8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка» для 8 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

учитель: Дурышева Любовь Ивановна

с. Верх-Рождество, 2023
Информационная справка

Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Музыка. 8 класс» - Дурышева Любовь Ивановна, учитель музыки

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа для учихся 8 класса разработана на основе:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)
общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

1

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
4. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане
общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г
№561-мр на 4,5-11 классов).
5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2012/2013 учебный год
6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
7. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2010 год.
Рабочей программе соответствует электронный учебник «Искусство 8-9 классы» М., Просвещение, 2009 г. Рабочая программа рассчитана на
1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской используется в данной рабочей программе без изменений.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира,
воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации программы:
—актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой
культуры;
—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
—воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной
школе:
—развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы,
музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
—формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
—приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о
выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры,
дизайна, архитектуры, кино, театра;
—овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого
самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

2

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные
технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории,
биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных
(пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут
ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать
явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных
видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
 метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
 метод эмоциональной драматургии;
 метод интонационно-стилевого постижения музыки;
 метод художественного контекста;
 метод создания «композиций»;
 метод перспективы и ретроспективы.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты,
защита исследовательских проектов.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Содержание программы «Искусство 8 класс».

3

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение
к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в
формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной
культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных
видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 6 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство
как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений
окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли:
пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих
соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений
наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза
искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве,
театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный,
православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений,
как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах,
В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. РимскийКорсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая
поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
 Художественно-творческая деятельность учащихся:

4

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи,
международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной
коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык
символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации,
содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов,
М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь
Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и
др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья,
графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов,
В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт,
Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору
учителя).
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных
средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий.
Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из
золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций,
чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к
окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией
художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:

5

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в
живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона
Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У.
Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева,
художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М.
Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и
современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана.
Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи,
скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ
красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная,
воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация,
героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными
ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
 Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного
содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Требования к результатам обучения учащихся 8 класса:
 освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и
роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
 знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной
выразительности, языка разных видов искусства;
 устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям
мировой культуры.
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

6

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях
искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
•структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде
художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Личностными результатами изучения искусства являются:
 развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при
воплощении (создании) художественных образов;
 оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями,
связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач
и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности
и соотносить их с поставленной задачей.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях:
 сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
 работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
 культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других
искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и
др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного
восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание
произведений искусства;

7

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах,
вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни
страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в
решении творческих задач.
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной
драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее
значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

8

Содержание учебного предмета
В неделю – 1 час
В год – 34 часов
Проверочных работ – 4 часа

№
п./
п

Наименование разделов

I.

Искусство в жизни
современного человека.
Искусство открывает новые
грани мира.
Искусство как
универсальный способ
общения.
Красота в искусстве и жизни.

3

II.
III
.
IV
V

Всего
часов

Из них
Лабораторные и Контрольные и диагностические
практические
материалы (тема)
(тема)

Экскурсии

Примечание

6
7

1-по теме: «Музыкальнопоэтическая символика огня».

10

1-по теме: «Как человек реагирует
на явления в жизни и искусстве».

Великий дар творчества:
радость и красота созидания.

8

Итого

34

3-по теме: «Синтез искусств в
создании художественного
образа»
4
Учебно- методическое обеспечение

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
3. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2010г.
4. «Хрестоматия музыкального материала»
5. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2010;
6. Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2009,
7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2010.

9

MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и
содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

10

Календарно – тематическое планирование

11

№
п/п
1

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемый результат
Понятия

Искусство вокруг
нас.

Знакомство с
мировоззрением
народа, его
обычаями, обрядами,
бытом,
религиозными
традициями на
примере
первобытных
изображений
наскальной живописи
и мелкой пластики,
произведений
народного
декоративноприкладного
искусства,
музыкального
фольклора,
храмового синтеза
искусств,
классических и
современных
образцов
профессионального
художественного
творчества в

Живопись
Архитектура
Скульптура
Музыка
Художественная литература
Театр
Танец
Кино
ДПИ

12

Планируемый
результат

УУД

Воспринимать
художественное
произведение
разных видов
искусства.
Знать/понимать
смысл
употребляемых
терминов.
Соотносить
характер звучащей
музыки с
образным строем
архитектурных
памятников,
особенностями
одежды
(костюмов) разных
эпох и народов.

Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
Находить сходные
и различные черт,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца
к природе

Личностные
результаты

Представлять
место и роль
музыкального
искусства в жизни
человека и
общества.
Наблюдать
(воспринимать)
произведение
искусства, смысл
художественного
образа.
Записывать
(рассказывать о)
свои впечатлений
от посещения
театра, музея,
выставки,
концерта, от
просмотра
телевизионных
передач и
кинофильмов; от
полюбившихся
художественных
произведений.

литературе, музыке,
изобразительном
искусстве, театре,
кино.
2

3

Художественный
образ - стиль –
язык.

Изучать
произведения
художественной
культуры
(архитектуры,
живописи,
скульптуры, музыки,
литературы и др.) и
предметов
материальной
культуры в контексте
разных стилей (по
выбору учителя на
знакомом материале)

Наука и искусство.
Знание научное и
знание
художественное.

Размышлять и
понимать, какую
роль играет
искусство в
формировании
художественного и
научного мышления
современного
человека.

Художественный образ
Стиль
Язык

Клио
Мельпомена
Талия
Эвтерпа
Терпсихора
Эрато
Урания
Каллиопа
Полигимния

Систематизировать
представления о
многообразии
материальной и
художественной
культуры на
примере
произведений
различных видов
искусства.

13

Различать виды,
стили и жанры
искусства
Знать/понимать
смысл
употребляемых
терминов.
Знание основных
закономерностей
искусства;
усвоение
специфики
художественного
образа,
особенностей
средств художественной
выразительности,
языка разных
видов искусства;

Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств
художественного
произведения
Понимать
специфику
художественного
образа в разных
видах искусства,
особенности языка,
художественных
средств
выразительности
изобразительных
(пластических)
искусств, музыки,
литературы, театра
и кино.

Разбираться в
соотношении
научного и
художественного
творчества.
Обогащать опыт
адекватного
восприятия устной
речи, ее
интонационно-

Соотносить
характер звучащей
музыки с образным
строем
архитектурных
памятников,
особенностями
одежды (костюмов)
разных эпох и
народов.

4

Искусство
рассказывает о
красоте Земли.
Литературные
страницы.

Искусство как
образная модель
окружающего мира,
обогащающая
жизненный опыт
человека, его знаний
и представлений о
мире.
Во все времена
живописцы,
композиторы и
писатели воплощают
в своих
произведениях
различные явления
природы,
волновавшие их.
Через чувства и
переживания,
которые возникают у
них при восприятии

Пейзаж
Интонация
Темп
Динамика

14

Многогранная
личность
Леонардо да
Винчи (1452—
1519) — основоположника
худ.культуры
Высокого
Возрождения —
вот уже пять
столетий
восхищает
человечество.

образной
выразительности,

Разбираться в
соотношении
научного и
художественного
творчества.
Знать/понимать
смысл
употребляемых
терминов.
Характеризовать
многообразие форм
художественного
воплощения мира в
различных видах и
жанрах искусства.

Уметь различать
виды, стили и
жанры искусства.
Понимать, какими
знаниями
обогащает
знакомство с
различными
произведениями
искусства.
Подбирать
музыкальные
произведения,
созвучные
картинам русских
художников;
живописные
полотна созвучные
литературным
образам;
художественные

Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
Оценивать их
художественную
значимость
Осуществлять
перевод
художественных
впечатлений с
языка музыки на
язык литературы,
язык жестов ,
графики и т.д.
Аргументировать
свое отношение к
стилистике
интерпретаций

Наблюдать
жизненные явления
и сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства.
Обосновывать
выбор
художественных
произведений для
компьютерной
презентации на
тему «Пейзаж в
литературе,
музыке,
живописи».
Составлять
музыкально-

5

Пейзаж поэтичная и
музыкальная
живопись. Зримая
музыка.

величественного
моря или
таинственных звезд,
бескрайних равнин
или плавного изгиба
реки, они передают
свое видение мира.
Образы природы и
быта (А. Вивальди,
К. Дебюсси, П.
Чайковский, Н.
Римский-Корсаков,
Г. Свиридов и др.).
Искусство
рассказывает о
красоте Земли:
пейзаж в живописи,
музыке, литературе.
Образы природы,
человека,
окружающей жизни в
произведениях
русских и
зарубежных
мастеров.

произведения
раскрывающие
эмоциональное
богатство мира.

художественных
произведений.

литературные
композиции.
Подготовить
беседу с младшими
школьниками о
красоте и гармонии
окружающей
природы.
Различать виды,
стили и жанры
искусства.

Незатейливая красота Импрессионизм
среднерусской
полосы
Долгое время не
привлекала внимания
художников.

Обосновывать
выбор
художественных
произведений для
компьютерной
презентации на

Анализировать
средства
музыкальной
выразительности,
воплощающие

Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусства.

