Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа»
_____________________ Крылова В.В.
«1» сентября 2023г.
Рабочая программа педагога
Дурышевой Любови Ивановны,
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя по технологии,
по технологии
(наименование учебного предмета \ курса)
8 класс
(ступень образования \ класс)
2023-2024г
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Технология 8 класс» - Дурышева Любовь Ивановна, учитель технологии
Пояснительная записка
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля
2011 г. Регистрационный N 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в действующей редакции);
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного общего образования (новая редакция) МБОУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа», рассмотренная на педагогическом совете и утверждена приказом директора;
Примерная программа по технологии для учащихся 8 класса, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Технология. Программа. 5-8 классы, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования
Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: Н.В.Синица, П.С.Самородский.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов,
информации, объектов природной среды.
Данная программа является комбинированной и изучается по трем направлениям:
Индустриальные технологии,
Технологии ведения дома
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что
изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических
сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным
образовательным линиям:
Технологическая культура производства,
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом
предполагается, что перед выполнением практической работы, обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического
материала.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, практические работы.
Программой предусмотрено построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала
учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на
потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи
с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений;
с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов и пищевых продуктов;
с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов,
видов современных технологий;
с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся :
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья,
энергии, труда;
экологическими требованиями к технологиям;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов,
механизмов, приспособлений, машин);
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, технологической дисциплиной, культурой труда;
информационными технологиями в сфере услуг;
овладеют:
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и
природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в
различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации; выбора, проектирования, конструирования,
моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий,
соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами,
приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных
технологий;
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет
обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, называемой техносферой и
являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения МОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа» на этапе
основного общего образования включает 238 часов для обязательного изучения образовательной области «Технология».
В том числе
в 8-м классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю.
С учетом общих требований ФГОС ООО второго поколения, изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование способности придавать экологической направленности любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое
мышление в разных формах деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения
перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном
выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера; формирование индивидуально-лично
стных позиций обучающихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной
деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного
применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и
выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов
своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной
познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой
деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов
познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил
культуры груда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по
принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности
культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации,
природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных
средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектноисследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под
руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и
области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование
учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической
документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при
обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
планирование процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов,
приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования,
конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и
технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой
и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных
и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая
оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов
труда; .
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно трудовой
деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической
культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере :
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования
изделий;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта
труда и оптимальное планирование работ;
опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и
уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно
владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и
способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со
сверстниками и учителями;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решении различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере :
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и
механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при
многократном повторении движений в процессе выполнения работ;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
8 класс
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема: Экология жилища
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в
городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Ознакомление с системой фильтрации воды
(на лабораторном стенде). Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Тема: Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы
и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома.
Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.
Раздел «Электротехника»
Тема: Бытовые электроприборы.
Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы,
их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на
кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила
безопасного пользования бытовыми электроприборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.
Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин-автоматов,
электрических вытяжных устройств.
Электронные приборы: телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока их службы и поломка при скачках
напряжения. Способ защиты приборов от скачков напряжения.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной
розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп. Ознакомление с
устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, электрического фена. Изучение способов защиты электронных приборов
от скачков напряжения.
Тема: Электромонтажные и сборочные технологии
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и
приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа
и соединений установочных проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простой электрической схемы.
Тема: Электротехнические устройства с элементами автоматики
Теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной
электропроводки. Подключение бытовых приёмииков электрической энергии.
Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного
включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики. Влияние электротехнических и электронных
приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение схем квартирной электропроводки. Определение расхода и стоимости
электроэнергии за месяц. Ознакомление с устройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
Раздел «Семейная экономика»
Тема Бюджет семьи
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и
оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.
Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных
потребностей семьи.
Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты
прав потребителей.
Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор
возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка
потребительских товаров.
Практические работы. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование
недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов
в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства
по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности
предприятия.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Тема: Сферы производства и разделение груда
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные
подразделения производственного предприятия.
Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы,
влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Тема Профессиональное образование и профессиональная карьера
Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в
регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Классификация профессии. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и
способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы
и ценностные ориентации самоопределения.
