Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнидеятельности» для 8 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
учитель: Дурышева Любовь Ивановна
с. Верх-Рождество, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса составлена на основе
следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
примерной программы основного общего образования по ОБЖ //Примерные программы по учебным предметам.
Основы безопасности жизнедеятельности . 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго
поколения)// с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы.
Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников»,
издательство «Просвещение», 2011.
образовательной программы общего образования МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»;
учебного плана МБОУ «Верх-Рождественская ООШ».
Программа ориентирована на использование учебника:
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций/А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников/Под ред. А.Т. Смирнова; -3-е издание, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2015.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности,
общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки
населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования,
предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среде, к личному здоровью как
индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также
на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения
и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих
возможностей.
Достижение этих целей обеспечиваются решением следующих учебных задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности
человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и ЧС природного и социального характера и адекватно противостоять им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ЧС,
а также развития способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом
своих возможностей.
На изучение данного курса в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Материал рабочей программы по математике адаптируется для обучающихся с задержкой психического развития
в процессе подготовки поурочных планов с целью формирования у детей общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное), и овладения
учебной деятельностью.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение ОБЖ в 8 классе направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих - защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать
последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об
оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения
и
возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на
ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной
жизни:
локализация
возможных
опасных
ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных
для
того,
чтобы
выдерживать
необходимые
умственные
и
физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Основы комплексной безопасности
Ученик научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в
районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона
проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их
последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП),
загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций,
обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в
современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в
повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации
отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной
подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ученик получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области
безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на
национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для
защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите
Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью
обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС 1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и
территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты
населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности
России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской
обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области
гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите
населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России,
которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые
она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для
информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов
на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность
первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах
поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при
нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала
от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения
от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у
населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты
населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным
свойствам.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Ученик научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения
человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств;
использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила
здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально
опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;
формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать
основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества,
значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления
индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых
поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто
встречающихся в быту повреждениях и травмах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Тема 1.
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров
в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение
мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила
безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения
на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3.
Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании
в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
Тема 4.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема 5.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций
техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров –
взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических
объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях
техногенного характера.
Тема 6.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения
при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема 7.
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и
духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ
жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое
условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей
природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой
медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и
аммиаком.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 класс
№
п/
Тема урока
Кол Планируемые результаты
ичес Предметные результаты
Метапредметные
Личностные
Виды
деятельности
п
тво
результаты
часо
в
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)
Раздел 1.Основы комплексной безопасности (16 часов)
Тема 1.Пожарная безопасность (3 часа)
1
Пожары в жилых
1
Знать наиболее
Регулятивные: целеполагание,
и общественных
распространённые причины
планирование, самоконтроль,
зданиях, их
пожаров в быту
самооценка.
причина и
Пожар. Горение. Причины
Познавательные: рассуждать,
последствия.
возникновения пожара.
сравнивать, сопоставлять,
Классификация. Статистика. анализировать, обобщать,
Пожары в жилых и
самостоятельно составлять алгоритм
общественных зданиях, их
действий. Контроль и оценка
возможные последствия.
процесса и результата действий,
Исторические факты.
постановка и решение проблем.
Выдвижение гипотез. Извлечение
необходимой информации.
2
Профилактика
1
Пожар. Горение. Причины
Коммуникативные: умение с
пожаров в
возникновения пожара.
повседневной
Классификация. Статистика. достаточной полнотой выражать свои
мысли, формулировать свои
жизни и
Пожары в жилых и
затруднения, планирование учебного
организация
общественных зданиях, их
сотрудничества. Аргументация
защиты населения.
возможные последствия.
своего мнения и позиция в
Исторические факты.
коммуникации.
Условия возникновения
пожара. Соблюдение мер
пожарной безопасности в
быту. Федеральная
противопожарная служба.
Её задачи. Книга «30 советов
безопасности» Р. Виже.
3
Права,
1
Знать правила безопасного
обязанности и
поведения при пожаре: в
ответственность
квартире; в общественном
граждан в области
месте; на даче. Уметь
пожарной
действовать при пожаре.
безопасности.
Федеральный закон «О
Обеспечение
пожарной безопасности».
личной
Права и обязанности
результаты
и контроля
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Формировани
е приемов
работы с
учебником,
справочной
литературой.
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Формировани
е приемов
работы с
учебником и
электронным
приложением
Усвоение правил
пожарной
безопасности.