15

Скучные,
однообразные
равнинные пейзажи,
серое небо, весенняя
распутица или
пожухлая от жары
летняя трава… Что в
этом поэтичного? В
русских пейзажахнастроениях —
стихотворных,
живописных и
музыкальных —
образы природы,
благодаря
удивительной
песенности
интонаций, мелодий,
длящихся как
бесконечная песнь,
как напев жаворонка,
передают
лирическое
стремление души
человека к красоте,
помогают людям
глубже понять
поэтичное
содержание
зарисовок природы.
Образы природы (А.
Саврасов, И.
Левитан, К. Моне и
др.)

тему «Пейзаж в
литературе,
музыке,
живописи».
Находить сходные
и различные
черты,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца
к природе.
Знакомиться с
современными
обработками,
аранжировками
классических
музыкальных
произведений.

16

характеры героев и
персонажей.
Осуществлять
перевод
художественных
впечатлений с
языка музыки на
язык литературы,
язык жестов ,
графики и т.д.

Подбирать
музыкальные
произведения,
созвучные
картинам русских
художников;
живописные
полотна, созвучные
литературным
образам и др.;
художественные
произведения,
раскрывающие
эмоциональное
богатство мира

6

Человек в зеркале
искусства: жанр
портрета.

Изображение
Портрет
человека в
скульптуре,
живописи, графике.
Автопортрет.
Изображения детей в
русском искусстве.
Искусство помогает
познать человека. Не
только увидеть его
внешний облик, но и
понять его сущность,
характер, настроение
и др. Портрет почти
всегда реалистичен.
Ведь его главная цель
— узнаваемость
изображенного на
нем человека.

Сопоставлять язык
различных
направлений
портретной
живописи.

Рассматривать
особенности
воплощения образа
средствами разных
видов искусства в
историческокультурной
ретроспективе.

Соотносить
особенности
композиции
(формы) в
воплощении
художественных
образов живописи,
музыки.

7

Портрет в
искусстве России.
Портреты наших
великих
соотечественников.

Изучить творчество
портретистов - наших
великих
соотечественников.
Считается, что
портрет — самое
бесспорное
достижение нашей
национальной
школы, именно
благодаря ему
русская живопись
достигла уровня
европейской. ХVIII в.
В России называют
веком портрета.

Рассматривать
особенности
воплощения образа
средствами разных
видов искусства
Аргументировать
свое отношение к
художественным
произведениям.

Устанавливать
ассоциативные
связи между
звуковыми и
зрительными
образамипредставлениями.

Сопоставлять язык
различных
направлений
портретной
живописи и
определять
выразительность
линий, цвета,
ритма,
композиции.

17

8

Музыкальный
портрет.
Александр
Невский.

Портреты наших
великих
соотечественников.
Музыкальный
фольклор. Устное
народное творчество
(поэтический
фольклор). Русские
народные сказки,
предания, былины.
Жития святых.
Лирическая поэзия
Духовные
песнопения. Хоровая
и органная музыка
Слово «портрет»
применительно к
музыкальному
искусству, особенно
к инструментальной
непрограммной
музыке, — метафора.
В то же время
звукопись, а также
синтез музыки со
словом, сценическим
действием и
внемузыкальными
ассоциациями
расширяют ее
возможности.
Выражая чувства,
настроения человека,
воплощая различные

Музыкальный портрет
Рондо
Серенада
Симфония
Реквием

18

Понимать
значение музыки в
художественной
культуре и ее роль
в синтетических
видах творчества;
эмоциональнообразно
воспринимать и
характеризовать
музыкальные
произведения;
Ориентироваться в
системе ценностей,
представленных в
произведениях
музыкального
искусства.

Устанавливать
ассоциативные
связи между
звуковыми и
зрительными
образамипредставлениями.
Анализировать
средства
музыкальной
выразительности,
воплощающие
характеры героев и
персонажей.

Аргументировать
свое отношение к
стилистике
интерпретаций
художественных
произведений.
Ориентироваться в
системе ценностей,
представленных в
произведениях
музыкального и
изобразительного
искусства

его состояния,
характер движения,
музыка может
вызвать
зрительные аналогии,
позволяющие
представить, что за
человек перед нами.
9

Портрет
композитора в
литературе и кино.

Образы природы и
Образ - портрет
быта. Видение мира в
произведениях
современных
художественных
направлений
(натюрморты и
жанровые картины).
Создание средствами
искусства модели
построения мира,
существовавшей в
какую-либо эпоху (по
выбору учителя).
Портрет любого
деятеля культуры и
искусства создают
прежде всего
его произведения:
музыка, картины,
скульптуры и пр., —
а также его письма,
воспоминания
современников и
художественные
произведения о нем,

Устанавливать
ассоциативные
связи между
звуковыми и
зрительными
образамипредставлениями.
Анализировать
средства
музыкальной
выразительности,
воплощающие
характеры героев и
персонажей.
Подбирать
музыкальные
произведения,
созвучные
картинам русских
художников;
живописные
полотна созвучные
литературным
образам

19

Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства.
Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
Составлять
музыкальнолитературные
композиции.
.