Источники получения информации о профессиях, путях и уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма
профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры и профессиональной деятельности.
Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми
профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном
рынке труда.
Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика
склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической
подготовки к предполагаемой профессии.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема: Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей.
Реализация проекта. Оценка проекта. Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по
проблеме, формирование базы данных.
Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием
компьютера.
Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации. Варианты творческих
проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» и др. Сроки
реализации программы: 2018-2021 учебные годы
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития обществ формирование целостного представления о техносфере,
сущности технологической культуры и культуры труда.Уяснение социальных и экологических последствий развитие технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и
эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования использования информации, оценивать возможности и области
применения средств инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемым технологиями, их востребованности на рынке труда.
Система оценки результатов
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
Устный контроль включает методы:
o индивидуального опроса,
o фронтального опроса,
o устных зачетов(защита проектов)
Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему,
показывать его умение применять определения и правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимание изученного материала;
3) грамотность изложения ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и грамотности изложения ответа.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в грамотности изложения ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2»
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),
при условии, если в процессе урока не только заслушивались его ответы, но и осуществлялась проверка умения применять знания на практике.
Метод проектов.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке
проекта учитывается целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полнота пояснительной записки,
аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Последовательность работы над проектом представлена в таблице 1, 2.
Карта оценки проекта представлена в таблице 3.
Таблица 1.
Творческая работа.
Для чего и кому нужен проект?
Что будем делать?
Как делать?
Воплощаем замысел!
Что делали и как?
1-й этап. Разработка проекта
1.Сделать подарок.
2.Подготовиться к празднику.
3.Что-то другое.
1.Обсуждаем и выбираем изделие (-я).
2.Определяем конструкцию изделия.
3.Подбираем подходящие материалы.
4.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
5.Выбираем лучший вариант.
1.Подбираем технологию выполнения.
2.Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их
решение.
3.Подбираем инструменты, материалы.
4. Организовываем рабочее место.
2-й этап. Выполнение проекта
1.Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
2.Изготавливаем изделие.
3.Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.
Таблица 2.
Информационный проект.
Для чего и кому нужен проект?
Что будем делать?
Как делать?
Воплощаем замысел!
Что делали и как?
1-й этап. Разработка проекта
1.Выступить перед школьниками.
2.Выступить перед взрослыми.
3.Что-то другое
1.Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
2.Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета,
компьютерная презентация).
3.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.
1.Решаем, где искать информацию.
2.Продумываем возможные проблемы и их решение.
3.Подбираем материалы, инструменты, технические средства.
2-й этап. Выполнение проекта
1.Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).
2.Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии, интернет).
З.Оформляем информационный проект.
4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).
3-й этап. Защита проекта
1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.
Таблица 3.
Самооценка
Оценка
учителя
Оценка
учащихся
Итого
Общее количество баллов за проект ____________
Отметка ____________________________________
Умение работать в
группе
Практическое
применение проекта
Использование
дополнительной
литературы
Процесс работы над проектом (по 5 баллов)
Творчество
Ответы на вопросы
(5 баллов)
Защита
Представление
(5 баллов)
Оформление (5 баллов)
Достижение
Дата защиты: ______________________
Тема проекта: ______________________________________________________
Цель проекта:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________
Шкала оценок:
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект.
Письменный контроль предполагает:
Тестирование.
На современном этапе при оценке знаний используется такая формы контроля, как тестирование.
Эти виды контроля можно использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам). Выполнение проверочных
заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов, или по итогам года.
Критерии оценок по результатам выполнения теста.
Ошибки:
0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более ошибок – «2»
Практические работы.
Критерии оценивания практических работ
При оценке практических работ по технологии учитываются:
уровень знаний теоретических вопросов и умение применять их в практической работе;
степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы;
соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;
качество выполненной работы и др.
Критерии оценки знаний представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Технологичес-кие
требования
Качество выполненной
работы
«5»
«4»
«3»
«2»
Изделие выполнено
точно по чертежу, все
размеры выдержаны;
отделка выполнена в
соответствии с
требованиями ИК или по
образцу
Изделие выполнено по
чертежу, размеры
выдержаны, но качество
отделки ниже требуемого
Изделие выполнено по
чертежу с небольшими
отклонениями; качество
отделки удовлетворительно
Изделие выполнено с
отступлениями от
чертежа; качество
изделия не соответствует
ИК или образцу.