Работа с
учебником и
электронным
приложением
, знакомство
с
презентацией
безопасности при
пожарах.
граждан в области пожарной
безопасности. Обеспечение
личной безопасности при
пожарах: в квартире; в
общественном месте; на
даче.
Тема 2.
Безопасность на дорогах (3 часа)
4
Причины
1
Знать причины дорожнодорожнотранспортных
транспортных
происшествий.
происшествий и
Понятие – ДТП. Причины
травматизма
ДТП, травматизм. Правила
людей.
безопасного поведения на
дорогах пешеходов и
пассажиров. Статистика.
История развития
автомобильного транспорта.
5
Организация
1
Знать обязанности пешехода
дорожного
и пассажира; сигналы,
движения,
подаваемые
обязанности
регулировщиком. Уметь
пешеходов и
соблюдать правила
пассажиров.
дорожного движения.
Понятие — участник
дорожного движения.
Дорога. Дорожная разметка.
Дорожные знаки.
Организация дорожного
движения. Сигналы,
подаваемые
регулировщиком.
Обязанности пешехода.
Обязанности пассажира.
Правила безопасного
поведения на дороге
велосипедиста и водителя
мопеда.
6
Велосипедист –
1
Знать основные обязанности
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять алгоритм
действий. Контроль и оценка
процесса и результата действий,
постановка и решение проблем.
Выдвижение гипотез. Извлечение
необходимой информации.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой выражать свои
мысли, формулировать свои
затруднения, планирование учебного
сотрудничества. Аргументация
своего мнения и позиция в
коммуникации.
Формирование
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам.
Работа с
учебником,
решение
заданий
Усвоение правил
дорожного
движения.
Работа с
учебником,
иллюстрация
ми, решение
заданий
Усвоение правил
Решение
водитель
транспортного
средства.
велосипедиста; требования,
предъявляемые к
техническому состоянию
велосипеда. Уметь
соблюдать правила
дорожного движения.
Водитель. Общие
обязанности водителя.
Основные требования,
предъявляемые к
техническому состоянию
велосипеда. Основные
обязанности велосипедиста.
Тема 3.
Безопасность на водоемах (3 часа)
7
Безопасность на
1
Знать правила безопасного
водоемах
поведения на водоёмах в
различных условиях. Уметь
действовать при угрозе и во
время наводнения. Уметь
действовать, если
провалились под лёд.
Водоемы. Правила
безопасности при купании в
оборудованных и
необорудованных местах.
Статистика. Правила
безопасности при
наводнении. Особенности
состояние водоемов в
различное время года.
Безопасность на замёрзших
водоёмах. Безопасность
пассажиров морских и
речных судов.
8
Безопасное
1
Знать правила безопасного
поведение на
поведения на воде: если
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать. Контроль и
оценка процесса и результата
действий, постановка и решение
проблем.
Извлечение необходимой
информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
планирование учебного
сотрудничества.
дорожного
движения.
задачи,
ответы на
вопросы
Усвоение правил
безопасного
поведения на
водоёмах в
различных
условиях.
Работа с
учебником,
решение
заданий
Усвоение правил
безопасного
Работа с
учебником,
водоемах в
различных
условиях.
9
Оказание помощи
терпящим
бедствие на воде.
1
судорогой свело руки и ноги;
если захватило течением;
если попали в водоворот; при
сильном волнении; с
большим количеством
водорослей. Уметь
действовать в различных
опасных ситуациях на воде.
Правила безопасного
поведения на воде: если
судорогой свело руки и ноги;
если захватило течением;
если попали в водоворот; при
сильном волнении; с
большим количеством
водорослей. Водные походы
и обеспечение безопасности
на воде. Возможные
аварийные ситуации в
водном походе.
Знать способы
транспортировки
пострадавшего: буксировка
за голову; с захватом под
мышками; с захватом под
руку; с захватом выше
локтей; с захватом за волосы
или воротник.
Несчастные случаи на воде.
Освобождение от захватов.
Способы транспортировки
пострадавшего: буксировка
за голову; с захватом под
мышками; с захватом под
руку; с захватом выше
локтей; с захватом за волосы
или воротник. Буксировка
при оказании помощи
уставшему пловцу.
поведения на
водоёмах.
иллюстрация
ми, решение
заданий
Усвоение
способов
транспортировки
пострадавшего.
Решение
задачи,
ответы на
вопросы
Тема 4.
Экология и безопасность (2 часа)
10 Загрязнение
1
Регулятивные:
окружающей
целеполагание,
природной среды
планирование, самоконтроль,
и здоровье
коррекция, самооценка.
