8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская ООШ»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа»
___________В.В.Крылова
« 01» сентября 2023 г. №109

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
(наименование предмета)

для 8 класса
(ступень обучения, класс)

Рабочую программу составил(а):
учитель истории и обществознания
Белоногова Вера Ильинична

Верх-Рождество 2023

2

Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Обществознание. 8 класс» - Белоногова Вера Ильинична, учитель обществознания

3
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов, рабочая программа составлена к линии
учебников А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» для основной школы (5—9 классы). Данная линия учебников соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф
«Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка
социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных
поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа
и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен
получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения
образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах
жизни общества.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ -№ 273 от 29.12.2012 г.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.;
3. Примерная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15;
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная
школа»;
5. Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г.
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов;
7. Устав ОУ, утверждённый постановлением администрации Частинского муниципального района.
Обучение обществознанию на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
1) воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной;
2) сформировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
3) сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

4
4) сформирование осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) освоить социальные нормы, правила поведения, роль и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
6) развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;
9) сформировать основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
В метапредметном направлении:
1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

5
6) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
11) формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
12) формировать и развивать экологическое мышление, применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
В предметном направлении:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Основные содержательные линии учебного предмета обществознание
В примерной программе курса обществознание 5-9 классы выделяются три сквозные содержательные линии, направленные на развитие
следующих ключевых компетенций:

6
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции,
- содержание, обеспечивающее формирование информационно-технологической компетенции;
- содержание, обеспечивающее развитие учебно-познавательных компетенций.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе умением работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; умением обмениваться
информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Вторая содержательная линия представлена умениями при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать,
отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с
пониманием и по существу;
Третья содержательная линия представлена умениями и навыками планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою
познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач; умениями и навыками
организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка; умения и навыки мыслительной деятельности:
выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов,
решения задач;
умениями и навыками оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно связаны и интегрированы. При изучении данного учебного предмета
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и развивают различные
коммуникативные умения, формируют умения работать с информацией и видами её обработки.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счёт:
• осознания ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и
экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и
безопасности;
• начального опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада
гимназической жизни;
• умения придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и
экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знания основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знания норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

7
• умения выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа
жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать
знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
• умения анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• отрицательного отношения к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность
давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях;
• формирования опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
• овладения умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
• опыта участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья
и путей их решения.
Учебный предмет обществознание является приоритетным для формирования УУД. В данной рабочей программе спланирована деятельность
по формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
В данной рабочей программе учебного предмета обществознание внесено обязательное использование ИКТ в соответствии с требованиями
ФГОС ООО в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного
приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых
ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
Проектная деятельность в обществознаниии- инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. В результате школьники
учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают
самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. В рамках преподавания
Обществознанию возможно использование всех виды проектов: индивидуальных, групповых и коллективных, исследовательских,
краткосрочных и долгосрочных. Метод проектов активно развивает все компоненты информационной культуры (поиск информации,
предметно-аналитическая деятельность, перекодировка информации, хранение информации).
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными
формами контроля являются контрольные работы.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по Обществознанию:

8
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:


самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;



выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;



составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);



подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;



работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер);



планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;



работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);



свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат
и способы действий.



в ходе представления проекта давать оценку его результатам;



самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.



уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;



организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;



умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

9
– формирование и развитие посредством исторического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:


анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;



давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;



осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;



обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;



представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;



преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
приёмы слушания;



самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности;



уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать
адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:


осознание роли Обществознанию в познании окружающего мира и его устойчивого развития;



использование исторических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем и проектирования путей
их решения;



использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

10


отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;



в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);



учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;



уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по Обществознанию:
Предметные результаты


локализовать во времени общие рамки и события;



использовать тексты как источник информации о границах России и других государств;



об основных процессах социально-экономического развития;



анализировать информацию различных источников по обществознанию;



составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах;



систематизировать обществоведческий материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по обществознанию;



раскрывать характерные, существенные черты:



а) экономического и социального развития России и других стран;



б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,



«абсолютизм» и др.);



в)развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);



г)представлений о мире и общественных ценностях;



объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);

11


сопоставлять развитие России и других стран;



давать оценку событиям и личностям.

Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;

12
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать при-чины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;

13
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:

14
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

15
Содержание курса
Тема I. Человек. Духовный мир личности
Человек, его личность и деятельность. Что такое человек? Его психобиосоциальная сущность. Теории происхождения человека. Личность.
Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Поведение. Потребности и способности человека.
Свобода — это ответственность. Понятие свободы. Что такое ответственность? Как воспитать в себе ответственность? Чувство долга.
Человек культурный. Происхождение слова «культура». Понятие культуры. Виды культуры. Классификация видов культуры. Искусство.
Диалог культур. Кого мы называем культурным человеком? Как связаны внутренняя и внешняя культура?
Культура и ее наследники. Уважение к прошлому народа, страны. Культурное наследие. Почему нужно беречь культуру?
Культура тела. Спорт и здоровье. Здоровый образ жизни. Физическое воспитание школьников. Как стать здоровым? Как связаны в человеке
тело и дух?
Враги души и тела. Пьянство и алкоголизм. Почему курение опасно для здоровья. Что такое наркомания, чем коварна эта болезнь? Опасность
СПИДа.
Выбор жизненного пути. Что такое жизненный путь? Жизнь как служение. Жизненное призвание. Роль труда в достижении успеха.
Воспитание уважения к труду, чувства человеческого достоинства, любви к людям.
Тема II. Человек в обществе
Взаимосвязь природы и общества. Понятия «природа» и «общество». Единство мира. Экология. Экологическое право. Экологические
преступления. Бережное отношение к природе. Охрана природы.
Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Их характеристика. Взаимосвязь сфер жизни
общества.
Духовная сфера жизни общества. Духовные ценности. Формы общественного сознания. Наука. Функции науки в обществе. Система наук.
Смысл научной деятельности. Положение науки в России. Перспективы развития науки.
Религия. Исторические формы развития религии. Мировые религии. Религиозные формы. Веротерпимость и толерантность. Свобода
вероисповедания в России. Влияние религии на развитие духовной культуры.
Образование. Понятие образования. Функции образования в обществе. Системы образования. Роль самообразования в развитии личности.
Образование в современном мире. Непрерывное образование. Новые профессии. Рынок труда. Конкурентоспособность, карьера.
Гражданское общество. Независимость от государства. Самоорганизация. Признаки гражданского общества. Причины, препятствующие
обществу стать гражданским.

16
Исторические типы общества. Доиндустриальное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, его
особенности и отличия. Информационное общество. Роль науки, образования, сферы услуг в постиндустриальном обществе. СМИ, их
функции. Роль малых предприятий.
Человек в группе. Что такое группа? Воздействие группы на ее членов. Групповые ожидания. Социальная психология. Большие и малые
группы. Межличностные конфликты. Группы с отрицательной направленностью. Референтные группы. Лидерство в группе.
Человек в семье. Понятие семьи. Положение в семье женщины и мужчины. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь, взаимоподдержка.
Семейные ценности. Семейные конфликты. Семья и общество. Государственная поддержка семьи.
Родители и дети. Почитание родителей. Роль в семье отца и матери. Родительская любовь. Долг детей перед родителями. Защита прав детей в
семье.
Отношения в обществе. Социальный статус. Социальная роль. Общественные отношения, их виды. Социокультурные отношения, их
участники. Социальные конфликты в обществе и пути их устранения. Межнациональные отношения и конфликты. Пути разрешения
межнациональных конфликтов.
Глобальные проблемы человечества. Сохранение мира, борьба с терроризмом. Экологические угрозы. Преодоление экономической,
социальной, культурной отсталости стран «третьего мира». Демографическая проблема. Решение продовольственной проблемы. Борьба с
неизлечимыми болезнями.
К миру без войн. Почему возникают конфликты между странами и народами? Позиция пацифистов в защите мира. Что значит «крепить мир»?
Народная дипломатия. Пути и средства защиты мира. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное
гуманитарное право.
Тема III. Человек. Право, Государство
Что такое гражданин? Понятие гражданина. История возникновения понятия. Человек и гражданин: общее и особенное. Политико-правовое
и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. Основное приобретение гражданства. «Принцип крови» и «принцип почвы».
Двойное гражданство. Лишение гражданства.
Что такое право? Значения этого, понятия. Нормы права, их особенности. Что этакое закон? Какие бывают законы? Источники права, их виды.
Зачем надо знать нормы права?
Система и отрасли права. Что такое система права? Вертикальное строение права: отрасль права, институт права, норма права. Горизонтальное
строение права — классификация по отраслям. Система отраслей российского права. Регулятивные и охранительные отрасли права, их
характеристика.
Что такое государство? Признаки государства, основные и дополнительные. Функции государства, внутренние и внешние. Может ли общество
обойтись без государства?
Правовое государство. Идея правового государства. Основные признаки правового государства. Верховенство закона.