Дополнитель-ная
доработка не может
восстановить годность
изделия
Затраты времени на
выполнение работы
Ученик уложился в
норму или затратил
времени меньше, чем
установлено по норме
На выполнение задания
затрачено времени не более
установленного по норме
На выполнение задания
затрачено времени больше
чем предусмотрено по
норме, но не более 25 %
На выполнение задания
превышение времени
составляет более 25 %
Соблюдение технологии
при выполнении работы
Работа выполнялась в
соответствии с
технологией с
соблюдением
последовательности
операций
Работа выполнялась в
соответствии с технологией;
отклонения от указанной
последовательности не
имели принципиального
значения
Задание выполнялось с
отклонениями от
технологии, но эти
отклонения не привели к
окончательному браку
изделия (детали)
Обработка изделия
(детали) выполнялась с
грубыми отклонениями
от технологии,
применялись не
предусмот-ренные
операции. Изделие
вышло в брак
Соблюдение правил
техники безопасности и
санитарно-гигиенических СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
требований
ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕГДА И ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРА
ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ. НАРУШЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОК ПЛАНИРОВАНИЕ
условные обозначения, используемые в таблице:
КУ – комбинированный урок
ФНУ- урок формирования новых умений
КК – урок контроля и коррекции ЗУ
ИНЗ – урок изучения новых знаний
ПП– урок практического применения ЗУ
ПР – практическая работа
ОСИ – урок обобщения и систематизации изученного ЗСТ – здоровьесберегающая технология
ЛР – лабораторная работа
к/п– компьютерная слайдовая презентация
ТР – творческая работа
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
принятие учебной цели;
сравнение;
умение отвечать на вопросы,
самопознание;
рассуждать,
описывать
выбор способов деятельности;
анализ;
самооценка;
явления,
действия
и
т.п.
планирование
организации
систематизация;
личная ответствен
умение выделять главное из
контроля труда;
ность;
мыслительный эксперимент;
прочитанного;
организация рабочего места;
адекватное реагиро
практическая работа;
слушать
и
слышать
вание
на трудности
выполнение правил гигиены
усвоение информации с помощью
собеседника,
учителя;
учебного труда.
компьютера;
задавать вопросы на
работа со справочной литературой;
понимание, обобщение
работа
с
дополнительной
литературой
№
раздел,
колдата
освоение предметных знаний
вид деятельности
Оборудова педагоги
тип
п/п
учебная тема
во план факт
(базовые понятия)
обучающихся
ние
ческая
урока
часов
урока
техноло
гия
1. Творческая проектная деятельность (вводная часть) – 2часа
Первая четверть
1
Проектная
деятельность
классе.
2
Проектная
деятельность
классе
в
в
1
Цель и задачи проектной дея
тельности в 8 классе. Составные
части годового
творческого
проекта Цель и задачи изучения
предмета «Технология» в 8
классе. Вводный инструктаж по
охране труда.
1
Умение работать с тестовым
- Работа с тестовым материалом
проверочным материалом
8
8
- Участие в беседе по теме;
к/п «Творчес
- Усвоение основных определений и кий проект»
понятий по теме;
- Ознакомление с содержанием проек
тной деятельности в 8-м классе
ЗСТ;
Проектно
го
КУ
обучения
ИКТ
Технол-я
тестового КК
контроля
2. Технологии домашнего хозяйства – 3 часа
3
1
Системы
коммуникации
жилища
4
1
Современные
системы
фильтрации воды. Система
безопасности
жилища.
Приточно-вытяжная
система
вентиляции в помещении
1
Схемы горячего и холодного
водоснабжения в доме. Система
канализации
в
доме.
Мусоропроводы
и
мусоросборники.
Работа
счетчика расхода воды. Способы
определения
расхода
и
стоимости
расхода
воды.
Утилизация
сточных
вод
системы
водоснабжения
и
канализации.
Экологические
проблемы, связанные с их
утилизацией
Экология жилища
5
Характеристика
основных
элементов
систем
энергоснабжения,
теплоснабжения, водопровода и
канализации в городском и
сельском
(дачном)
домах.