человека.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать.
Контроль и оценка процесса
и результата действий,
постановка и решение
проблем.
Извлечение необходимой
информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой выражать свои
мысли, формулировать свои
затруднения, планирование
учебного сотрудничества.
Экология и экологическая
система; экологический
кризис. Значение
взаимоотношений человека и
биосферы. Биосфера.
Загрязнение окружающей
природной среды. Основные
объекты, влияющие на
загрязнение биосферы,
атмосферы, литосферы.
Понятие о ПДК
загрязняющих веществ.
Сведения об уровнях
загрязнения регионов
России.
11 Правила
1
Знать способы усиления
безопасного
возможностей организма
поведения при
противостоять воздействию
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать. Контроль и
оценка процесса и результата
действий, постановка и решение
проблем.
Извлечение необходимой
информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
планирование учебного
сотрудничества.
Формирование
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде.
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
понимания
ценности
Формировани
е понятий о
безопасности
неблагоприятной
экологической
обстановке.
неблагоприятных факторов
окружающей среды.
Мутагенез. Мероприятия,
проводимые по защите
здоровья населения в местах
с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Способы усиления
возможностей организма
противостоять воздействию
неблагоприятных факторов
окружающей среды.
безопасного
образа жизни.
Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 часов)
Раздел 2.Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)
12
Классификация
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера.
1
13
Аварии на
радиационно
опасных объектах
и их возможные
последствия.
1
Знать термины: авария,
катастрофа, чрезвычайная
ситуация; объекты
экономики, возникновение
на которых
производственных аварий
может привести к
возникновению ЧС
техногенного характера.
Общие понятия о Ч.С.
техногенного характера по
типам и видам их
возникновения.
Потенциально опасные
объекты экономики.
Знать радиационно опасные
объекты; понятие – лучевая
болезнь; последствия
однократного общего
облучения.
Радиоактивность,
радиационно опасные
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять алгоритм
действий. Контроль и оценка
процесса и результата действий,
постановка и решение проблем.
Выдвижение гипотез. Извлечение
необходимой информации.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой выражать свои
мысли, формулировать свои
затруднения, планирование учебного
сотрудничества. Аргументация
своего мнения и позиция в
коммуникации.
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Решение
заданий,
работа в
группах
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки.
Работа с
учебником,
решение
задач
объекты, ионизирующее
излучение, РОО. Аварии на
радиационно опасных
объектах. Причина их
возникновения и возможные
последствия. МАГАТЭ.
Шкала классификации
тяжести аварий на АЭС.
Лучевая болезнь;
последствия однократного
общего облучения.
14
Обеспечение
радиационной
безопасности
населения.
1
Знать основные способы
защиты населения от
последствий радиационных
аварий.
Уметь действовать при
радиационных авариях.
Основные поражающие
факторы при авариях.
Правила поведения
населения при
радиоактивных авариях.
Основные способы
оповещения, мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации при
проживании в загрязненной
зоне.
15
Аварии на
химически
опасных объектах
и их возможные
последствия.
1
Знать классификацию АХОВ
по характеру воздействия на
человека.
Понятия: аварийно химически опасные вещества
и ХОО (химически –опасные
объекты). Классификация
АХОВ по характеру
воздействия на человека.
Регулятивные:целеполагание,
планирование, самоконтроль,
самооценка.
Познавательные:рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять алгоритм
действий. Контроль и оценка
процесса и результата действий,
постановка и решение проблем.
Выдвижение гипотез. Извлечение
необходимой
информации.Коммуникативные:умен
ие с достаточной полнотой выражать
свои мысли, формулировать свои
затруднения, планирование учебного
сотрудничества. Аргументация
своего мнения и позиция в
коммуникации.
Усвоение правил
безопасного
поведения при
угрозе и во время
возникновения
радиационной
аварии.
Решение
заданий
учебника
Усвоение правил
безопасного
поведения при
угрозе и во время
возникновения
химической
аварии.
Решение
задачи,
работа с
учебником
16
Обеспечение
1
химической
защиты населения.
17
Пожары и взрывы
на взрывопожароопасных
объектах
экономики и их
возможные
последствия.
1
18
Обеспечение
защиты населения
от последствий
аварий на взрывопожароопасных
объектах.
1
Последствия и причины
аварий на ХОО, зона
химического заражения.
Поражающие факторы ХОО.
Знать средства
индивидуальной защиты
органов дыхания, кожи.
Уметь их использовать.
