из чего она складывается.
Родину?
патриотизм,
Характеризовать патриотизм и его проявления. Сравнивать понятия «интернационализм» и
патриоты, нация, «патриотизм». Определять, что такое нация. Характеризовать национализм, чем он опасен.
национализм,
Метапредметные результаты
интернационализ Приводить конкретные примеры из современной жизни и нашей истории проявления
м
патриотизма. Приводить конкретные примеры интернационализма. Описывать, какие
Прочитать §3
Пересказ §4,
стр. 27
ответить на
вопросы и
задания
Прочитать §5
Прочитать §6,
рубрика
«Вопросы и
задания»,
«Проектная
деятельность»,
выучить
11
7.
Правовые
нормы
8.
Практикум
1
Правовые нормы,
их особенности.
Понятие «право»
Тема II. Твои неотъемлемые права (18
9.
Каждый
Анархия,
человек
тоталитарное
хочет быть государство.
свободным! Понятие свободы.
Конституционны
е права и свободы
человека и
гражданина РФ:
гражданские,
политические,
экономические,
социальные,
культурные
народы входят в нацию нашей страны и называются россияне. Обосновывать собственное
мнение, почему опасен национализм, приводить примеры из истории. Формулировать
собственное определение понятия «российская идентичность»; определять, как это чувство
проявляется в вас
Предметные результаты
Характеризовать понятие «право», его функции. Определять правовые нормы и их
отличительные черты, отношения в обществе, которые они регулируют. Сравнивать
моральные и правовые нормы. Определять место и роль правовых норм в системе
социальных норм.
Метапредметные результаты
Использовать свои знания по истории Древнего мира и рассказывать о возникновении права.
Систематизировать в таблице общие черты и отличия правовых и нравственных норм.
Приводить конкретные примеры регулирования общественных отношений правовыми
нормами. Обосновывать собственное мнение, почему правовые нормы являются
общеобязательными, устанавливаются и охраняются государством
Метапредметные результаты*
Работать совместно в группе. Участвовать в ролевой игре. Принимать участие в дискуссии,
формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Анализировать текст.
Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых,
писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и
систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами.
Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы
ч)
Личностные результаты по теме II
Знать права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ. Учиться соблюдать в
жизни конституционные права гражданина, осознавать свою гражданскую ответственность.
Понимать связь между правами и обязанностями гражданина. Понимать ответственность
гражданина перед государством и ответственность государства перед своими гражданами.
Знать основные международные и российские документы о правах человека и ребенка.
Иметь представление об организациях, защищающих права и свободы человека и ребенка.
Знать основные права ребенка по Конвенции и способы их защиты. Повышать свою
правовую культуру, чтобы знать, как защищаются права несовершеннолетних по
российскому законодательству
Предметные результаты
Характеризовать понятие «свобода». Называть документ, в котором зафиксированы права и
свободы граждан РФ. Классифицировать по видам основные права и свободы граждан
основные
понятия»
Прочитать §7,
выучить
основные
понятия
конспекта
Прочитать §9
12
10.
11.
12.
13.
России. Перечислять основные конституционные права и свободы. Характеризовать
тоталитарное государство. Определять понятие «анархия».
Метапредметные результаты
Работать с информацией, представленной в схеме «Конституционные права и свободы
человека и гражданина РФ». Приводить конкретные примеры конституционных
гражданских и политических прав граждан в России, комментировать и показывать их
проявление в жизни. Рассматривать и анализировать конкретные ситуации, когда вы
используете свои социальные права. Обосновывать собственное мнение в подготовленном
вами проекте, реферате на тему «Почему надо знать свои конституционные права?»
Гражданин Государство.
Предметные результаты
и
Государственные Характеризовать понятие «государство», что оно включает. Перечислять государственные
государство. органы власти.
органы власти в РФ. Формулировать определение понятия «гражданин». Характеризовать
Обязанност Обязанности
ответственность государства перед гражданами. Называть документ, где зафиксирована эта
и
граждан по
ответственность. Перечислять обязанности граждан перед государством по Конституции РФ.
