6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

учитель: Дурышева Любовь Ивановна

с. Верх-Рождество, 2023
Информационная справка

Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Музыка. 6 класс» - Дурышева Любовь Ивановна, учитель музыки

Пояснительная записка

Данная программа «Музыка» для 6 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования
науки России от 17.12.2010 г. №1897
2. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312).
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312.
5. Программа «Музыка 5-7 классы.» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.
6. Учебного плана МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа».
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и
углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к
отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкальнотворческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым
многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства
на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального
языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии
музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в
том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и
других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и
музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
 метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
 метод эмоциональной драматургии;
 метод интонационно-стилевого постижения музыки;
 метод художественного контекста;
 метод создания «композиций»;
 метод перспективы и ретроспективы.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,
уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации
учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с
высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и
т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального
искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие
аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской
деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся
– это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков,
общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по

своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной
деятельности рекомендуются следующие темы: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в
музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и
исполнительские коллективы»; «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»; «Музыка в храмовом
синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,
уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Содержание рабочей программы предмета «Музыка 6 класс»
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс,
баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы,
симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской
музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката,
фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство
и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие
нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и
др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный
квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Условия реализации программы
Для реализации программы курса «Музыка. 6 класс» имеются следующие условия:

Учебное оснащение программы:
1) Учебник «Музыка» для 6 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.Москва. «Просвещение» 2010г.)
2) Нотная хрестоматия для 6 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. Москва. «Просвещение» 2010г.)
3) Фонохрестоматия для 6 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.)
4) Методические рекомендации для 6 года обучения
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. Москва. «Просвещение» 2010г)
5) Поурочное планирование для 6 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. Москва. «Просвещение» 2010г)
6) Рабочие тетради (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.)
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Содержание учебного предмета

№

Тема раздела

п/п

Кол-во
часов

1.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16 ч

2.

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18 ч
Итого: 34 ч

Количество часов в 6 классе
В неделю – 1 час
В год – 34 час
Проверочных работ – 4 часа
Требования к результатам обучения учащихся 6 класса:
Знать/понимать:
 жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
 специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
 имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.
Уметь:
 различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
 определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка
классическая, народная, религиозная, современная;
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание
запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла
композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных
проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;



проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Метапредметными результатами изучения музыки являются основные способы деятельности, применение при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях:
 Сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
 Работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
 Умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, щколы, села, города и продуктивно сотрудничать (общаться,
взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Личностными результатами изучения музыки являются:
 Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
 Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных
образов;
 Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
 Устойчивый интерес к музыке ,к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой
деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
 Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
 Знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой
деятельности.

Календарно - тематическое планирование

№
ур
ок
а

Название
раздела/
темы урока

1

Удивитель
ный
мир
музыкальн
ых образов.

Основное
содержание урока

Планируемые результаты освоения темы.
Личностные

Метапредметные

Предметные
Учащиеся
получат
возможность
научиться

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Что
роднит
Умение
Знать/понимать:
что
музыкальную
и Углубление
самостоятельно
музыкальный образ –
разговорную речь? представления
о ставить
новые живое,
обобщенное
(Интонация).
неразрывном
учебные задачи на представление
о
Мелодия – душа единстве музыки и основе
развития действительности,
музыки.
жизни.
познавательных
выраженное в звуках.
Музыкальный образ Развитие
мотивов и интересов; Различать лирические,
–
это
живое познавательного
Анализ собственной эпические,
обобщённое
интереса.
учебной
драматические
представление
о
деятельности
и музыкальные образы в
действительности,
внесение
вокальной
и
выраженное
в
необходимых
инструментальной
музыкальных
корректив
для музыке.
интонациях.
достижения
Уметь
анализировать
Классификация
запланированных
различные
трактовки
музыкальных
результатов;
одного и того же
жанров: вокальная и
произведения,
инструментальная
аргументируя
музыка.
исполнительскую
интерпретацию замысла
композитора.
Владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен,
напевание
запомнившихся мелодий
знакомых музыкальных
сочинений.

Наблюдать
жизненные явления.
- Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения
в
произведениях
искусства.
Устанавливать
ассоциативные связи
между
произведениями
разных
видов
искусств.
- Находить сходные и
различные
черт,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца к
природе

2

Образы
романсов и
песен
русских
композито
ров

Расширение
представлений
о
жанре
романса.
Взаимосвязь
разговорных
и
музыкальных
интонаций
в
романсах.
Триединство
«композитор
–
исполнитель
–
слушатель»
Красный сарафан.
А.Варламов,
Н.Цыганова;
Жаворонок.
М.Глинка,
Н.Кукольник;
Мама. Из вокальноинструментального
цикла
«Земля».
В.Гаврилин,
В.Шульгина.

Эстетические
потребности,
ценности и чувства,
эстетическое
сознание
как
результат освоения
художественного
наследия народов
России, творческой
деятельности
музыкальноэстетического
характера.
Развивать интерес к
художественной
деятельности.

Умение
анализировать
собственную
учебную
деятельность,
адекватно оценивать
правильность
или
ошибочность
выполнения учебной
задачи
и
собственные
возможности
её
решения.
Вносить
необходимые
коррективы
для
достижения
запланированных
результатов;

Знать/понимать:
жизненно – образное
содержание
музыкальных
произведений разных
жанров. Уметь:
различать
лирические,
эпические,
драматические
музыкальные образы в
вокальной
музыке.
Уметь по характерным
признакам
определять
принадлежность
музыкальных
произведений
к
соответствующему
жанру и стилю —
народная,
композиторская.