17
Конституция Российской Федерации Что такое конституция? Конституционное (государственное) право. Основы конституционного строя
России, его элементы. Формы государственного устройства. Конфедерация. Федерация. Россия как федеративное государство.
Органы государственной власти. Сущность разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Правительство Российской Федерации. Судебная власть, ее
структура. Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура РФ. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление.
Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Зачем государству символы? История государственных символов России.
Права человека. Понятия прав и свобод человека. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Структура прав человека. Современное понимание прав человека.
Правовой статус человека. Конституционный статус человека: конституционные свободы человека; конституционные права человека;
конституционные обязанности человека. Соотношение прав и обязанностей. Права человека в Конституции Российской Федерации.
Гражданские права. Право на свободу совести и вероисповедания. Свобода мысли с лова. Право на жизнь. Проблема отмены смертной казни.
Политические права. Право на объединение. Право собираться мирно. Процедурные гражданские права. Право на участие в управлении
делами государства.
Экономические права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности, в том числе на землю. Социальные права. Право
на свободный труд и на отдых, защиту от безработицы. Право на социальное обеспечение, охрану материнства и детства. Право на
образование. Культурные права. Право на свободу творчества, преподавания; доступ граждан к духовным и материальным ценностям.
Защита прав человека. Нарушения прав человека: геноцид, апартеид, расизм, национализм. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в
экономической и социальной сферех. Международное гуманитарное право. Международные организации в области защиты прав человека.
Средства защиты прав человека на внутригосударственном уровне в России. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) при
Президенте РФ.
Правоохранительные органы. Адвокаты. Прокуроры. Судьи. Органы внутренних дел. Полиция. Нотариусы.
Правовая культура, ее составные части. Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной результат правового
образования. Антикультура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру.

18
Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика учебной деятельности учащихся

Домашнее задание

Тема I. Человек. Духовный мир личности (7 ч.)
1. Человек, его
личность и
деятельность

Что
такое
человек?
Его
биосоциальная сущность. Теории
происхождения
человека.
Личность. Деятельность. Виды
деятельности.
Структура
деятельности.
Поведение.
Потребности
и
способности
человека.

Характеризовать человека как существо социальное и Прочитать §1, учить
биологическое.
Описывать
и
сравнивать
теории понятия
происхождения человека. Объяснять, что такое личность
.Формулировать определение понятия «деятельность», из чего
она складывается. Классифицировать деятельность по видам.
Давать определение понятия «поведение» и сравнивать его с
понятием
деятельность».
Классифицировать
группы
потребностей.

2. Свобода— это
ответственность

Понятие свободы. Что такое Характеризовать понятие «свобода». Давать определение Прочитать §2,
ответственность? Как воспитать в понятия «ответственность». Показывать, как связаны свобода приготовить доклад
себе ответственность? Чувство и ответственность. Объяснять, что такое чувство долга.
долга

3. Человек
культурный.

Происхождение слова «культура».
Понятие
культуры.
Виды
культуры. Классификация видов
культуры. Искусство. Диалог
культур. Кого мы называем
культурным человеком? Как
связаны внутренняя и внешняя
культура?

4. Культура и её
наследники

Уважение к прошлому народа, Рассказывать,
почему
нужно
беречь
культуру. Прочитать §4
страны. Культурное наследие. Характеризовать понятие «культурное наследие», что в него
Почему нужно беречь культуру? входит. Объяснять, что означает диалог культур.