гражданина. Конституции РФ Метапредметные результаты
Использовать свои знания по истории Древнего мира и рассказывать о возникновении
первых государств. Работать с информацией, представленной в схеме «Обязанности граждан
по Конституции РФ», комментировать конкретные обязанности и приводить примеры из
жизни. Обосновывать собственное мнение, почему обязанности граждан и ответственность
государства перед гражданами зафиксированы в Основном Законе страны.
Практикум
Использовать дополнительные источники, в том числе Интернет, называть налоги и
2
обосновывать, почему их надо платить
Права
Декларация прав Предметные результаты
ребенка.
ребенка, дети,
Называть основной международный документ, в котором закреплены права человека.
Конвенция о
Характеризовать понятие «дети». Показывать связь прав взрослого человека и ребенка.
правах ребенка,
Называть международные документы, где закреплены права ребенка. Перечислять основные
права и свободы группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.
ребенка
Метапредметные результаты
Рассказывать об истории принятия и о содержании основных документов о правах ребенка.
Обосновывать собственное мнение, зачем детям нужно знать свои права. Работать с
информацией, представленной в виде схемы «Права ребенка», классифицировать права
ребенка по видам. Обосновывать свое мнение, в какой стране легче обеспечить права
ребенка (богатой или бедной) и почему. Приводить конкретные примеры из жизни
нарушения прав ребенка.
Как
Международные Предметные результаты
организован организации,
Называть международные организации, защищающие права ребенка. Перечислять
а правовая защищающие
российские организации, защищающие права ребенка, и их функции. Характеризовать
Прочитать §10,
выучить
основные
понятия
Прочитать §12,
стр. 75
ответить на
вопросы,
дописать
конспект
Прочитать §13,
ответить на
13
защита
детей.
права детей;
правовая защита
детей;
Уполномоченный
по правам
ребенка при
Президенте РФ
14.
Право на
благополуч
ную жизнь
Право на жизнь.
Право на имя и
гражданство
15.
Право на
свободное
слово.
Свобода слова,
цензура
16.
Право на
Политика
объединени
е.
функции Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Объяснять, как
осуществляется правовая защита детей в нашей стране.
Метапредметные результаты
Рассказывать подробно о деятельности одной из международных организаций,
защищающих права ребенка, использовать для этого ресурсы Интернета. Приводить
конкретные примеры деятельности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте
РФ. Приводить конкретные примеры обеспечения правовой защиты ребенка в вашем городе,
поселке.
Предметные результаты
Объяснять, что такое детская благополучная жизнь. Рассматривать права, которые призваны
обеспечить ребенку благополучную жизнь, и ее составляющие. Характеризовать право на
жизнь. Характеризовать права ребенка на имя и гражданство.
Метапредметные результаты
Работать с информацией и классифицировать составляющие понятия «детская
благополучная жизнь» в виде таблицы. Использовать ресурсы Интернета и приводить
примеры жизни детей в разных странах, сравнивать показатели качества их жизни.
Обосновывать собственное мнение по поводу важности и необходимости прав ребенка на
имя и гражданство. Использовать информацию из разных источников для подготовки
реферата или доклада о праве детей в нашей стране на пользование богатствами культуры
вопросы после
§
Предметные результаты
Объяснять, какую роль в жизни человека играет свободное слово. Называть документы, в
которых впервые было закреплено право на свободу слова.
Рассказывать, что говорится в Конвенции о правах ребенка о свободе слова.
Определять смысл понятия «цензура».
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры использования вами права свободно выражать свое мнение.
Приводить примеры цензуры в истории нашей страны. Обосновывать собственное мнение,
что свобода слова возможна только в демократических государствах.
Предметные результаты
Характеризовать право детей на объединение. Определять понятие «ассоциация».
Характеризовать понятие «политика». Рассказывать об истории детских организаций в
России. Объяснять роль и назначение детских организаций.