Осуществлять
перевод
художественных
впечатлений с
языка музыки на
язык литературный
(поэтический),
язык жестов,
графики и др.

возникшие в
последующие эпохи.
Фрагменты
произведений
В.Моцарта:
Симфония № 40
«Маленькая ночная
серенада»
«Рондо в турецком
стиле»
«Реквием».
10

Мир в зеркале
искусства.

Искусство как
Икона
проводник духовной Памятник
энергии.
Колизей
Произведения
отечественного и
зарубежного
искусства в
сопоставлении
разных жанров и
стилей.
Искусство
отличается от
остальных видов и
форм социальной
деятельности тем,
что оно обращено к
эмоциональной сфере
человека, которая
является наиболее
емкой
характеристикой
индивидуальности, к
«умным эмоциям».
Поэтому искусство
оказывается самой

Понимать роль
искусства в жизни
человека и
общества.
Использовать
коммуникативные
свойства
искусства.
Воспринимать
произведения
различных видов
искусства.
Анализировать
особенности их
языка и соотносить
их с эпохой. Наблюдать
жизненные
явления.
Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства

20

Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
Осуществлять
перевод
художественных
впечатлений с
языка музыки на
язык литературы,
язык жестов ,
графики и т.д.
Прочитывать
информацию
заключенную в
памятниках
искусства.
Раскрывать
специфику
искусства и его
особенности как
универсального
способа общения.

«Прочитывать»
информацию,
заключенную в
памятниках
культуры.
Раскрывать
специфику
искусства и его
особенности как
универсального
способа общения.

доступной,
демократичной и
универсальной
формой общения
людей.

11

Роль искусства в
сближении
народов.

Процесс
Музей
художественной
Виртуальная галерея
коммуникации и его
роль в сближении
народов, стран, эпох
(музеи,
международные
выставки, конкурсы,
фестивали, проекты).
Подтверждением
художественного
общения,
интернациональности
языка искусства,
который понятен без
перевода, являются
музеи,
международные
выставки
изобразительного
искусства,
разнообразные
конкурсы
(литературные,
музыкальные,

Знать музей,
художественные
галереи,
архитектурные
памятники
мирового
значения, своего
края, города,
поселка и др.
Владеть
информацией о
конкурсах и
фестивалях
различной
тематической
направленности.

21

Аргументировать
свое отношение к
стилистике
интерпретаций
художественных
произведений.

Интерпретировать
содержание
(смысл,
художественную
информацию)
шедевров мирового
музыкального
искусства с
позиций их
эстетической и
нравственной
ценности.
Выявлять
стилистические
особенности
художественного
перевода.

12

Искусство
художественного
перевода –
искусство
общения. Как
происходит
передача
сообщений в
искусстве?

13

Искусство проводник
духовной энергии.
Знаки и символы
искусства.

артистов балета,
театральные,
джазовые),
фестивали искусств.
Благодаря общению
Сонет
людей с
переводчики
выдающимися
творениями мирового
искусства прошлого
и настоящего
времени становится
возможным диалог
культур.
Большим вкладом в
распространение
литературных
памятников является
деятельность
переводчиков прозы
и поэзии.

Знакомиться с
творческими
достижениями их
лауреатов.
Участвовать в
различных видах
художественноисполнительской
деятельности.
Понимать ее
коммуникативное
значение.

Анализировать
синтетический
характер кинообразов, роль
музыки в
ритмизации
действия,
характеристике
персонажей,
драматургии
фильма.

Интерпретировать
содержание
(смысл,
художественную
информацию)
шедевров мирового
музыкального
искусства с
позиций их
эстетической и
нравственной
ценности.
Выявлять
стилистические
особенности
художественного
перевода.

Способы
художественной
коммуникации.
Знаковосимволический
характер искусства.
Лаконичность и
емкость
художественной
коммуникации.
Знаки и символы в
натюрмортах,
пейзажах, в
жанровых картинах.
Символика

Знать/понимать
символику
основных
религиозных
обрядов,
изображений
святых (иконы).
Раскрывать свое
понимание
художественной
идеи, нравственноэстетического
смысла образовсимволов - дороги,
солнца, огня и др

Понимать
специфику
художественнообразной
информации в
отличие от
научной,
повседневной и др.