Осмысление
учебного материала,
выделение главного,
анализ и синтез.
- Умение задавать
вопросы.
- Умение отвечать на
вопросы.
- формированию у
учащихся
представлений
о
художественной
картине мира;

3

Два
музыкальн
ых
посвящени
я

Знакомство
с
шедеврами
вокальной музыки –
романсом М.Глинки
«Я помню чудное
мгновенье»,
инструментальной
музыки – «Вальсфантазия»
М.Глинки.

Понимание
социальных
функций музыки в
жизни
людей,
общества, в своей
жизни; личностное
освоение
содержания
образов
(лирических,
эпических,

Умение определять
понятия, обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания
и
критерии
для
классификации;
умение
устанавливать

Знать/понимать: способы
создания
различных
образов: музыкальный
портрет. Понимать, что
каждое
музыкальное
произведение благодаря
эмоциональному
воздействию позволяет
пережить всю глубину
чувств.
Уметь
соотносить музыкальные

Анализировать
различные трактовки
одного и того же
произведения,
аргументируя
исполнительскую
интерпретацию
замысла композитора;
определять
приёмы
развития,
форму

4

Портрет в Романс «Я помню
музыке и чудное мгновенье» и
живописи
«Вальс-фантазия»
М.И.Глинки.
Влияние формы и
приёмов развития на
отражение
содержания
этих
сочинений. Портрет
в
музыке
и
изобразительном
искусстве.

5

«Уноси моё
сердце
в Отечественная
звенящую
музыкальная
даль»
культура 19 века:
формирование
русской

драматических) на
основе поиска их
жизненного
содержания,
широких
ассоциативных
связей музыки с
другими
видами
искусства;
Воспитание
уважения к истории
культуры
своего
народа,
выраженной
в
музыкальном
и
изобразительном
искусстве.

причинноследственные связи;
размышлять,
рассуждать и делать
выводы; смысловое
чтение
текстов
различных стилей и
жанров;

сочинения
с произ- музыкальных
ведениями других видов произведений.
искусств,
выявлять
своеобразие
почерка
композитора
М.И.Глинки.

Использование
разных источников
информации, ИКТ;
Самостоятельный
выбор
целей
и
способов
решения
учебных
задач
(включая
интонационнообразный и жанровостилевой
анализ
сочинений)
в
процессе восприятия
и
исполнения
музыки различных
эпох, стилей, жанров,
композиторских
школ;

Объяснять, как форма и Выявлять своеобразие
приёмы развития музыки почерка М.И.Глинки.
могут раскрывать образы
сочинений.

Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение
к
музыкальным
произведениям при

Умение
самостоятельно
ставить
новые
учебные задачи на
основе
развития
познавательных
мотивов и интересов;

Знать
имена
выдающихся
русских
композиторов:
А.Варламов, А.Гурилев,
М.Глинка, С.Рахманинов
Знать
определения
музыкальных жанров и

Находить сходные и
различные
черты,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца к
природе.

6

классической школы
– С.В.Рахманинов.
Лирические образы
романсов
С.В.Рахманинова,
мелодические
особенности
музыкального языка,
выразительность и
изобразительность в
музыке.
С.В.Рахманинов,
сл.Е.Бекетовой.
«Сирень».
С.В.Рахманинов
«Островок».
Ю.Визбор
«Милая
моя».
Музыкальн Жизнь и творчество
ый образ и Ф.И.Шаляпина.
мастерство Мастерство
исполнител исполнителя и мир
я
музыкальных
образов.
Сопоставление
образов музыки и
изобразительного
искусства.
М.И.Глинка «Рондо
Фарлафа» из оперы
«Руслан и людмила»,
«Ария
Сусанин
Сусанин».

их восприятии
исполнении.

и размышление
о
воздействии музыки
на
человека,
ее
взаимосвязи
с
жизнью и другими
видами искусства;

Совершенствовани
е художественного
вкуса.
Осознание
своей
этнической
принадлежности,
знание
культуры
своего
народа,
усвоение
гуманистических,
традиционных
ценностей
многонациональног
о
российского
общества.

Размышление
о
взаимодействии
музыки на человека,
ее взаимосвязи с
жизнью и другими
видами искусства;
Развитие
критического
отношения
к
собственным
действиям,
действиям
одноклассников
в
процессе познания
музыкального
искусства, участия в

терминов:
романс,
баркарола, серенада.
Уметь
проводить
интонационно-образный
анализ
музыки,
сравнивать музыкальные
интонации
с
интонациями
картин
художников, передавать
свои
музыкальные
впечатления в рисунке.

Формулированию
собственной
точки
зрения по отношению
к
изучаемым
произведениям
искусства,
подтверждая
её
конкретными
примерами.

Знать имена известных
исполнителей
(Ф.
Шаляпин),
понятие
бельканто.
Уметь размышлять о
музыке,
высказывать
суждения об основной
идее, о средствах и
формах её воплощения,
проявлять
навыки
вокально-хоровой
работы.

Определению сферы
своих
личностных
предпочтений,
интересов
и
потребностей,
склонностей
к
конкретным
видам
деятельности.
Осваивать
навыки
вокально-хоровой
работы.