Правила их эксплуатации.
Технологии ремонта
элементов
систем
водоснабжения
и
канализации
ИКТ
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Выполнение электронной презента
ции «Экология жилища»
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Ознакомление с системой фильтра
ции воды
к/п
«Коммуника
ции
жилого
дома»
к/п
«Современн
ые системы
фильтрации
воды»
ИНЗ
ИКТ
ЗСТ
развиваю
ИНЗ
щего
обучения
развиваю
щего
обучения
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение расхода и стоимости
расхода воды
ИНЗ
3. Электротехника – 6 часов
6
Применение
электрической
энергии
1
в
Применение
электрической - Участие в беседе по теме;
ИКТ
к/п
энергии в промышленности и на - Усвоение основных определений и
ЗСТ
ИНЗ
«Электричес
транспорте
понятий по теме;
развиваю
промышленности
на транспорте
7
и
1
Применение
электрической
энергии в быту
8
1
Электрические
бытовые приборы
9
1
Электромонтажные
и сборочные
технологии
Электронагревательные приборы,
их характеристики по мощности и
рабочему напряжению. Виды
электронагревательных приборов. Пути экономии электри
ческой энергии в быту. Правила
безопасного пользования быто
выми электроприборами.
Устройство и принцип действия
электрического фена для сушки
волос.
Общие
сведения о
принципе работы, видах и
правилах эксплуатации бытовых
холодильников и стиральных
машин-автоматов, электрических
вытяжных
устройств.
Электронные приборы: телеви
зоры,
музыкальные
центры,
компьютеры,
часы
и
др.
Сокращение срока их службы и
поломка при скачках напряжения.
Способ защиты приборов от
скачков напряжения.
Общее понятие об электри
ческом
токе,
силе
тока,
напряжении и сопротивлении.
Виды источников тока и
приёмников
электрической
энергии. Условные графические
изображения на электрических
кая энергия щего
в промыш- обучения
ленности и
на
транспорте»
ИКТ
- Участие в беседе по теме;
ЗСТ
- Усвоение основных определений и к/п
развиваю
понятий по теме;
«Электричес щего
ИНЗ
- Правила безопасного пользования кая энергия в обучения
бытовыми электроприборами
быту»
- Соблюдение правил ТБ
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Оценка допустимой суммарной
мощности электроприборов,
подключаемых к одной розетке
- Соблюдение правил ТБ
ИКТ
ЗСТ
развиваю
щего
обучения
к/п
«Электрические
бытовые
приборы»
ИНЗ
ИКТ
- Участие в беседе по теме;
развиваю
к/п
- Усвоение основных определений и
щего
«Электромо
понятий по теме;
обучения ИНЗ
нтажные
- Чтение простой электрической схемы
технологии»
- Соблюдение правил ТБ
схемах. Приёмы монтажа и
соединений
установочных
проводов
и
установочных
изделий. Профессии, связанные
с выполнением электромонтаж
ных и наладочных работ.
Вторая четверть
10
1
Электротехнические
устройства с
элементами
автоматики
11
1
Бытовые
электротехнические
приборы с
элементами
автоматики
Принципы работы и способы
подключения
плавких
и
автоматических предохраните
лей. Подключение бытовых
приёмников
электрической
энергии.
Работа
счётчика
электрической
энергии.
Способы определения расхода и
стоимости
электрической
энергии.
Возможность
одновременного
включения
нескольких бытовых приборов
сеть с учётом их мощности. Пути
экономии
электрической
энергии.
Устройство и принцип работы
бытового электрического утюга
с элементами автоматики. Влия
ние
электротехнических
и
электронных приборов на
здоровье человека. Правила
безопасной
работы
с
электроустановками
и
при
выполнении электромонтажных
работ. Профессии, связанные с
производством, эксплуатацией и
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и к/п
понятий по теме;
«Электричес
- Подключение бытовых приёмниковкие
электрической энергии;
устройства с
- Определение расхода и стоимости элементами
электрической энергии.
автоматики»
- Соблюдение правил ТБ
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение рас хода и стоимости
электроэнергии за месяц.