Метапредметные результаты
Прочитать §15,
рубрика
«Вопросы и
задания к
параграфу»
Прочитать §14,
рубрика
«Вопросы и
задания к
параграфу»
Прочитать §16,
выучить
основные
понятия
14
17.
Право
мылить и
верить
свободно.
18.
Практикум
3
Право на
Административно Предметные результаты
защиту:
е задержание,
Характеризовать административное правонарушение и уголовное преступление.
задержание. административно Объяснять, какие права есть у человека при задержании, о чем ему следует помнить.
е
Рассказывать, каковы условия допроса несовершеннолетнего. Классифицировать и
правонарушение, сравнивать функции адвоката и прокурора.
уголовное
Метапредметные результаты
преступление,
Приводить конкретные примеры административного задержания. Проанализировать
адвокат,
конкретную ситуацию из кинофильма, литературы допроса несовершеннолетнего,
прокурор, права соблюдения его права на защиту. Сравнивать в табличной форме признаки
несовершеннолет административного правонарушения и уголовного преступления. Называть органы
них при
правопорядка, приводить их функции. Использовать информацию из разных источников и
задержании
формулировать собственное определение понятия «презумпция невиновности».
Обосновывать собственное мнение, почему право на защиту
возможно только в демократическом, правовом государстве
Право на
Гуманность,
Предметные результаты
защиту:
чувство
Рассказывать, за что несовершеннолетние могут попасть в места заключения.
тюрьма.
достоинства,
Характеризовать условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях.
19.
20.
Свобода мысли,
совести, религии
Рассказывать на конкретном примере о деятельности детских организаций. Обосновывать
собственное мнение о том, нужны ли сейчас детские и молодежные организации и почему.
Иллюстрировать конкретными примерами участие детей
и молодежи в политике страны. Использовать информацию из разных источников, в том
числе Интернета, и подготовить доклад или реферат о детских и юношеских организациях,
существовавших в нашей стране и за рубежом. Рассказывать, в какой детской организации
вы участвуете и почему или хотели бы принять участие в создании новой организации.
Предметные результаты
Объяснять, почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных
прав человека и ребенка. Давать определение понятия «совесть». Показывать, как связаны
вера и совесть. Рассказывать, каким ограничениям может подвергаться свобода совести
Метапредметные результаты
Использовать свои знания по истории Средних веков и рассказывать о религиозных войнах в
Европе, причинах их возникновения. Приводить конкретные примеры ограничения свободы
совести ребенка. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни право ребенка на
свободу мысли (или религии) в нашей стране сегодня.
Сравнивать характеристики понятий «атеист» и «верующий». Оценивать себя, как вы
используете свое право мыслить и верить свободно
Прочитать §17,
рубрика
«Вопросы и
задания к
параграфу»
Прочитать §19
Прочитать §20,
рубрика
«Вопросы и
15
условия
содержания в
заключении
несовершеннолет
них
21.
Право на
защиту:
война.
22.
Право на
защиту:
наркотики.
Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие права
несовершеннолетних, лишенных свободы. Характеризовать понятия «гуманность» и
«чувство достоинства». Показывать, в чем проявляется гуманность уголовного закона по
отношению к несовершеннолетним.
Метапредметные результаты
Анализировать конкретные ситуации, за что несовершеннолетние попадают в места
лишения свободы. Использовать дополнительные источники информации и рассказывать о
воспитательных колониях для несовершеннолетних. Приводить конкретные примеры из
жизни, кинофильмов, кто защищает права несовершеннолетних, когда они нарушены.
Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, кинофильмов, как можно
перевоспитать несовершеннолетнего подростка.
Обосновывать собственное мнение, почему к детям не применяются смертная казнь и
пожизненное заключение
Право на защиту Предметные результаты
детей в военное
Рассказывать, как Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Объяснять, с
время, терроризм какого возраста по Конвенции дети могут принимать участие в боевых действиях.
Характеризовать понятие «терроризм», рассказывать, почему он является глобальной
проблемой XXI в.