Основные правила поведения
при авариях на ХОО.
Обеспечение химической
защиты населения. Средства
индивидуальной защиты
органов дыхания, кожи.
Называть последствия
пожаров и взрывов,
приводить примеры
предприятий, относящихся к
взрывопожароопасным
объектам.
Пожары и взрывы на
взрывопожароопасных
объектах экономики и их
возможные последствия.
Причины взрывов. Признаки
взрывоопасных объектов.
Взрыв; взрывоопасный
объект.
Уметь действовать при
внезапном обрушении
здания; в завале.
Основные причины
возникновения пожаров и
взрывов. Действия при
внезапном обрушении
здания. Правила поведения в
завале. Предельное
количество опасных веществ,
Усвоение правил
безопасного
поведения при
угрозе и во время
возникновения
химической
аварии.
Работа с
учебником,
решение
задач
Усвоение правил
безопасного
поведения при
пожарах и
взрывах.
Ответы на
вопросы,
ознакомление
с плакатами
Усвоение правил
безопасного
поведения при
угрозе и во время
возникновения
пожаров и
взрывов.
Работа с
учебником,
работа в
группах
определяющих
обязательность разработки
декларации промышленной
безопасности.
19
Аварии на
гидротехнических
сооружениях и их
последствия.
1
Знать и уметь действовать
при угрозе затопления и в
случае катастрофического
затопления.
Гидродинамическая аварии,
классификация
гидродинамических
сооружений. Причины,
вызывающие
гидродинамические аварии.
Последствия.
Усвоение правил
безопасного
поведения при
угрозе и во время
возникновения
наводнения.
Работа с
учебником,
работа в
группах
20
Обеспечение
защиты населения
от последствий
аварий на
гидротехнических
сооружениях.
1
Знать и уметь действовать
при угрозе затопления и в
случае катастрофического
затопления.
Меры предосторожности,
которые необходимо
соблюдать при возвращении
в затопленное жилище.
Возможные первичные и
вторичные последствия
гидродинамических аварий.
Усвоение правил
безопасного
поведения при
угрозе и во время
возникновения
наводнения.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Тема 7.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
21 Организация
1
Знать способы оповещения.
Регулятивные:целеполагание,
оповещения
Уметь действовать по
планирование, самоконтроль,
населения о ЧС
сигналу «Внимание, всем!».
коррекция, самооценка.
техногенного
Способы оповещения
Познавательные:рассуждать,
характера.
населения о ЧС техногенного сравнивать, сопоставлять,
характера. Единая
анализировать, обобщать. Контроль и
государственная система
оценка процесса и результата
предупреждения и
действий, постановка и решение
ликвидации ЧС.
Федеральная; региональная;
территориальная; локальная
системы оповещения.
22
Эвакуация
населения.
1
Мероприятия по
инженерной
защите населения
от ЧС
техногенного
характера.
1
проблем.
Извлечение необходимой
информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
Знать виды эвакуации. Уметь выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
действовать по сигналу
планирование учебного
«Внимание, всем!».
Эвакуация. Виды эвакуации: сотрудничества.
по видам опасности;
по способам эвакуации; по
удалённости безопасного
района; по длительности
проведения; по времени
начала проведения.
Знать классификацию
убежищ. Соблюдать правила
поведения в защитных
сооружениях.
Мероприятия по инженерной
защите населения от ЧС
техногенного характера.
Защитные сооружения
гражданской обороны. План
убежища. ПРУ. Обеспечение
и снабжение убежищ.
Классификация убежищ: по
защитным свойствам; по
вместимости; по месту
расположения; по времени
возведения. Правила
поведения в защитных
сооружениях.
Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
Раздел 4.Основы здорового образа жизни (8 часов)
Тема 8.Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часов)
23
Усвоение правил
поведения по
сигналу
«Внимание,
всем!».
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки.
Работа с
учебником,
работа в
группах
24
Здоровье как
основная ценность
человека.
1
25
Индивидуальное
здоровье, его
физическое,
духовное и
социальное
благополучие.
1
26
Репродуктивное
здоровье —
составная часть
здоровья человека
и общества.
1
27
Здоровый образ
жизни как
необходимое
условие
сохранения и
укрепления
здоровья человека
и общества.
1
28
Здоровый образ
1
Знать определение –
здоровье.
Здоровье. Общие понятия о
здоровье как основной
ценности человека.
Объективные, субъективные,
«количество здоровья»
показатели.
Знать факторы,
оказывающие влияние на
здоровье человека.
Индивидуальное здоровье,
его физическая, духовная и
социальная сущность.