- Ознакомление с устройством и
принципом работы бытового
электрического утюта с элементами
автоматики.
к/п
«Бытовые
электропри
боры»
ИКТ
развиваю
щего
обучени
я
ИНЗ
ИКТ
развиваю
щего
обучени
я
ИНЗ
обслуживанием
электротехни
ческих
и
электронных
устройств.
4. Семейная экономика – 8 часов
12
1
Источники семейных
доходов
и бюджет семьи.
13
1
Технология
построения
семейного бюджета.
14
1
Технология
совершения покупок.
15
1
Технология ведения
бизнеса.
Источники семейных доходов
и бюджет семьи. Способы
выявления потребностей семьи.
Минимальные и оптимальные
потребности. Потребительская
корзина одного человека и
членов семьи.
Технология
построения
семейного бюджета. Доходы
расходы семьи. Рациональное
планирование расходов на ос
нове актуальных потребностей
семьи.
Технология
совершения
покупок.
Потребительские
качества товаров и услуг.
Правила
поведения
при
совершении покупки. Способы
защиты прав потребителей.
Технология ведения бизнеса.
Оценка возможностей предпри
нимательской деятельности для
пополнения семейного бюджета.
Выбор возможного объекта или
услуги для предпринимательс
кой деятельности на основе
анализа потребностей местного
населения и рынка потреби
тельских товаров
ИКТ
- Участие в беседе по теме;
к/п
развиваю
- Усвоение основных определений и «Источники
щего
понятий по теме;
семейных
обучения ИНЗ
- Оценка имеющихся и возможных доходов и
источников доходов семьи.
бюджет
-Анализ потребностей членов семьи. семьи»
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и к/п
понятий по теме;
«Построение
- Планирование недельных, месячныхсемейного
и
годовых расходов семьи с учётом её бюджета»
состава.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Анализ качества и потребительских
свойств товаров.
- Выбор способа совершения покупки.
ИКТ
развиваю
щего
ИНЗ
обучения ЛПР
развиваю
щего
обучения
ФНУ
развиваю
щего
обучения
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Соблюдение правил ТБ
КУ
16
Практическая работа
1
Умение работать с проверочным
- Работа с материалом
материалом
17
Мини-проект
«Планирование
возможной индивиду
альной
трудовой
деятельности»
1
- Планирование творческой деятель
Проблемная ситуация. Цель и ности
задачи проекта. Исследование. - обоснование объектов и услуг,
Самооценка.
- примерная оценка доходности
предприятия
Технол-я
КК
контроля
Техноля
проектн.
ПП
обучени
я
Третья четверть
18
1
Выбор способа совершения
покупки. Изучение отдельных
положений законодательства по
правам потребителей.
Права потребителей
19
Повторительнообобщающий урок
по теме «Семейная
экономика»
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Изучение отдельных положений
законодательства по правам потребителей.
1
Умение работать с тестовым
- Работа с тестовым материалом
проверочным материалом
развиваю
щего
обучени
ИНЗ
я
Технол-я
тестового
контроля КК
5. Современное производство и профессиональное самоопределение - 5 часов
20
1
Сферы и отрасли
современного
производства.
21
Понятие о профес
сии, специальности,
квалификации и ком
1
Сферы и отрасли современного
производства. Основные составляющие производства. Основные
структурные
подразделения
производственного предприятия.
Влияние техники и технологий на
виды, содержание и уровень
квалификации
труда.
Уровни
квалификации и уровни образова
ния. Факторы, влияющие на
уровень оплаты труда
Понятие о профессии, специаль
ности, квалификации и компетент
ности работника.
ИКТ
к/п «Сферы
и отрасли
- Участие в беседе по теме;
современног
- Усвоение основных определений и
о
понятий по теме;
производств
а
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных приемов работы
по теме;
ИНЗ
развиваю
щего
ИНЗ
обучения
петентности работни
ка.
22
1
Профессия в жизни
человека
23
1
Информация
профессиях
о
24
1
Диагностика
склонностей
и
качеств личности.
Роль профессии в жизни человека.
Виды массовых профессий сферы
индустриального производства и
сервиса в регионе. Региональный
рынок труда и его конъюнктура.
Специальность,
производитель
ность
и
оплата
труда.
Классификация
профессии.