Метапредметные результаты
Показывать на конкретных примерах, какие страдания приносят людям, и в первую очередь
детям, войны. Использовать дополнительные источники информации и
подготовить рассказ о детях — героях Великой Отечественной войны. Рассказывать о
терактах, совершенных на территории нашей страны, в которых пострадали дети.
Рассказывать об известных вам из новостей современных военных конфликтах и участии в
них детей
Наркомания
Предметные результаты
Рассказывать, что такое наркотики, в чем их опасность. Объяснять, почему наркоманию
называют «чумой XXI века». Приводить положения Конвенции о правах ребенка,
защищающие детей от наркотиков. Характеризовать меры защиты детей от наркотиков.
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры из жизни профилактической работы с детьми о вреде
наркотиков, как уберечься от наркодельцов. Использовать дополнительные источники
информации, в том числе Интернет, и приводить статистику роста детской наркомании и
числа детей, погибших от наркотиков. Делать для себя выводы. Рассказывать на конкретных
примерах, чем опасна наркомания, к чему она приводит. Обосновывать свое мнение, почему
подростки, осознавая всю опасность наркомании, пробуют и употребляют наркотики. Что
надо сделать, чтобы отвлечь и уберечь их
задания к
параграфу» в
тетради
Прочитать §21,
рубрика
«Вопросы и
задания к
параграфу»,
«Размышляем
над
пройденным»
§22 пересказ
16
23.
Право на
защиту:
эксплуатаци
я
несовершен
нолетних.
Безработица,
предприниматель
ство, трудовое
законодательство
24.
Где права,
там и
ответственн
ость
Практикум
4
Контрольна
я работа по
2 главе
Моральная
ответственность,
правовая
ответственность
Суд—
защитник
прав
человека.
Наказание,
презумпция
невиновности
25.
26.
27.
Предметные результаты
Характеризовать эксплуатацию детского труда. Объяснять, что требует Конвенция о правах
ребенка от государств, подписавших ее, для защиты детей от эксплуатации,
в том числе сексуальной. Рассказывать, как российское трудовое законодательство
защищает права несовершеннолетних, какие льготы они имеют. Объяснять, с какого
возраста могут работать дети в России. Формулировать определение понятия
«предпринимательство».
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры из истории, литературы, современной жизни эксплуатации
труда детей. Анализировать статьи Трудового кодекса РФ, регламентирующие работу
несовершеннолетних. Приводить конкретные примеры из жизни, когда подростки
занимаются предпринимательством. Обосновывать собственное мнение, как знание прав в
области трудового законодательства помогает подросткам защитить себя от эксплуатации.
Систематизировать информацию в таблице «Права и льготы несовершеннолетних по ТК
РФ»
Предметные результаты
Объяснять, как связаны права и обязанности человека. Характеризовать понятие «моральная
ответственность». Давать определение понятия «правовая ответственность». Показывать,
как влияет нравственное воспитание человека
на его отношение к своим обязанностям.
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры из жизни моральной ответственности человека.
Анализировать конкретную ситуацию правонарушения и, используя дополнительные
источники информации, показывать правовую ответственность за его совершение.
Объяснять, как вы лично понимаете ответственность гражданина (или свою) перед Родиной.
Обосновывать собственное мнение, в чем состоит моральная ответственность человека
Тема III. Под защитой права (5 ч)
Личностные результаты по теме III
Осознавать права и свободы человека как высшую ценность. Знать, что каждый человек в
нашей стране имеет право по Конституции на правовую защиту со стороны государства.
Быть уверенным, что гражданина должны защищать право,
суд, органы внутренних дел. Иметь представление о деятельности и функциях суда,
прокуратуры, полиции. Понимать, что такое презумпция невиновности и соблюдение этого
принципа— свидетельство демократического, правового государства. Осознавать, что права
необходимо знать всем не только для обеспечения правовой защиты себя и своих близких в
разных жизненных ситуациях, но и как вклад каждого в дальнейшее развитие нашей страны
на пути строительства правового государства и демократического общества
§23 пересказ
§24 пересказ
Повторить
§19-24
Прочитать §26,
рубрика
«Задания для
самостоятельн
ой работы»
17
28.