индивидуальных
коллективных

7

Обряды и
обычаи в
фольклоре
и
в
творчестве
композитов

Народное
музыкальное
творчество.
Основные
жанры
русской
народной
музыки (обрядовые
песни).
Народные
истоки
русской
профессиональной
музыки.
Лирические образы
свадебных
обрядовых
песен.
Песня-диалог.
Воплощение обряда
свадьбы в операх
русских
композиторов.
Региональный
компонент

Понимание
социальных
функций
музыки
(познавательной,
коммуникативной,
эстетической,
практической,
воспитательной,
зрелищной и др.) в
жизни
людей,
общества, в своей
жизни;

и

Самостоятельный
выбор
целей
и
способов
решения
учебных
задач
(включая
интонационнообразный и жанровостилевой
анализ
сочинений0
в
процессе восприятия
и
исполнения
музыки различных
эпох, стилей, жанров,
композиторских
школ.

Знать
особенности
русского
свадебного
обряда, значение песен
во время обряда;
Уметь по характерным
признакам
определять
принадлежность
музыкальных
произведений
к
соответствующему
жанру и стилю – музыка
классическая
или
народная на примере
опер
русских
композитов.

Различать простые и
сложные
жанры
вокальной,
инструментальной,
сценической музыки;
Определять жизненнообразное содержание
музыкальных
произведений
различных жанров;
Владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен
(народных,
классического
репертуара,
современных
авторов), напевание
запомнившихся
мелодий
знакомых
музыкальных
сочинений.

8

Образ
песен
зарубежны
х
композито
ров.
Искусство
прекрасног
о пения.

Знакомство
с
вокальным стилем
бельканто. Освоение
вокального
и
инструментального
жанров – баркаролы
(песни на воде).
Музыкальные
образы
песен
Ф.Шуберта,
М.И.
Глинки.
М.И.Глинка
«Венецианская
ночь»,
Ф.Шуберт
«Форель», «Серенада
(№4 из вок. цикла
лебединая песня).

9

Старинной Романтизм
в
песни мир западноевропейской
музыке. Взаимосвязь
музыки и речи на
основе
их
интонационной
общности
и

Осмысление
Владеть
Знать
определения
взаимодействия
музыкальными
музыкальных жанров и
искусств
как терминами
и терминов: опера, романс,
средства
понятиями
в баркарола,
серенада,
расширения
пределах изучаемой баллада, знакомство со
представлений
о темы;
стилем
пения
–
содержании
Самостоятельный
бельканто.
музыкальных
выбор
целей
и Уметь наблюдать за
образов,
их способов
решения развитием
музыки,
влиянии
на учебных
задач выявлять
средства
духовно(включая
выразительности разных
нравственное
интонационновидов
искусств
в
становление
образный и жанрово- создании единого образа.
личности.
стилевой
анализ
сочинений)
в
процессе восприятия
и
исполнения
музыки различных
эпох, стилей, жанров,
композиторских
школ.

Участвовать
в
коллективной
исполнительской
деятельности
(вокализации
основных
тем,
пластическом
интонировании);
наблюдать
за
развитием
музыки,
выявлять
средства
выразительности
музыкальных
произведений;
Называть отдельных
выдающихся
отечественных
и
зарубежных
исполнителей.

Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение
к
музыкальным
произведениям при

Определять жизненнообразное содежание
музыкальных
произведений разных
жанров;
Различать лирические,
эпические,

Проявление
творческой
инициативы
и
самостоятельности в
процессе овладения
учебными
действиями;

Знать основные моменты
из жизни и творчества
Ф.Шуберта;
-понятие баллада.
Уметь:
различать
эпические,
драматические

различий. Богатство их восприятии
музыкальных
исполнении.
образов.
Драматические
образы баллады
«Лесной царь».
Единство
выразительного и
изобразительного в
создании
драматически
напряженного
образа. Сквозное
развитие баллады.
Ф.Шуберт. Баллада
«Лесной царь» в
исполнении Д.
Фишер-Дискау на
немецком языке.

10

Народное
искусство
Древней
Руси

Особенности
развития народной
музыки
Древней
Руси. Связи русского
музыкального
фольклора с жизнью
человека.
Роль
музыки в народных
праздниках. Жанры и
формы
народной
музыки.
«Пляска
скоморохов»
из
оперы «Снегурочка»

и Самостоятельная
музыкальные образы в
работа в рабочих вокальной музыке;
тетрадях;
- определять приёмы
развития музыкального
произведения;
- выявлять средства
выразительности
и
изобразительности
музыкальных
произведений;
- сравнивать интонации
музыкального,
живописного
и
литературного
произведений.

Чувство гордости за
свою
Родину,
российский народ и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
знание
культуры
своего
народа,
своего края, основ
культурного
наследия народов
России
и

Умение определять
понятия, обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания
и
критерии
для
классификаций;
умение
устанавливать
причинноследственные связи;
размышлять,

Знать
особенности
развития
народной
музыки, её жанры и
формы; роль народной
музыки
в
жизни
человека;
ето
такие
скоморохи;
Уметь
называть
народные музыкальные
инструменты.

драматические
музыкальные образы.
Наблюдать
за
развитием
музыкальных образов.
Участвовать
в
коллективной
деятельности
при
подготовке
и
проведении
литературномузыкальных
композиций.

Разыгрывать
народные песни.
Владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен
(народных,
современных
авторов), напевание
запомнившихся
мелодий
знакомых
музыкальных
произведений.