Внутренний мир человека и
профессиональное самоопределе
ние. Профессиональные интересы,
склонности и способности.
Источники получения информации
о профессиях, путях и уровнях
профессионального образования.
Профессиограмма и психограмма
профессии. Выбор по справочнику
профессионального
учебного
заведения, характеристика условий
поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры
и профессиональной дея
тельности. Здоровье и выбор
профессии.
Диагностика и самодиагностика
профессиональной пригодности к
выбранному виду профессиональ
ной деятельности. Мотивы и
ценностные
ориентации
самоопределения.
Диагностика склонностей и качеств
личности. Построение планов
ИКТ
- Участие в беседе по теме;
к/п
- Усвоение основных определений и
«Профессия
понятий по теме;
в жизни
человека»
ИНЗ
ИКТ
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных приемов работы
по теме;
- Поиск информации в различных
источниках, включая Интернет, о
возможностях получения профес
сионального образования.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Диагностика и самодиагностика
профессиональной пригодности
к выбранному виду профессиональной деятельности
ИНЗ
развиваю
щего
обучени
я
ОСИ
ЛПР
профессионального образования и
трудоустройства.
6. Творческая проектная деятельность (завершение) – 10 часов
25
1
История старинного
рукоделия. Плетение
из
бумаги.
Технология
плетения из бумаги.
Поисковый
(подготовительный)
этап
выполнения
проекта
26
Краткие сведения из истории
старинного
рукоделия.
Инструменты и материалы для
выполнения декоративного изде
лия. ТБ. Технология изготовления
декоративно-прикладного изделия.
Использование
природных
материалов. Выбор темы проекта,
обоснование
необходимости
изготовления
изделия.
Формулирование требований к
проектируемому
изделию.
Предложение
возможных
вариантов изделия и выбор
лучшего
к/п
«Плетение
- Участие в беседе по теме;
из бумаги»
- Усвоение основных определенийк/п
и
понятий по теме;
«Ученическ
- Соблюдение правил ТБ
ий
творческий
проект»
1
Создание эскиза
проектного изделия
Работа с каталогами,
литературой, Интернетом
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Соблюдение правил ТБ
Техноля
проектн.
Обучени
я
ИКТ
ИНЗ
Техноля
проектн.
обучени
я
ТР
Четвёртая четверть
2728
29
Составление
технологической
карты. Изготовление
изделия
2
Художественное
оформление изделия.
ДОИ и ООИ
1
- Участие в беседе по теме;
Составление
технологической - Усвоение основных операций
карты выполнения изделия.
по теме
- Соблюдение правил ТБ
Значимость
художественного - Участие в беседе по теме;
оформления изделия. Соответствие - Усвоение основных приемов
отделки назначению. Современные Работы по теме
Технолк/п
я
«Технологич проектн.
еская карта» обучени
я
Техноля
проектн.
ТР
ТР
материалы отделки и перспективы - Соблюдение правил ТБ
их применения. Виды и способы
оформления готового изделия.
Уход за изделием. Правила
безопасного труда Декоративная
отделка изделия, окончательная
отделка изделия
30
1
Аналитический этап
выполнения проекта
31
Экономическое
и
экологическое
обоснование
творческого проекта
32
Анализ проектного
Самооценка
1
- Участие в беседе по теме;
ДОИ и ООИ при выполнении - Усвоение основных приемов работы
художественно-прикладных работ. по теме;
- Соблюдение правил ТБ
Оформление проекта
1
Презентация проектной деятельности.
Способы
презентации
-Оценивание выполненной работы
творческих
проектов.
Защита
творческого проекта.
Защита проектов
34
1
Презентация проектной деятельности.
Способы
презентации
- Оценивание выполненной работы
творческих
проектов.
Защита
творческого проекта.
Защита проектов
всего:
Итого:
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных приемов работы
по теме
Расчет
стоимости
изделия.
- Участие в беседе по теме;
Экологическое
обоснование.
- Усвоение основных приемов работы
Реклама. Выполнение творческого
по теме;
проекта.
1
33
материала.
34
34 часа
обучени
я
Техноля
проектн.
обучени
я
Техноля
проектн.
обучени
я
Техноля
проектн.
обучени
я
Техноля
проектн.