Функции
прокуратур
ы
Обвинение,
прокуратура,
прокурор
29.
Полиция на
страже
правопоряд
ка
Министерство
внутренних дел.
ГИБДД,
участковый
инспектор
30.
Предметные результаты
Характеризовать, что такое суд и зачем человек идет в суд. Описывать, как происходит
рассмотрение дел в суде. Объяснять, что такое презумпция невиновности. Рассказывать, кто
защищает человека в суде.
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры случаев, когда человек обращается в суд. Анализировать
конкретную ситуацию из кинофильмов, литературы рассмотрения дел в суде. Использовать
дополнительные источники информации и подготовить выступление об одном из известных
российских адвокатов, его громком деле.
Обосновывать собственное мнение, почему принцип презумпции невиновности действует
только в демократическом, правовом государстве
Предметные результаты
Характеризовать деятельность прокурора и его функции. Объяснять, какова роль прокурора
в суде. Характеризовать прокуратуру и ее функции. Объяснять, что такое надзор. Давать
определение понятия «обвинение», объяснять, кто и как поддерживает обвинение в суде.
Описывать некоторые виды преступлений, например бандитизм и разбой.
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов деятельности
прокурора. Использовать дополнительные источники информации и систематизировать
материал в таблице «Участники судебного процесса и их функции».
Обосновывать собственное мнение, способно ли уголовное наказание исправить
преступника. Систематизировать информацию о функциях прокуратуры в виде схемы.
Приводить из новостей конкретные примеры бандитизма или разбоя. Использовать
дополнительную литературу и называть виды наказаний, следующие за эти преступления
Предметные результаты
Объяснять, зачем в государстве нужна полиция. Рассказывать об истории создания полиции
и о милиции в России. Характеризовать функции полиции. Называть, какие подразделения
входят в органы внутренних дел России и чем они занимаются.
Рассказывать, какой закон регулирует деятельность полиции, когда и почему он был принят.
Метапредметные результаты
Рассказывать о работе полиции (милиции) на конкретных примерах из кинофильмов или
новостей. Приводить конкретные примеры работы сотрудников ГИБДД.
Обосновывать собственное мнение по поводу того, что нужно сделать, чтобы преступники
боялись полицейских и у российских полицейских был бы такой же авторитет, как у их
американских коллег. Показывать на конкретных примерах из жизни работу участковых
инспекторов; рассказывать, знаете ли вы своего участкового
Предметные результаты
Прочитать §27,
рубрика
«Задания для
самостоятельн
ой работы»,
«Размышляем
над
пройденным»
Прочитать §28,
рубрика
«Вопросы и
задания к
параграфу» в
тетради
18
31.
Права
Необходимая
необходимо оборона,
знать всем. правовая защита
32.
Практикум
5
33.
Повторение
34.
Итоговая
контрольная
работа
Описывать, что означает правовая защита. Объяснять, какие возможности защиты своих
прав и законных интересов имеются у граждан. Называть, в каком документе констатируется
гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.
Характеризовать понятие «необходимая оборона», объяснять, когда она применяется,
каковы ее пределы и ответственность.
Метапредметные результаты
Приводить конкретные примеры из жизни самостоятельной защиты граждан своих прав.
Обосновывать собственное мнение, почему человек должен знать свои права и уметь ими
пользоваться. Анализировать конкретную ситуацию из жизни применения человеком права
на необходимую оборону, ответственность за превышение ее пределов. Приводить
конкретные примеры из жизни, кинофильмов, какой вклад могут внести простые граждане в
борьбу с преступностью. Использовать дополнительные источники информации
формулировать собственное определение понятия «моральный вред», каково наказание за
его нанесение, приводить примеры из жизни
Прочитать §29,
рубрика
«Вопросы и
задания к
параграфу»,
«Размышляем
над
пройденным»,
переписать в
тетрадь
Словарь урока
Подготовиться
к контрольной
работе
Выполнение заданий итоговой контрольной работы
19