5. Культура тела.
Здоровье, спорт,

Спорт и здоровье. Здоровый образ Формулировать
определение
понятия
«здоровье». Прочитать §5,
жизни. Физическое воспитание Характеризовать физическую культуру как часть общей выполнить задания
школьников. Как стать здоровым? культуры общества. Объяснять, что такое культура тела. стр. 40

Характеризовать понятие «культура», что оно означало Прочитать §3,
первоначально. Классифицировать по разным основаниям ответить на вопросы
виды культуры. Характеризовать искусство как одну из форм после §
культуры. Объяснять, что такое элитарная и массовая
культура. Классифицировать на виды духовную культуру.

19
физическое
воспитание

Как связаны в человеке тело и Рассказывать о важности и необходимости физического
дух?
воспитания школьников.

6. Враги души и
тела

Пьянство и алкоголизм. Почему
курение опасно для здоровья. Что
такое наркомания, чем коварна эта
болезнь? Опасность СПИДа.

Рассказывать, как опасны пагубные привычки для жизни и Прочитать §6,
здоровья человека. Объяснять, чем опасны пьянство и ответить на вопросы
алкоголизм и как с ними бороться. Характеризовать после §
последствия наркомании. Описывать опасность курения для
здоровья курящего человека и его окружающих, приводить
меры борьбы с ним.

7. Выбор
жизненного пути

Что такое жизненный путь?
Жизнь как служение. Жизненное
призвание.
Роль
труда
в
достижении успеха. Воспитание
уважения к труду, чувства
человеческого
достоинства,
любви к людям.

Объяснять, какой смысл вы вкладываете в понятие Повторить §1-7
«жизненный путь». Формулировать определение понятия
«служение». Рассказывать, что такое призвание человека.
Характеризовать условия, которые необходимо выполнять,
чтобы найти свое призвание.

Тема II. Человек в обществе (13 ч.)
8. Взаимосвязь
природы и
общества

Понятия «природа» и «общество».
Единство
мира.
Экология.
Экологическое
право.
Экологические
преступления.
Бережное отношение к природе.
Охрана природы

Формулировать
определение
понятия
«природа».
Характеризовать
понятие
«общество».
Показывать
взаимосвязь природы и общества, единство мира.
Рассказывать, что такое экология, чем занимается эта наука.
Характеризовать экологическое право.

9. Основные сферы
жизни общества.

Основные сферы жизни общества:
экономическая,
социальная,
политическая,
духовная.
Их
характеристика.
Взаимосвязь
сфер жизни общества.

Характеризовать сферы жизни общества. Объяснять Прочитать §9,
особенности экономической сферы жизни общества. ответить на вопросы
Характеризовать социальную сферу жизни общества. после §, реферат
Формулировать определение понятия «политика», описывать,
что относится к политической сфере. Показывать взаимосвязь
сфер жизни общества.

20
10. Духовная сфера
жизни общества.
Наука и религия

Духовные
ценности.
Формы
общественного сознания. Наука.
Функции науки в обществе.
Система наук. Смысл научной
деятельности. Положение науки в
России. Перспективы развития
науки.

Характеризовать понятие «форма общественного сознания» и Пересказ § 10
классифицировать его основные формы. Формулировать
определение понятия «наука». Рассказывать о системе наук, о
функции науки в обществе. Характеризовать понятие
«религия», ее функции в обществе, значение религиозных
норм. Классифицировать исторические формы развития
религии, а также мировые религии и рассказывать о них.

11. Образование.

Образование.
Понятие
образования.
Функции
образования в обществе. Системы
образования.
Роль
самообразования в развитии личности.
Образование в современном мире.
Непрерывное образование. Новые
профессии.
Рынок
труда.
Конкурентоспособность, карьера.

Характеризовать образование, его роль и функции в обществе.
Объяснять значение самообразования в развитии личности.
Описывать систему образования в нашей стране.
Характеризовать рынок труда и конкурентоспособность.
Сравнивать понятия «карьера» и «карьеризм».

12. Гражданское
общество.

Независимость от государства.
Самоорганизация.
Признаки
гражданского
общества.
Причины,
препятствующие
обществу стать гражданским.

Формулировать
определение
понятия
«гражданское Пересказ § 12
общество». Объяснять, что такое самоорганизация.
Перечислять и характеризовать основные признаки
гражданского общества. Описывать качества, которыми
должны обладать люди, чтобы общество было гражданским.