обучени
я
Техноля
проектн.
обучени
я
ПП
ПП
ПП
КК
КК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Б. А. Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : ВентанаГраф, 2013.
2. Основы кулинарии : учебник для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Ермакова. -М. : Просвещение, 2000.
3. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М. :
Просвещение, 2006.
Дополнительная литература для учителя
1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек / И. П. Арефьев. - М. : Школьная пресса, 2005.
2. Афанасьев, А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М. : Культура и традиции, 2002.
3. Баландина, Л. Н. Астры из пластмассовых упаковок / Л. Н. Баландина // Школа и производство. - 2006. - № 4. - С. 50.
4. Баранникова, Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранникова // Школа и производство. - 1991. -№ 12.-С. 25.
5. Баранникова, Л. А. Приготовление сладких блюд и напитков из плодов дикорастущих растений / Л. А. Баранникова // Школа и
производство. - 1998. - № 4. - С. 65.
6. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие /
A. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М. : Дрофа, 2007.
7. Блинова, О. С. Прорезной металл с элементами рельефной металлопластики / О. С. Блинова // Школа и производство. - 2008. - № 4. - С. 28.
8. Василъченко, Е. В. Кулинарные работы и методика их проведения / Е. В. Васильченко // Школа и производство. - 1991. -№ 4. - С. 45.
9. Веркина, Н. К. Блюда из теста / Н. К. Веркина // Школа и производство. - 1993. - № 6. -С.41.
10. Гуревич, Р. С. Кроссворды по трудовому обучению / Р. С. Гуревич // Школа и производство. - 1989. - № 9. - С. 75.
11. Еременко, Р. А. Вторая жизнь нестандартных бутылок / Р. А. Еременко // Школа и производство. - 2005. - № 7. - С. 51.
12. Загороднюк, В. П. Вторичное использование пластиковых емкостей / В. П. Загороднюк,
13. Я. Хацкевич // Школа и производство. - 1998. - № 3. - С. 84.
14. Зуева, Т. К. Оформление холодных блюд / Т. К. Зуева // Школа и производство. - 1996. -№ 4. - С. 70.
15. Исламов, Р. А. Конструирование из пластиковых бутылок / Р. А. Исламов // Школа и производство. - 2007. - № 8. - С. 60.
16. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по кулинарии. V класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. № 9-10. - С. 21.
17. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по обработке ткани. V класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. № 9-10. - С. 23.
18. Кузьмин, В. Н. Сувениры из пластика / В. Н. Кузьмин // Школа и производство. - 2003. -№3.-С. 28.
19. Лазарева, Т. Ф. Комнатные растения в интерьере жилого дома / Т. Ф. Лазарева, С. И. Ки-перман // Школа и производство. - 1997. - № 1. - С. 75.
20. Лиманская, Н. А. Подбор и выращивание комнатных декоративных растений-суккулентов / Н. А. Лиманская // Школа и производство. - 2010.
- № 3. - С. 21.
21. Максимов, Н, А. Освещение в быту / Н. А. Максимов // Школа и производство. - 1989. -№3.-С. 31.
22. Максимова, Н. Г. Анималистика в объемной металлопластике / Н. Г. Максимова // Школа и производство. - 2008. - № 5. - С. 29.
23. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву / Т. А. Матвеева. - М. : Высшая школа, 2001.
24. Махмутова, X. И. Декорирование изделий аппликацией из ткани / X. И, Махмутова // Школа и производство. - 2006. - № 6. - С. 42.
25. Махмутова, X. И. Оформление изделий в технике декупаж / X. И. Махмутова // Школа и производство. - 2008. - № 8. - С. 36.
26. Махмутова, X. И. Холодный батик / X. И. Махмутова // Школа и производство. - 1999. -№2.-С. 59.
27. Миронова, Г. П. Изготовление варенья из ягод и плодов / Г. П. Миронова // Школа и производство. - 1990. - № 11. - С. 29.
28. Мокрушина, Г. Г. Обед в походных условиях / Г. Г. Мокрушина // Школа и производство. - 2002. - № 7. - С. 49.
29. Молева, Г. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда) : [Опыт учителя сред. шк. № 16 г. Владимира] /
Г. А. Молева, И. А. Богданова // Школа и производство. - 2000. - № 3. - С. 33-35.