11

Русская
духовная
музыка
«Фрески
Софии
Киевской»

Н.А.РимскогоКорсакова,
«Во кузнице», «Как
под
яблонькой»,
«Былинные
наигрыши».

человечества;
усвоение
традиционных
ценностей
многонациональног
о
российского
общества.

Духовная
и
светская
музыкальная
культура России во
второй
половине
XVII в. и XVIII в.
Духовная
музыка
русских
композиторов:
хоровой концерт..
Характерные
особенности
духовной
музыки.
Основные
жанры
религиознодуховной культуры –
Всенощная
и
Литургия.
Знаменный распев
как основа русской
духовной
музыки.
Жанр
хорового
концерта.
Полифоническое

Вхождение
обучающихся в мир
духовных
ценностей
музыкального
искусства,
влияющих на выбор
наиболее значимых
ценностных
ориентаций
личности;
Понимание
жизненного
содержания
религиозной,
народной музыки.
Формирование
целостности
мировоззрения,
учитывающего
культурное,
духовное
многообразие
современного мира

рассуждать и делать
выводы; расширение
умений
поиска
информации,
необходимой
для
изучения темы, в
электронных
образовательных
ресурсах
и
Интернете.
Стремление
к
приобретению
музыкальнослухового
опыта
общения
с
известными
и
новыми
музыкальными
произведениями
различных жанров,
стилей народной и
профессиональной
музыки, познанию
приёмов
развития
музыкальных
образов,
особенностей
их
музыкального языка;
Приобретение
навыков работы с
сервисами
Интернета.

Знать: основные этапы
развития
духовной
музыки;
- понятия: знаменный
распев, партесное пение
и а капелла, унисон,
духовный концерт,
фреска, орнамент.

Уметь передавать свои
музыкальные
впечатления в устной
и письменной форме;
Ориентироваться
в
составе исполнителей
вокальной
музыки,
наличии
или
отсутствии
инструментального
сопровождения;
Воспринимать
и
определять
разновидности
хоровых коллективов
по манере исполнения.
Уметь
проводить
интонационнообразный
анализ
музыки.

12

«Перезвон
ы».
Молитва.

изложение
материала.
Знакомство с жизнью
и
творчеством
М.С.Березовского.
Фрагменты
из
концертонй
симфонии В.Кикта
«Фрески
Софии
Киевской»
Стилевое
многообразие
музыки ХХ столетия:
развитие традиций
русской
классической
музыкальной школы.
Связь
музыки
В.Гаврилина
с
русским народным
музыкальным
творчеством. Жанр
молитвы в музыке
отечественных
композиторов.
В.Гаврилин.
Фрагменты
из
симфонии-действа
«Перезвоны».
Региональный
компонент

Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение
к
музыкальным
произведениям при
их восприятии и
исполнении.

Расширение
представлений
о
связях музыки с
другими
видами
искусства на основе
художественнотворческой,
исследовательской
деятельности;
Умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учебе
и
познавательной
деятельности.

Знать/понимать:
значение
выявления
глубоких
связей
с
русским
народным
музыкальным
творчеством
и
осмысление
интонационножанрового
богатства
народной
музыки,
значение молитвы в
музыке отечественных
композиторов.
Уметь:
соотносить
музыкальные сочинения
с произведениями других
видов
искусств,
размышлять о музыке,
высказывать суждения об
основной идее,
о
средствах и формах ее
воплощения, проявлять
навыки
вокально
–
хоровой работы.

Уметь эмоциональнообразно воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
Выявлять
возможности
эмоционального
воздействия музыки
на
человека
(на
личном примере).

13

«Небесное
и земное» в
музыке
Баха.

Бережное
отношение
родной земле
своему народу.
Уважение
защитникам
Родины.

14

Образы
скорби
печали

Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира;
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в его
органичном
единстве
и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий.

Умение определять
понятия, обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания
и
критерии
для
классификации;
умение
устанавливать
причинноследственные связи;
размышлять,
рассуждать и делать
выводы.

Знать понятия: кантата,
реквием, полифония;
Основные факты
из
жизни
и
творчества
В.Моцарта
и
Дж.Перголези, связанные
с написанием кантаты и
реквиема.
Уметь
проводить
интонационно-образный
анализ музыки.

Уметь сопоставлять
героико-эпические
образы
музыки
с
образами
изобразительного
искусства; пропевать
темы из вокальных и
инструментальных
произведений;
проявлять творческую
инициативу.
Выражать
собственную позицию
относительно
прослушанной
музыки;
Приводить примеры
преобразующего
влияния музыки;
Наблюдать
за
развитием
музыкальных образов.

15

«Фортуна
правит
миром»

Развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного

Самостоятельный
выбор
целей
и
способов
решения
учебных задач (
включая

Знать:
- особенности творчества
К.Орфа;
-понятие фортуна;
-кто такие ваганты.

Совершенствовать
умения и навыки
самообразования,
проводить
интонационно-

Углубление
и понимания
особенностей языка
западноевропейской
музыки на примере
вокальноинструментальных
жанров – кантаты,
реквиема.
Образы скорби и
печали
в
религиозной музыке
(кантата
«Стабат
Матер»
Дж.Перголези
и
«Реквием»
В.Моцарта.)
Знакомство
со
сценической
кантатой
К.Орфа
«Кармина Бурана»

Участие
в
к музыкальной жизни
и класса, школы
Осуществлять поиск
к музыкально
–
образовательной
информации в сети
Интернета;

Знать/понимать
богатство музыкальных
образов (героические и
эпические)
и
особенности
их
драматургического
развития
(контраст).
Жанр вокальной музыки
– кантата.