Участвовать в
разных видах
художественноисполнительской
деятельности,
понимать ее
коммуникативное
значение.
Понимать значение
искусства как
универсального
способа общения и
проводника
духовной энергии.
Понимать значение

Гитара
Знаки
Символ
Натюрморт (ванитас)
Штильлебен

22

. Сравнивать
содержание и
эмоциональный
строй
художественных
переводов

архитектуры.
Символика в
скульптуре,
живописи.
Искусство является
каналом связи не
только между
отдельными людьми,
но и между
народами, эпохами,
городами, странами.
Значит, языки
искусства служат
коммуникации.
14

Художественные
послания предков.
Разговор с
современником.

Диалог искусств.
Искусство
художественного
перевода – искусство
общения.
Передача
информации
современниками и
последующими
поколениями:
росписи, мозаики и
миниатюры, графика
и живопись,
карикатура.
Передача
информации
современниками и
последующими
поколениями в
музыке.
Интонационные

Миф
Ритуал
Обряд
Фольклор
Церковное искусство

23

Понимать
значение
классического и
современного
искусства в
общении людей
разных стран,
различных
национальностей и
культур, в
воспитании
толерантности.
Сравнивать
содержание и
эмоциональный
строй
художественных
переводов (
поэтический
перевод,
музыкальные

(поэтический
перевод,
музыкальные
версии одного и
того же
поэтического
текста и др.).

классического и
современного
искусства в
общении людей
разных стран,
различных
национальностей и
культур, в
воспитании
толерантности

Выявлять
стилистические
особенности
художественного
перевода.

Обогащать опыт
адекватного
восприятия устной
речи, ее
интонационнообразной
выразительности,
Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств
художественного
произведения
Работа со
справочниками,
словарями.

символы лирики,
героики, эпоса,
драмы.

версии одного и
того же
произведения,
поэтического
текста и др. )

15

Музыкально поэтическая
символика огня.

Обращение творца
произведения
искусства к
современникам и
потомкам.
В начале XX в.
Александр
Николаевич Скрябин
(1871/72—1915) —
выдающийся русский
композитор, пианист,
педагог — создает
оригинальное
симфоническое
произведение
«Прометей» («Поэма
огня»). Оно
предполагает
использование
цветного света во
время исполнения
музыки

Поэма
Музыкальная поэма
Прометей

Знать/понимать
символику
основных
религиозных
обрядов,
изображений
святых (иконы).
Раскрывать свое
понимание
художественной
идеи, нравственноэстетического
смысла образовсимволов -огня

16

Что есть красота?
Откровенья весной
красоты.

Что такое красота? способность
искусства дарить
людям чувство
эстетического
переживания.

Форма
Содержание
Катарсис
Репродукция
Молитва
Католическая молитва

Различать объекты
и явления
реальной жизни и
их образы,
выраженные в
произведениях
искусства.

24

Анализировать
синтетический
характер кинообразов, роль
музыки в
ритмизации
действия,
характеристике
персонажей, в
драматургии
фильма.
Участвовать в
компьютерной
презентации на
тему образовсимволов в
искусстве.

Наблюдать
жизненные
явления.
Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в

Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.

17

Откровенье вечной
красоты

Знакомство с
отечественным и
зарубежным
искусством в
сопоставлении
произведений разных
жанров и стилей; с
эталоном красоты в
живописи,
скульптуре,
архитектуре, музыке
и других искусствах.

Объяснять их
отличие друг от
друга.
Понимать общее и
особенное в
произведениях
изобразительного
искусства и в
художественной
фотографии; в
произведениях
литературы и
музыкального
искусства.

произведениях
искусства.
Выбирать и
использовать
различные
художественные
материалы для
передачи
собственного
художественного
замысла.

Законы красоты.
Всенощная
Различие реакций (
эмоций, чувств,
поступков ) человека
на социальные и
природные явления в
жизни и в искусстве.
Символы красоты:
скульптурный и
живописный
портреты, икона;
скульптурные и
живописные
композиции.
Человеческая
культура основана на
единстве истины,
добра и красоты.
Принято считать, что
истина — удел науки,
добро — религии,

Устанавливать
образноассоциативные
связи между
памятниками
архитектуры,
произведениями
музыкального,
изобразительного
искусств и
литературы.

Раскрывать смысл
художественного
образа различных
видов искусства как
выразителя
эпохального,
национального,
индивидуального
стиля.
Различать знаки и
символы искусства и
интерпретировать их.
Разработать сценарий
народного праздника
(по выбору
учащихся),
использовать его
знаки и символы.

25

красота принадлежит
искусству.
18

Застывшая музыка.

В искусстве истина и
красота - их
неразрывная связь
выступает особенно
отчетливо.
В художественных
произведениях люди
издавна воплощали
свое представление
об идеальной
красоте.