13. Исторические
типы общества

Доиндустриальное
(традиционное)
общество.
Индустриальное
общество.
Постиндустриальное общество,
его
особенности.
Информационное общество. Роль
науки, образования, сферы услуг в
постиндустриальном обществе.
СМИ, их функции.

Классифицировать общества на три типа на основании Прочитать §13
развития индустрии. Характеризовать доиндустриальное
(традиционное) общество. Описывать основные черты
индустриального общества. Перечислять и характеризовать
основные
признаки
постиндустриального
общества.
Объяснять, какое общество считается информационным.

Прочитать §11,
ответить на вопросы
после §, учить
основные
определения
конспекта

21
14. Человек в группе

Человек в группе. Что такое
группа? Воздействие группы на ее
членов. Групповые ожидания.
Социальная психология. Большие
и малые группы. Межличностные
конфликты.
Группы
с
отрицательной направленностью.
Референтные группы. Лидерство в
группе.

Характеризовать и сравнивать большие и малые социальные Прочитать §14
группы. Объяснять, что такое межличностные отношения, как
они складываются. Рассказывать, почему возникают
межличностные конфликты и как их разрешать. Описывать,
что
такое
социальные
группы
с
отрицательной
направленностью. Характеризовать социальную психологию,
чем занимается эта наука.

15. Человек в семье.

Понятие семьи. Положение в Характеризовать понятие «семья», ее роль в обществе. Объяс- Прочитать §15,
семье женщины и мужчины. нять, почему возникают семейные конфликты. Описывать ответить на вопросы
Взаимоотношения
в
семье. меры государственной поддержки семьи.
после §
Семейные ценности. Семейные
конфликты. Семья и общество.
Государственная
поддержка
семьи.

16. Родители и дети.

Родители и дети. Почитание
родителей. Родительская любовь.
Долг детей перед родителями.
Защита прав детей в семье.

Объяснять, что такое почитание родителей. Описывать, как и в Прочитать §16,
чем проявляется родительская любовь. Характеризовать меры ответить на вопросы
защиты прав детей в семье. Называть закон, нормы которого после §
защищают права детей.

17. Отношения в
обществе.

Социальный статус. Социальная
роль. Общественные отношения,
их
виды.
Социокультурные
отношения,
их
участники.
Социальные
конфликты
в
обществе и пути их устранения.
Межнациональные отношения и
конфликты. Пути разрешения
межнациональных конфликтов.

Характеризовать структуру общества. Определять социальный Прочитать §17,
статус и социальную роль человека. Классифицировать виды выучить определения
общественных отношений и их участников. Объяснять, что
такое социальные конфликты. Описывать их причины и меры
урегулирования.
Характеризовать
межнациональные
конфликты, их причины и пути разрешения.

18. Глобальные
проблемы
человечества.

Сохранение мира, борьба с терроризмом. Экологические угрозы.
Преодоление
экономической,
социальной,
культурной
отсталости стран «третьего мира».

Характеризовать глобальные проблемы человечества, их Прочитать §18
отличительные признаки, пути разрешения. Объяснять, в чем
заключается экологическая проблема, какие возникли
экологические угрозы. Характеризовать демографическую
проблему, аспекты ее проявления. Описывать глобальную

22
Демографическая
проблема. проблему отсталости стран «третьего мира», методы ее
Решение
продовольственной преодоления. Рассказывать о борьбе с неизлечимыми
проблемы.
Борьба
с болезнями, СПИДом и наркоманией.
неизлечимыми болезнями.
19 К миру без войн.

Причины конфликтов между
странами и народами. Позиция
пацифистов в защите мира. Что
значит «крепить мир»? Народная
дипломатия. Пути и средства
защиты мира. Междуародноправовая
защита
жертв
вооруженных
конфликтов.
Международное
гуманитарное
право.

20. Контрольная
работа по 2 главе

Характеризовать глобальную проблему человечества — Повторить §8-19,
сохранение мира и борьба с терроризмом. Объяснять, почему подготовиться к
возникают военные конфликты между странами и народами. контрольной работе
Описывать меры по укреплению мира. Формулировать
определение понятия «международное гуманитарное право».
Называть документы, в которых содержатся нормы
международного гуманитарного права, защищающие жертв
вооруженных конфликтов.