наследия,
творческой
деятельности
эстетического
характера.

16

Авторская
песня:
прошлое и
настоящее

Взаимопроникновен
ия
«легкой»
и
«серьезной» музыки,
особенности
их
взаимоотношения в
различных пластах
современного
музыкального
искусства,
бардовская песня.
История
развития
авторской песни от
Средневековья и до
нашего
времени.
Жанры, особенности
и
исполнители
авторской песни.
Региональный
компонент

Формирование
ориентиров
для
социальной,
культурной
самоидентификаци
и, осознания своего
места
в
окружающем мире;
Знание
культуры
своего
народа,
основ культурного
наследия народов
России
и
человечества.

интонационнообразный и жанровостилевой
анализ
сочинений)
в
процессе восприятия
и
исполнения
музыки различных
эпох, стилей, жанров,
композиторских
школ;
Приобретение
навыков работы с
сервисами
Интернета.
Формирование
навыков
сотрудничества,
совместной работы в
парах или группы;
Совершенствование
видов
речевой
деятельности;
умений
выражать
ценностные
суждения и/или свою
позицию
по
обсуждаемой
проблеме на основе
имеющихся
представлений
о
социальных
и
личностных
ценностях,
нравственноэстетических

образный
анализ
музыки и выявлять
принцип ее развития,
выявлять
средства
музыкальной
выразительности
и
приемы
развития
музыки;
Применять
дирижерский жест для
передачи
музыкальных образов.
Знать:
историю
развития
авторской песни;
-особенности и жанры
авторской песни;
имена
авторов
бардовской пени.

Совершенствовать
умения и навыки
самообразования,
высказывать
собственную
точку
зрения,
сравнения
различных
исполнительских
трактовок одного и
того же произведения
и
выявления
их
своеобразия;
Исполнять
музыку,
передавая
ее
художественный
смысл;
Приводить примеры
преобразующего
влияния музыки.

нормах,
эстетических
ценностях, навыка
рефлексии, анализа
собственной учебной
деятельности
с
позиций
соответствия
полученных
результатов учебной
задаче,
целям
и
способам действий.
17

Джаз
– История
развития
искусство
джазовой музыки, её
20 века
истоки (спиричуэл,
блюз).
Джазовые
импровизации
и
обработки.
Взаимодействие
легкой и серьезной
музыки (рок-музыка
и симфоджаз)

Понимание
социальных
функций джазовой
музыки в жизни
людей
разных
стран.

Самостоятельный
выбор
целей
и
способов
решения
учебных
задач
(включая
интонационнообразный и жанровостилевой
анализ
сочинений)
в
процессе восприятия
и
исполнения
джазовой музыки;
Сравнение
изложения одних и
тех же сведений об
искусстве джаза в
различных
источниках, включая
Интернет.

Знать истоки джаза,
определения
музыкальных жанров и
терминов:
джаз,
спиричуэл, блюз. Знать
имена
выдающихся
джазовых композиторов
и
исполнителей:
Дж.Гершвин,
Л.Армстронг,
Д.Эллингтон.
Уметь:
анализировать различные
трактовки одного и того
же
произведения,
аргументируя
исполнительскую
интерпретацию замысла
композитора. Творческое
самовыражение
учащихся в хоровом
исполнении песен.

Уметь передавать свои
музыкальные
впечатления в устной
форме, размышлять о
музыкальном
произведении,
проявлять
навыки
вокально-хоровой
работы.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)
18 Вечные
Особенности
Вхождение
Планирование
темы
трактовки
обучающихся в мир собственных
искусства и драматической
и духовных
действий в процессе
жизни
лирической
сфер ценностей
восприятия,
музыки на примере музыкального
исполнения музыки,
образцов камерной искусства,
создания
инструментальной
влияющих на выбор импровизаций при
музыки - прелюдия, наиболее значимых выявлении
этюд.
ценностных
взаимодействия
Жизнь – единая ориентаций
музыки с другими
основа
личности.
видами
искусства,
художественных
участия
в
образов любого вида
художественной
и
искусства.
проектноСвоеобразие
и
исследовательской
специфика
деятельности.
художественных
образов камерной и
симфонической
музыки.
Характерные черты
музыкального стиля
Ф.Шопена.
Закрепление жанра
ноктюрна.
Программная и не
программная
музыка.
19

Могучее
царство
Ф.Шопена.
Вдали от
Родины.

Творческий
облик
Ф.Шопена, широта
его взглядов на мир.
Истоки творчества
композитора.

Развитие чувства
стиля композитора,
позволяющего
распознавать
национальную

Формирование
уважительного
отношения
музыкальной
культуре

Знать понятия: вокальная
и
инструментальная
музыка; камерная и
симфоническая музыка;
программная
и
непрограммная музыка;
- основные принципы
развития музыкального
произведения.

Выразительно
исполнять
песни.
Размышлять о музыке,
выражать
собственную позицию
относительно
прослушанной
музыки.

Знать основные моменты
творчества Ф.Шопена,
к повлиявшие на создание
тех
или
иных
и

Проводить
интонационнообразный
анализ
музыкальных
произведений.

20

Ночной
пейзаж.
Ноктюрн.