Собор
Церковь
Храм
Поэма, запечатленная в храме
– церковь Покрова на Нерли.
Интерьер
Архитектурные формы
Шатровые храмы
Арки
колонны

Научиться
создавать
композицию на
заданную тему на
плоскости
(живопись,рисунок
орнамент ) и в
пространстве
(скульптура,
художественное
конструирование)

Раскрывать
специфику
искусства и его
особенности как
универсального
способа общения.
Интерпретировать
содержание
(смысл,
художественную
информацию)
шедевров
мирового
музыкального
искусства с
позиций их
эстетической и
нравственной
ценности.

Знать музеи,
художественные
галереи,
архитектурные
памятники
мирового значения.

19

Символы в жизни и
искусстве

Обращение творца
произведения
искусства к
современникам и
потомкам. Способы
художественной
коммуникации.
Знаковосимволический
характер искусства.
Лаконичность и
емкость
художественной
коммуникации.

Символ
Солнце
Дерево
Дорога

Знать/понимать
символику
основных
религиозных
обрядов,
изображений
святых (иконы).
Раскрывать свое
понимание
художественной
идеи, нравственноэстетического
смысла образов-

Раскрывать смысл
художественного
образа различных
видов искусства
как выразителя
эпохального,
национального,
индивидуального
стиля.
Различать знаки и
символы искусства
и
интерпретировать
их.

Раскрывать свое
понимание
художественной
идеи, нравственноэстетического
смысла образовсимволов (дороги,
солнца, огня и др.).
Участвовать в
компьютерной
презентации на
тему образовсимволов в
искусстве.

26

Образы и символы в
русской поэзии и
прозе – дорога.

символов (дороги,
солнца, огня и др).
Понимать
значение искусства
как
универсального
способа общения и
проводника
духовной энергии.

Разработать
сценарий
народного
праздника (по
выбору учащихся),
использовать его
знаки и символы.

Участвовать в
разработке
совместного
художественноисследовательского
проекта.

20

Есть ли у красоты
свои законы?
Гармония,
композиция.

Соединение в
художественном
произведении двух
реальностей –
действительно
существующей и
порожденной
фантазией
художника.

Гармония
Композиция
Музыкальный ритм

Различать объекты
и явления
реальной жизни и
их образы,
выраженные в
произведениях
искусства и
объяснять разницу.

Наблюдать
жизненные явления.
Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства

Понимать общее и
особенное в
произведении
изобразительного
искусства и в
художественной
фотографии; в
произведениях
литературы и
музыкального
искусства.

21

Законы красоты
Симметрия,
пропорция, ритм.

Архитектурное
сооружение (храм
или просто изба),
живописная картина
или произведение
графики, скульптура
или изделие
народных умельцев,

Симметрия, пропорция, ритм.

Понимать общее и
особенное в
произведении
изобразительного
искусства и в
художественной
фотографии; в
произведениях
литературы и
музыкального
искусства.

Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.

Понимать общее и
особенное в
произведении
изобразительного
искусства и в
художественной
фотографии; в
произведениях
литературы и
музыкального
искусства.

27

22

Всегда ли люди
одинаково
понимали красоту?
Творческий
характер
эстетического
отношения к
окружающему
миру.

старинное
песнопение или
народная песня,
спектакль,
кинофильм или
крупное сочинение
для симфонического
оркестра –все они
созданы по законам
красоты.
.

23

Понимание
красоты
Соединение в худ.
произв. двух
реальностей действительно
существующей и
порожденной
фантазией
художника.

Красота в понимании
различных
социальных групп в
различные эпохи.
Искусство каждой
эпохи стремится
создать образ
прекрасного
человека, вобравшего
в себя лучшие черты
своего времени.
Соответственно
смене идеалов,
взглядов, вкусов
людей менялись и
стили в искусстве.
.

Творческий процесс
Созвучие души

28

Выбирать и
использовать
различные
художественные
материалы для
передачи
собственного
художественного
замысла.

Находить сходные
и различные черт,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца
к природе.

Понимать общее и
особенное в
произведении
изобразительного
искусства и в
художественной
фотографии; в
произведениях
литературы и
музыкального
искусства.

Выявлять
особенности
представлений
человека о красоте
в различные эпохи,
в разных слоях
общества.
Подбирать
музыкальные
произведения,
соответствующие
времени.
Сопоставлять
различные
исполнительские
трактовки
музыкальных
произведений.

Наблюдать
жизненные
явления.
Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства
Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.

Выбирать и
использовать
различные
художественные
материалы для
передачи
собственного
художественного
замысла.

24

Великий дар
творчества:
радость и красота
созидания .