Систематизировать материал 2 главы

Тема III. Человек. Право. Государство (14 ч.)
21. Что такое
гражданин?

Понятие гражданина. История
возникновения понятия. Человек
и гражданин: общее и особенное.
Политико-правовое
и
нравственное
содержание
гражданственности. Гражданство.
«Принцип крови» и «принцип
почвы». Двойное гражданство.
Лишение гражданства.

Характеризовать понятие «гражданин». Объяснять смысл
понятия «гражданственность», приводить его составляющие.
Формулировать
определение
понятия
«гражданство»,
называть документы, его регламентирующие.

22. Что такое право?

Значения этого, понятия. Нормы Формулировать определение понятия «право», его значение.
права, их особенности. Что такое Характеризовать понятие «нормы права» и их признаки.
закон? Источники права, их виды. Определять понятие «закон», показывать, как связаны
Зачем надо знать нормы права?

Прочитать §20,
ответить на вопросы
после §, учить записи
в тетради

Прочитать §21,
ответить на вопросы
после §, дописать 3
вопрос плана урока

23
23. Система и
отрасли права.

Что такое система права? Вертикальное строение права: отрасль
права, институт права, норма
права. Горизонтальное строение
права —
классификация
по
отраслям.
Система
отраслей
российского права. Регулятивные
и охранительные отрасли права,
их характеристика.

Характеризовать систему права. Объяснять строение права по Прочитать §22
вертикали. Формулировать определение понятия «отрасль
права». Давать характеристику понятия «институт права».
Объяснять строение права по горизонтали, характеризовать
систему отраслей российского права.

24. Что такое
государство?

Признаки государства, основные
и дополнительные. Функции
государства,
внутренние
и
внешние. Может ли общество
обойтись без государства?

Формулировать
определение
понятия
«государство». Прочитать §23,
Классифицировать признаки государства на основные и ответить на вопросы
дополнительные, давать их краткую характеристику. после §
Определять понятия «публичная власть», «суверенитет».
Классифицировать функции государства на внутренние и
внешние.

25. Правовое
государство

Идея правового государства.
Основ-ные признаки правового
государства.
Верховенство
закона.

Рассказывать о возникновении идеи правового государства.
Характеризовать правовое государство. Классифицировать
признаки правового государства и харак-теризовать их.
Объяснять, что означает верховенство закона. Объяснять,
почему норма о правовом государстве зафиксирована в
Основном Законе нашей страны.

26. Конституция
Российской
Федерации.
Основы
конституционного
строя России

Конституция
Российской
Федерации.
Что
такое
конституция? Конституционное
право. Основы конституционного строя России, его элементы.
Формы
государственного
устройства.
Конфедерация.
Федерация. Россия как федеративное
государство.
Сущность разделения властей.

Формулировать определение понятия «конституция». Давать Прочитать §25,
характеристику конституционного права. Рассказывать об ответить на вопросы
основных особенностях Конституции РФ. Раскрывать после §
структуру Конституции РФ, выделять ее основные части.
Характеризовать основы конституционного строя России.
Объяснять смысл понятия «конституционализм».

Прочитать §24,
ответить на вопросы
после §, реферат 3,4
темы (на выбор)

24
27. Органы
государственной
власти.

Государственная
власть
в
Российской
Федерации.
Президент
Российской
Федерации. Федеральное Собрание.
Совет
Федерации.
Государственная
Дума.
Правительство
Российской
Федерации. Судебная власть, ее
структура. Конституционный Суд
РФ. Верховный Суд РФ. Высший
Арбитражный
Суд
РФ.
Прокуратура. Генеральный прокурор
РФ.
Местное
самоуправление.

Объяснять, в чем состоит суть разделения властей. Называть Прочитать §26,
ветви государственной власти РФ и характеризовать их ответить на вопросы
функции. Характеризовать законодательную власть РФ, кто ее после §
осуществляет. Описывать состав и функции исполнительной
власти РФ. Объяснять, что такое местное самоуправление.

28. Государственные Герб,
гимн,
флаг.
Зачем
символы России: государству символы? История
государственных
символов
России.