Контраст
музыкальных
образов,
воплощенных
в
различных жанрах
фортепианной
миниатюры
(прелюдиях, вальсах,
мазурках, полонезах,
этюдах).
Инструментальная
баллада
–
жанр
романтического
искусства.

принадлежность
произведений,
выявлять единство
родного,
национального
и
общечеловеческого
.

Жанр
камерной
музыки – ноктюрн.
Образы
«Ночной
музыки».
Музыка- выражение
личных
чувст
композитора.
Картинная галерея.
Ф.Шопен
«Ноктюрн»
фа
минор.

Актуализация
имеющихся знаний
и
слуховых
представлений
о
жанре ноктюрна в
творчестве
различных
композиторов.

ценностям другого
народа;
Построение
логического
рассуждения,
умозаключения
в
процессе
интонационнообразного
и
жанрово-стилевого
анализа
произведений
ф.Шопена;
Ориентация
в
информационных
потоках с целью
отбора музыкальной
и
другой
художественной
информации,
распространяемой по
каналам СМИ.
Установление
аналогий,
классификация,
самостоятельный
выбор критериев для
классификации,
установления
причинноследственных связей,
построения
логических

музыкальных
произведений;
различные
фортепианной
миниатюры.

жанры

Знать понятие ноктюрн.
Уметь
проводить
интонационно-образный
анализ музыки;
-выявлять
средства
художественной
выразительности.

Соотносить основные
образноэмоциональные сферы
музыки,
специфические
особенности
произведений разных
жанров.
Передавать
в
собственном
исполнении (пении,
игре на инструментах,

П.И.Чайковский
«Ноктюрн» до-диез
минор.
А.П.Бородин
«Ноктюрн»
из
квартета №2.

21
22

23

Инструмен
тальный
концерт

Зарождение
и
развитие
жанра
камерной музыки –
инструментального
концерта.
Различные
виды
концерта,
программная
музыка. А. Вивальди
«Весна» (из цикла
2времена
года»).
И.Бах «Итальянский
концерт».
Особенности стиля
барокко.

рассуждений,
умозаключений,
выводов
об
особенностях жанра
ноктюрна.

Уважительное
отношение к иному
мнению, истории и
культуре
других
народов;
готовность
и
способность вести
диалог с другими
людьми и достигать
в
нем
взаимопонимания;
этические чувства
доброжелательност
и и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимание чувств
других людей и
сопереживание им.

Совершенствование
учебных
действий
самостоятельной
работы
с
музыкальной и иной
художественной
информацией,
инициирование
взаимодействия
в
группе, коллективе;
оценка воздействия
музыки
разных
жанров и стилей на
собственное
отношение к ней,
представленное
в
музыкальнотворческой
деятельности
(индивидуальной и
коллективной);
Космическ Стилевое
Развитие
Расширение
с
ий пейзаж. многообразие
эстетического
помощью Интернета
Быть
музыки ХХ столетия. сознания
через представлений
о
может вся
освоение
концертно-

музыкальнопластическом
движении) различные
музыкальные образы.

Знать
понятие
инструментальный
концерт,
особенности
стиля барокко;
Уметь называть полные
имена
композиторов:
А.Вивальди и И.Бах;
проводить
интонационно-образный
анализ
музыкальных
произведений;
-определять
форму,
сопоставлять
поэтические
и
музыкальные
произведения.

Определять
тембры
музыкальных
инструментов,
определять
выразительные
и
изобразительные
образы в музыке;
Передавать
настроение музыки в
пении, музыкальнопластическом
движении, рисунке.

Осознать
взаимопроникновение и
смысловое
единство
слова,
музыки,

Осмысление
новых
средств музыкальной
выразительности
в
процессе

природа
мозаика
цветов.

24
25

– Образ-пейзаж.
Приемы
развития
современной
музыки.
Выразительность и
изобразительность в
музыке.
Контраст
образных
сфер.
Моделирование
ситуации восприятия
не
программного
произведения.
Выразительные
возможности
электромузыкальног
о
инструмента.
Выразительность и
изобразительность в
музыке.
Ч.Айвз
«Космический
пейзаж».
Э. Артемьев
«Мозаика».

Образы
симфониче
ской
музыки.
«Метель».
Музыкальн
ые
иллюстрац
ии
к
повести

Стилевое
многообразие
музыки ХХ столетия:
развитие традиций
русской
классической
музыкальной школы.
Образы
русской
природы в музыке
Г.Свиридова.

художественного
наследия
других
стран;
Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
культурное,
языковое, духовное
многообразие
духовного мира.

музыкальных
традициях
разных
стран мира;
Развитие
умений
речевого
высказывания,
диалога, дискуссии
при
усвоении
особенностей стиля,
музыкального языка
современных
произведений.

изобразительного
искусства, а также легкой
и серьезной музыки.
Знать
понятие:
синтезатор.
Уметь:
определять
форму
музыкального
произведения,
определять
тембры
музыкальных
инструментов,
определять
выразительные
и
изобразительные образы
в музыке, сопоставлять
поэтические
и
музыкальные
произведения.

интонационнообразного и жанровостилевого анализа;
Определять
по
характерным
признакам
принадлежность
музыкальных
произведений
к
соответствующему
жанру и стилю –
музыка классическая,
народная,
религиозная,
современная.