Мастерство
исполнительских
интерпретаций
классической и
современной музыки.
Творческим
потенциалом
обладает каждый
человек. Но не все
могут полностью или
хотя бы частично его
реализовать. И
далеко не все люди
стремятся к этому,
хотя творчество
наполняет смыслом
жизнь человека,
содействует его
духовному росту,
делает обыденность
интересной,
разнообразной и
полезной.

Выявлять
особенности
представлений
человека о красоте
в разные эпохи, в
разных слоях
общества.
Подбирать
музыкальные
произведения,
соответствующие
времени

Наблюдать
жизненные явления.
Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства
Устанавливать
ассоциативные связи
между
произведениями
разных видов
искусств.

Выбирать и
использовать
различные
художественные
материалы для
передачи
собственного
художественного
замысла.

25

Как соотносятся
красота и польза.

Красота в понимании
различных
социальных групп в
различные эпохи.
Во все времена
искусство давало
возможность людям
запечатлеть эпизоды
повседневной жизни.
Благодаря этому мы
имеем представление

Передача красоты
современного
человека
средствами
различных видов
искусства: портрет
в литературе,
рисунке,
живописи,
скульптуре,
фотографии

Различать
истинные и
ложные ценности.
Понимать
самоценность
различных
явлений.
Наблюдать за
развитием музыки
(драматургией
музыкального

Различать объекты
и явления реальной
жизни и их образы,
выраженные в
произведениях
искусства и
объяснять разницу.
Понимать общее и
особенное в
произведении
изобразительного

29

о том, как жили и что
ценили люди от
глубокой древности
до наших дней.

26

Как человек
реагирует на
различные явления
в жизни и
искусстве.

Красота в понимании
различных
социальных групп в
различные эпохи.
Поэтизация
обыденности.
Красота и польза.
Показ красоты
человеческих
отношений
средствами любого
вида искусства.

символика

30

(реалистическое и
абстрактное
изображение,
коллаж).
Передача красоты
различных
состояний
природы (в
рисунке, музыке,
живописи,
фотографии,
поэтических
произведениях.

произведения).
Понимать
значение контраста
в создании
гармонии целого
как выражения
красоты.

Раскрывать
образносмысловой строй
произведения в
зависимости от
стиля исполнения.
Размышлять о
произведениях
искусства,
выявлять важные,
значимые
жизненные
проблемы.
Подбирать
музыкальные
произведения,
соответствующие
времени.
Различать жанры
искусства и их

Обогащать опыт
адекватного
восприятия устной
речи, ее
интонационнообразной
выразительности,
Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств
художественного
произведения
Работа со
справочниками,
словарями.

искусства и в
художественной
фотографии; в
произведениях
литературы и
музыкального
искусства.
Выбирать и
использовать
различные
художественные
материалы для
передачи
собственного
художественного
замысла.
Осуществить
презентацию
проекта в рамках
класса, школы,
района, города.
Создавать эскизы
плаката или
рекламные
листочки на
социально
значимые темы.
Выявлять
особенности
представлений
человека о красоте
в разные эпохи, в
разных слоях
общества.

роль в жизни
человека.

27

Преобразующая
сила искусства.
Воспитание
искусством - это
"тихая работа" Ф.
Шиллер.

Знакомство с
произведениями
наиболее ярких
представителей
зарубежного
изобразительного
искусства,
архитектуры,
выявление
своеобразия их
творчества.
Постижение
художественных
образов различных
видов искусства,
воплощающих черты
человека, его
стремление к идеалу,
поиск истины, добра
и красоты.
Поэтизация образа
матери.

Шиллер «Тихая работа» …???
Общие законы восприятия
композиции картины и сцены.
Художники театра.

31

Размышлять о
произведениях
искусства, выявляя
важные, значимые
жизненные
проблемы.
Создавать эскизы
плаката или
рекламной
листочки на
социальнозначимые темы.
Составлять
программы
концертов
(классической
музыки, авторской
песни,
современных
композиций и др.)
и участвовать в их
презентации перед
младшими
школьниками,
раскрывая
нравственноэстетические,
гражданственнопатриотические

Сопоставлять
различные
исполнительские
трактовки
музыкальных
произведений и
раскрывать
образносмысловой строй
произведения в
зависимости от
стиля исполнения

Разработать
художественную
идею и замысле
совместного
проекта.
Определить свою
роль (участие) в
проекте.

идеалы и ценности
общества.
28

Героический парос
в монументальной
скульптуре.

Постижение
художественных
образов различных
видов искусства,
воплощающих черты
человека, его
стремление к идеалу,
поиск истины, добра
и красоты.