Рассказывать, что такое государственные символы, какую роль
они призваны играть. Рассказывать о Государственном гербе
РФ, его истории. Рассказывать о Государственном гимне РФ,
его истории. Описывать Государственный флаг РФ,
рассказывать о его истории.

29. Права человека.
Гражданские и
политические
права

Рассказывать о роли ООН в выработке международных до- Прочитать §28-29,
кументов о правах человека. Называть и характеризовать ответить на вопросы
договоры, которые входят в Международный билль о правах. после §
Классифицировать международные договоры на основные
группы, сравнивать их по силе действия. Объяснять значение
Всеобщей декларации прав человека. Классифицировать права
человека на группы. Объяснять, в чем состоят особенности
гражданских прав. Классифицировать основные гражданские
права. Характеризовать политические права, что их отличает
от других конституционных прав.

Понятия прав и свобод человека.
Международные документы о
правах
человека.
Всеобщая
декларация
прав
человека.
Европейская Конвенция о защите
прав человека и основных свобод.
Структура прав человека. Современное
понимание
прав
человека.
Правовой
статус
человека.
Конституционный
статус
человека:
конституционные
свободы
человека;
конституционные права человека;
конституционные
обязанности
человека. Соотношение прав и

Прочитать §27,
ответить на вопросы
после §, рубрика
«Задания для
самостоятельной
работы»

25
обязанностей. Права человека в
Конституции РФ. Право на
свободу
совести
и
вероисповедания. Свобода мысли,
слова. Право на жизнь. Проблема
отмены
смертной
казни.
Политические права. Право на
объединение. Право собираться
мирно. Процедурные гражданские
права. Право на участие в
управлении делами государства.
30. Экономические, Право
на
экономическую
социальные и
деятельность. Право частной
культурные права. собственности, в том числе на
землю. Социальные права. Право
на труд и отдых, защиту от
безработицы.
Право
на
социальное обеспечение, охрану
материнства и детства. Право на
образование. Культурные права.
Право на свободу творчества;
доступ граждан к духовным и
материальным ценностям.

Объяснять, какие права и почему относятся к правам первого и Прочитать §30,
второго поколения. Характеризовать экономические права ответить на вопросы
граждан в России. Характеризовать социальные права граждан после §
по Конституции РФ. Перечислять культурные права граждан
по Конституции РФ.

31. Защита прав
человека.

Объяснять, какие нарушения прав человека признаны Прочитать §31,
наиболее опасными. Рассказывать, какую роль в защите прав ответить на вопросы
человека играет ООН. Определять, что такое международное после §
гуманитарное право. Рассказывать о международных
правозащитных организациях, их целях и функциях.
Рассказывать о защите прав человека в России. Объяснять,
какие гарантии прав и свобод человека содержатся в
Конституции РФ.

Нарушения прав человека: геноид,
апартеид, расизм, национализм.
Дискриминация. Нарушения прав
в эко-номической и социальной
сферах.
Международное
гуманитарное
право.
Международные организации в
области защиты прав человека.
Средства защиты прав человека на
внутригосударственном уровне в
России. Уполномоченный по

26
правам человека (омбудсмен) при
Президенте РФ.
32. Правоохранительные органы

Адвокаты. Прокуроры. Судьи. Объяснять, в чем состоят функции адвоката. Характеризовать Прочитать §32,
Органы внутренних дел. Полиция. полномочия прокурора. Представлять функции прокуратуры. ответить на вопросы
Рассказывать о правовом положении и деятельности судей. после §
Нотариусы.
Характеризовать функции полиции, ее подразделений.
Описывать обязанности, возложенные на нотариусов.

33 Правовая
культура

Правовая культура общества.
Правовая культура человека —
основной результат правового
образования.
Антикультура.
Правовое образование. Правовой
нигилизм. Правовой цинизм. Как
обрести правовую культуру.

34. Итоговая
контрольная
работа

Характеризовать правовую культуру общества, что она Прочитать §33,
включает. Формулировать, в чем выражается правовая ответить на вопросы
культура человека. Определять понятие «правосознание». после §
Характеризовать правовой нигилизм и правовой цинизм.
Рассказывать, как можно обрести правовую культуру.

Выполнение заданий итоговой контрольной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».