Эмоциональноценностное
отношение
к
шедеврам
отечественной
музыки;
Формирование
коммуникативной,
информационной,
социокультурной

Умение
самостоятельно
ставить
новые
учебные задачи на
основе
развития
познавательных
мотивов и интересов;
Осмысление
учебного материала,

Уметь:
проводить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
- определять форму,
приемы
развития
музыки, тембры;
- выявлять средства
выразительности

Осознание
русской
природы
музыки
Г.Свиридова;
Расширение
представлений
о
связях
музыки
и
литературы, освоение
возможностей
симфонического
оркестра в раскрытие

26

А.С.Пушки
на.

Возможности
симфонического
оркестра
в
раскрытии образов
литературного
произведения.
Стилистические
особенности
музыкального языка
Г.Свиридова.
Особенности
развития
музыкального образа
в
программной
музыке.
Фрагменты
музыкальных
иллюстраций к
повести Пушкина
«Тройка»
Г.Свиридова
«Метель»:
«Тройка»; «Вальс»;
«Весна и осень»;
«Романс»;
«Пастораль»;
«Военный марш»;
«Венчание».

компетенции,
собственной
позиции учащихся;
воспитание
нравственнодуховных
ценностей: семья,
долг, нравственный
выбор;
развитие
патриотических
чувств учащихся.

выделение главного,
анализ и синтез;
Оценивать
свои
возможности
в
решении творческих
задач.

музыкальных
инструментов;
применять
дирижерский жест для
передачи музыкальных
образов.

образов
литературного
сочинения;
Различать
виды
оркестра и группы
музыкальных
инструментов.

Симфониче
ское
развитие
музыкальн
ых образов.

Особенности
трактовки
драматической и
лирической сфер
музыки на примере
образцов камерной

Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в его
органичном
единстве
и

Формирование
умения
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно

Знать
понятия:
симфония,
сюита,
интерпретация,
трактовка.
Уметь:

Передавать
в
собственном
исполнении (пении,
музыкальнопластическом

«В печали
весел, а в
веселье
печален».
«Связь
времен».

инструментальной
музыки.
Особенности жанров
симфонии и
оркестровой сюиты.
Стилистические
особенности
музыкального языка
В.Моцарта и
П.И.Чайковского.
Сходство и различие
как основные
принципы
музыкального
развития,
построения
музыкальной формы.
Различные виды
контраста. Контраст
как сопоставление
внутренне
противоречивых
состояний.
Интерпретация и
обработка
классической
музыки.
В. А. Моцарт
«Симфония № 40».
П И.Чайковский
«Моцартиана»,
оркестровая сюита
№4.

разнообразии
природы, народов,
культур и религий;
Ответственное
отношение
к
учению, готовность
и способность к
саморазвитию на
основе мотивации к
обучению
и
познанию;
Признание
ценности жизни во
всех
ее
проявлениях
и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения
к
окружающей среде.

устанавливать
причинноследственные связи,
строить логические
рассуждения
в
устной и письменной
форме;
взаимодействие
с
учителем,
сверстниками
в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного и
межкультурного
общения;
поиск
необходимой
для
выполнения учебных
действий
информации
в
Интернете.

- называть полные имена
композиторов:
В.Моцарт,
П.И.Чайковский;
проводить
интонационно-образный
анализ
музыкальных
произведений;
- определять тембры
музыкальных
инструментов.

движении) различные
музыкальные образы;
Различать
виды
оркестра и группы
музыкальных
инструментов;
Сравнивать,
анализировать,
высказывать
собственную
точку
зрения.

27

Программн
ая
увертюра.
Людвиг
Ван
Бетховен
«Эгмонт»

Знакомство с жанром
программной
увертюры
на
примере увертюры
Л. Ван Бетховена
«Эгмонт». Сонатная
форма.
Мир
героических образов
увертюры «Эгмонт».

Осмысление
Усвоение терминов и
взаимодействия
понятий
искусств
как музыкального языка
средства
и художественного
расширения
языка
различных
представлений
о видов искусства на
содержании
основе выявления их
музыкальных
общности и различий
образов,
их с
терминами
и
влиянии
на понятиями
духовнохудожественного
нравственное
языка других видов
становление
искусства;
личности.
Использование
интернета для поиска
дополнительной
информации
об
истории
создания
музыкальных
сочинений,
их
исполнителях.

Знать:
- понятия: увертюра,
программная музыка;
- строение сонатной
формы;
- имена зарубежных
композиторов:
Л.ван
Бетховен
и
его
произведения.
Умение
соотносить
эмоционально- образные
сферы
музыки,
особенности
их
сопоставления
и
развития.

Выявлять характерные
особенности
музыкальной формы
программной
увертюры, развитие
ассоциативнообразного мышления
на
основе
сопоставления музыки
с
литературными
текстами,
произведениями
живописи,
скульптуры;
Определять
тембры
музыкальных
инструментов
и
приемы музыкального
развития.

28

Увертюрафантазия
П.И.Чайко
вского
«Ромео и
Джульетта
»

Взаимосвязь музыки
и
литературы.
Воплощение
литературного
сюжета
в
программной
музыке. Закрепление
строения сонатной
формы. Контраст как
конфликтное
столкновение
противоборствующи
х сил. Обобщенные

Формирование
отношения
школьников к
вечной теме жизни
– любви – как
духовнонравственной
категории;
Личностное
освоение
содержания
музыкальных
образов

Знать:
-понятия: увертюра,
программная музыка;
- строение сонатной
формы;
- имена руских
композиторов:
П.И.Чайковский, и их
произведения.
Понимать значение
исполнительской
интерпретации в
воплощении

Выявлять связь
музыки с другими
видами искусства,
историей и жизнью,
определять приемы
развития и средства
выразительности;
Осуществлять
исследовательскую
художественноэстетическую
деятельность;

Стремление к
приобретению
музыкальнослухового опыта
общения с
известными и
новыми
музыкальными
произведениями
различных жанров,
стилей народной и
профессиональной
музыки, познанию

образы добра и зла,
любви
и
вражды.П.И.
Чайковский.
Увертюра-фантазия
«Ромео
и
Джульетта».
Н.Рота, сл.
Л.Дербенева «Слова
любви» из к/ф
«Ромео и
Джульетта».