идеал
истина
добро
красота

Знать выдающихся
представителей
русского и
зарубежного
искусства и их
основные
произведения;
- анализировать
содержание,
образный язык
произведений
разных видов и
жанров
изобразительного
искусства и
определять
средства
выразительности
(линия, цвет, тон,
объем, светотень,
перспектива,
композиция);

ориентироваться в
основных явлениях
русского и
мирового
искусства,
узнавать
изученные
произведения;

Наметить способы
реализации
собственной
исследовательской
и художественнопрактической
деятельности.
Общаться и
взаимодействовать
в процессе
подготовки и
осуществления
проекта.
Использовать опыт
художественнотворческой
деятельности на
уроках, во
внеурочных и
внешкольных
занятиях
искусством.

29

Искусство, как
модель
подражания.
Ценностноориентирующая,
нравственная,
воспитательная
функция
искусства.

Постижение
художественных
образов различных
видов искусства,
воплощающих черты
человека, его
стремление к идеалу,
поиск истины, добра
и красоты.
Поэтизация образа
матери.

идеал
истина
добро
красота

Знать выдающихся
представителей
русского и
зарубежного
искусства и их
основные
произведения;
- анализировать
содержание,
образный язык
произведений

ориентироваться в
основных явлениях
русского и
мирового
искусства,
узнавать
изученные
произведения;

Наметить способы
реализации
собственной
исследовательской
и художественнопрактической
деятельности.
Общаться и
взаимодействовать
в процессе
подготовки и

32

разных видов и
жанров
изобразительного
искусства и
определять
средства
выразительности
(линия, цвет, тон,
объем, светотень,
перспектива,
композиция);
30

Образы созданной
реальности поэтизация,
идеализация,
героизация и др.

Героический пафос в
монументальной
скульптуре
Героические образы
в музыкальных
произведениях.

Драматизм, героика,
психологизм, картинность,
народно-эпическая образность
как характерные особенности
русской классической школы.

33

Разрабатывать
художественную
идею в замысле
совместного
проекта.
Определять свою
роль в проекте.
Намечать способы
реализации
собственной
исследовательской
и художественнопрактической
деятельности.

осуществления
проекта.
Использовать опыт
художественнотворческой
деятельности на
уроках, во
внеурочных и
внешкольных
занятиях
искусством.
Учебноисследовательские:
проводить
наблюдения,
измерения,
планировать и
проводить опыт,
эксперимент,
исследование,
анализировать и
обобщать
результаты
наблюдения опыта
исследования,
представлять
результаты
наблюдений в
различных видах

Размышлять о
произведениях
искусства, выявляя
важные, значимые
жизненные
проблемы.
Создавать эскизы
плаката или
рекламной
листочки на
социальнозначимые темы.
Составлять
программы
концертов
(классической
музыки, авторской
песни,
современных
композиций и др.)
и участвовать в их
презентации перед
младшими
школьниками,
раскрывая

31- Синтез искусств в
32 создании
художественного
образа.

В течение жизни
каждому человеку
приходится
решать множество
различных проблем
— житейских,
нравственных,
социальных и др.
Жизнь иногда
предлагает разные
пути их решения,
образуя синтез…..

33- Соотнесение
34 чувств, мыслей,
оценок читателя,
зрителя, слушателя
с ценностными
ориентирами
автора
произведения (
художника,
композитора,
писателя).

Постижение
художественных
образов разных видов
искусств,
воплощающих черты
человека, его
стремление к идеалу,
поиск истины, добра
и красоты....

Синтез искусств

Разрабатывать
художественную
идею в замысле
совместного
проекта.
Определять свою
роль в проекте.
Намечать способы
реализации
собственной
исследовательской
и художественнопрактической
деятельности.

Разрабатывать
художественную
идею в замысле
совместного
проекта.
Определять свою
роль в проекте.
Намечать способы
реализации
собственной
исследовательской
и художественно-

34

нравственноэстетические,
гражданственнопатриотические
идеалы и ценности
общества.
УчебноСоставлять
исследовательские: программы
проводить
концертов
наблюдения,
(классической
измерения,
музыки, авторской
планировать и
песни,
проводить опыт,
современных
эксперимент,
композиций и др.)
исследование,
и участвовать в их
анализировать и
презентации перед
обобщать
младшими
результаты
школьниками,
наблюдения опыта
исследования,
представлять
результаты
наблюдений в
различных видах
Учебнораскрывая
исследовательские: нравственнопроводить
эстетические,
наблюдения,
гражданственноизмерения,
патриотические
планировать и
идеалы и ценности
проводить опыт,
общества.
эксперимент,
исследование,
анализировать и
обобщать
результаты
наблюдения опыта

практической
деятельности.

35

исследования,
представлять
результаты
наблюдений в
различных видах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».