30. Мунщын, Л. И. Карточки с условными обозначениями элементов электрических цепей / Л. И. Муницын // Школа и производство. - 2001. - №
6. - С. 60.
31. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск : НМЦ «Технология», 2000.
32. Носкова, С. Ю. Цветочные композиции / С Ю . Носкова // Школа и производство. -2002. -№3.- С. 46.
33. Панфилова, Т. П. Салфетки для праздничного стола / Т. П. Панфилова // Школа и производство. - 2003. - № 5. - С. 50.
34. Панфилова, Т. Ф. Пластмасса - конструкционный материал / Т. Ф. Панфилова // Школа и производство. - 2003. - № 1. - С. 44.
35. Панфилова, Т. Ф. Поделки из фольги / Т. Ф. Панфилова // Школа и производство. -2002.-№6. -С. 45.
36. Петрукович, О. А. Проект «Озеленение пришкольной территории» / О. А. Петрукович // Школа и производство. - 2002. - № 8. - С. 35.
37. Плуэллин, М. Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона / Миллер Плуэл-лин. - М.: Центрополиграф, 2005.
38. Профориентация старшеклассников : сб. учеб.-метод. материалов / авт.-сост. Т. В. Черникова. - Волгоград : Учитель, 2006.
39. Рубис, А. И. Раздаточный материал по безопасности труда / А. И. Рубис // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 28.
40. Сальникова, Т. Н. Рамки для фотографий в технике рельефной пластики / Т. Н. Сальникова // Школа и производство. - 2005. - № 8. - С. 31.
41. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных
учреждениях Волгоградской области «Технология». - Волгоград : Учитель, 2006.
42. Семина, Н. Н. Кроссворд по теме «Шерстяные ткани» / Н. Н. Семина // Школа и производство. - 2003.-№ 2. - С. 74.
43. Славская, Г. Е. Оформление усадьбы цветами / Г. Е. Славская // Школа и производство. -1996. - № 5. - С. 52 ; № 6. - С. 76.
44. Это интересно: Соль // Школа и производство. - 1992. - № 2. - С. 57.
45. Сорокина, Н. В. Профилактические средства защиты растений / Н. В. Сорокина // Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 67.
46. Степанова, Т. Н. Декупаж на уроках технологии / Т. Н. Степанова // Школа и производство. - 2010. - № 2. - С. 48.
47. Степанский, В. И. Анкетные опросники для профориентационной беседы / В. И. Сте-панский // Школа и производство. - 1989. - № 5. - С.
18.
48. Технология : поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 классы / авт.-сост. Ю. А.
Жадаев, А. В. Жадаева. - Волгоград : Учитель, 2007.
49. Технология. 6 кл. (девочки) : поурочные планы по учеб. В. Д. Симоненко / авт.-сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель,
2004.
50. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981.
51. Хотунцев, Ю. Л. Экологическое обоснование и воспитание школьников на уроках технического труда в 5-7 классах / Ю. Л. Хотунцев, Н. И.
Нагибин // Школа и производство. - 2010. -№1.-С. 13.
52. Чистяков, Л. С. В помощь начинающему столяру / Л. С. Чистяков. - М. : Московский рабочий,1984,
53. Шидлаускене, В, В. Органолептический анализ пищевых продуктов и блюд из них /
54. В. Шидлаускене // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 48.
55. Шиленко, Е. Г. Рыбные блюда / Е. Г. Шиленко // Школа и производство. - 1993. - № 4. 56. Шинкарева, Г. А. Изготовление брелока, кулона, пряжки в технике выколотки / Г. А. Шинкарева // Школа и производство. - 2010. - № 3.
- С. 25.
57. Шумилкин, Н. Н. Декоративная игольница из жести / Н. Ы. Шумилкин // Школа и производство, - 2003. - № 2, - С. 33.
58. Щербакова, Л. П. О названиях тканей / Л. П. Щербакова // Школа и производство. -1992.-№2.-С. 53.
59. Яркова, И. В. Изделия из теста и их украшение / И. В. Яркова // Школа и производство. -2000,-№6.-С. 39.
60. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. - 2001. - № 5. - С, 50.