29
31

Мир
музыкальн
ого театра.

Взаимопроникновен
ия
«легкой»
и
«серьезной» музыки,
особенности
их
взаимоотношения в
различных пластах
современного
музыкального
искусства: мюзикл,
рок-опера.
Интерпретация
литературного
произведения
в
различных
музыкальнотеатральных жанрах:
опере,
балете,
мюзикле.
Взаимопроникновен
ие
и
смысловое
взаимодействие

(лирических,
эпических,
драматических) на
основе поиска их
жизненного
содержания,
широких
ассоциативных
связей музыки с
другими видами
искусства.

приемов развития
музыкальных
образов,
особенностей их
музыкального языка;
Расширение
представлений о
связях музыки с
другими видами
искусства на основе
художественнотворческой,
исследовательской
деятельности.
Понимание
Умение
социальных
самостоятельно
функций музыки
ставить новые
(познавательной,
учебные задачи на
коммуникативной, основе развития
эстетической,
познавательных
практической,
мотивов и
воспитательной,
интересов;
зрелищной и др.) в Умение определять
жизни людей,
понятия, обобщать,
общества, в своей
устанавливать
жизни;
аналогии,
Ответственное
классифицировать,
отношение к
самостоятельно
учению, готовность выбирать основания
и способность к
и критерии для
саморазвитию,
классификации;
самообразованию
умение
на основе
устанавливать
мотивации к
причинноследственные связи;

художественного
замысла композитора.

Оценивать
собственную
музыкальнотворческую
деятельность.

Знать:
-понятия: опер, балет,
мюзикл, ария, хор,
ансамбль, солисты;
- имена русских и
современных
композиторов:
С.С.Прокофьев,
П.И.Чайковский,
А.Журбин и их
произведения;
Уметь определять
форму, приемы развития
и средства
выразительности
музыки.

Проводить
интонационнообразный анализ
музыкальных
произведений;
Размышлять омузыке,
выражать
собственную позицию
относительно
прослушанной
музыки;
Узнавать на слух
изученные
произведения русской
и зарубежной
классики,
произведения
современных
композиторов;
Выразительно
исполнять песни.

32
34

Образы
киномузык
и.

слова,
музыки,
сценического
действия,
хореографии и т.д.
Метод
острых
контрастных
сопоставлений как
один из сильнейших
драматургических
приемов.
Фрагменты балета
С.С. Прокофьева
«Ромео и
Джульетта».
Фрагменты из
оперы К Глюка
«Орфей и
Эвридика»: «Хор
пастухов и
пастушек»; ария
Орфея «Потерял я
Эвридику».
Фрагменты из рокоперы
А.Журбина
«Орфей и Эвридика».
Взаимопроникновен
ие
«легкой»
и
«серьезной» музыки,
особенности
их
взаимоотношения в
различных пластах
современного
музыкального
искусства.

обучению и
познанию.

размышлять,
рассуждать и делать
выводы.

Осознание
социальных
функций
киноискусства в
распространении
шедевров
музыкальной
классики в жизни
отдельного

Развитие
критического
мышления в
процессе написания
эссе, сочинений
после просмотра
киноверсий
музыкальных
сочинений;

Знать:
-понятия: вокальная и
инструментальная
музыка;
- имена композиторов:
Н.Рота, Л.Бернстайна,
С.Прокофьева,
И.Дунаевского и их
произведения;

Определять по
характерным
признакам
принадлежность
музыкальных
произведений к
соответствующему
жанру и стилю –
музыка классическая,
народная,

Интерпретация
литературного
произведения
в
различных
музыкальнотеатральных жанрах:
опере,
балете,
мюзикле.
Современная
трактовка
классических
сюжетов и образов:
мюзикл, рок-опера,
киномузыка.
Взаимопроникновен
ие
и
смысловое
взаимодействие
слова,
музыки,
сценического
действия,
хореографии и т.д.
Метод
острых
контрастных
сопоставлений как
один из сильнейших
драматургических
приемов.
Н. Рота. Тема любви
из к/ф «Ромео и
Джульетта»
К.Армстронг
Музыка из к/ф
«Ромео и
Джульетта»:
«Песня

человека и
общества в целом;
Эстетические
потребности,
ценности и чувства,
эстетическое
сознание как
результат освоения
художественного
наследия народов
России и мира,
творческой
деятельности
музыкальноэстетического
характера.

Формирование
позитивного
отношения к мнению
других людей,
умение вести диалог;
Поиск в Интернете
других версий
музыкальносценических
произведений на
сюжет трагедии
«Ромео и
Джульетта».

Проводить
интонационно-образный
анализ;
Определять форму
музыкального
произведения.

религиозная,
современная;
Выразительно
исполнять песни;
Осуществлять
исследовательскую
художественноэстетическую
деятельность.

Джульетты»; хор;
дуэт Ромео и
Джульетты; сцена
на балконе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».