Факторы, оказывающие
влияние на здоровье
человека.
Знать определение –
репродуктивное здоровье.
Репродуктивное здоровье —
составная часть здоровья
человека и общества.
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать. Контроль и
оценка процесса и результата
действий, постановка и решение
проблем.
Извлечение необходимой
информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
планирование учебного
сотрудничества.
Знать факторы,
положительно влияющие на
здоровье человека;
жизненные ориентиры,
способствующие
формированию здорового
образа жизни. Вести
здоровый образ жизни.
Факторы, положительно
влияющие на здоровье
человека; жизненные
ориентиры, способствующие
формированию здорового
образа жизни.
Знать основные
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать. Контроль и
оценка процесса и результата
действий, постановка и решение
проблем.
Извлечение необходимой
информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Формирование
Работа с
жизни и
профилактика
основных
неинфекционных
заболеваний.
29
Вредные
привычки и их
влияние на
здоровье.
1
30
Профилактика
вредных
привычек.
1
31
Здоровый образ
жизни и
безопасность
жизнедеятельност
и.
1
неинфекционные
заболевания; причины их
возникновения и
профилактика.
Основные неинфекционные
заболевания; причины их
возникновения и
профилактика.
Уметь сказать «нет»
вредным привычкам.
Наркомания; алкоголизм;
курение. Влияние вредных
привычек на здоровый образ
жизни.
Знать о пагубном влиянии
наркотиков и психоактивных
веществ на здоровье
человека.
Наркотики и психоактивные
вещества. Влияние
наркотиков и психоактивных
веществ на здоровье
человека. Уголовная
ответственность за
употребление, хранение и
распространение наркотиков
и психоактивных веществ.
Уметь обеспечивать личную
безопасность в повседневной
жизни.
Общая культура в области
безопасности
жизнедеятельности.
планирование учебного
сотрудничества.
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Формирование
понимания
ценности
безопасного
образа жизни.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)
Тема 9.Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)
32
Первая помощь
1
пострадавшим и ее
значение
(практическое
занятие).
33
Первая
медицинская
помощь при
отравлении АХОВ
(практическое
занятие).
1
34
Первая
медицинская
помощь при
травмах
(практическое
занятие). Первая
медицинская
1
Знать правила оказания
первой помощи
пострадавшим при:
кровотечении, переломе;
правила наложения повязок
на верхние и нижние
конечности, грудь, голову.
Уметь оказывать первую
помощь.
Правила оказания первой
помощи пострадавшим при:
кровотечении, переломе;
правила наложения повязок
на верхние и нижние
конечности, грудь, голову.
Средства оказания первой
медицинской помощи при
травмах. Аптечка АИ – 2.
Содержание; правила
использования.
Знать правила оказания
первой помощи при
отравлении АХОВ.
Правила оказания ПМП при
отравлении угарным газом,
хлором и аммиаком.
Основные правила оказания
ПМП, признаки жизни,
признаки смерти.
Уметь оказывать первую
помощь при переломе,
вывихе, растяжении связок.
Перелом; вывихи;
растяжения связок. Правила
оказания первой помощи.
Признаки появления отека
Регулятивные: целеполагание,
планирование, самоконтроль,
самооценка.
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять алгоритм
действий. Контроль и оценка
процесса и результата действий,
постановка и решение проблем.
Выдвижение гипотез. Извлечение
необходимой
информации.Коммуникативные:умен
ие с достаточной полнотой выражать
свои мысли, формулировать свои
затруднения, планирование учебного
сотрудничества. Аргументация
своего мнения и позиция в
коммуникации.
Усвоение правил
оказания первой
помощи при
кровотечении,
переломе.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Усвоение правил
оказания первой
помощи при
отравлении
АХОВ.
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Усвоение правил
оказания первой
помощи при
переломе, вывихе,
растяжении
связок. Усвоение
правил оказания
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности.
помощь при
утоплении
(практическое
занятие.
легких, признаки синего
утопления. Средства
оказания первой
медицинской помощи при
утоплении.
первой помощи
при утоплении
Формирование
понятий о
безопасности
Работа с
учебником,
работа в
группах
Формировани
е понятий о
безопасности
Список литературы
1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебн.для учащихся 8 классов ОУ. Издательство
«Просвещение», 2008
2.ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.:
Астрель, 2007 г.
3.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов,
Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
4. Поддубная Л.Б.ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А. Т.
5.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы-М.: Издательство АСТЛТД, 1997
6. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 9-11 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
7.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во :
«Просвещение», 2007