Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа»
_____________________ Крылова В.В.
«1» сентября 2023г.
Рабочая программа педагога
Дурышевой Любови Ивановны,
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя технологии,
по технологии
(наименование учебного предмета \ курса)
7 класс
(ступень образования \ класс)
2023-2024
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Технология 7 класс» - Дурышева Любовь Ивановна, учитель технологии
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 7 класса разработана на основе основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа» и авторской программы В.М. Казакевича
(Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. — 5—9 классы: учеб. пособие для обще
образовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М.: Просвещение, 2019. — 58 с.).
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Технология. 7 класс: учеб. для общеобразовательной организаций
/ (В.М. Казакевич и др.) ; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071668-0.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 ч. в неделю, итого 68 часов за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие
проекты по каждому разделу.
Цели обучения:
обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и
перспектив их развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в
разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными
инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой
техники;
овладение распространёнными обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания
продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за
результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских
и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений
своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
3
Задачи обучения:
формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся
функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;
углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю
или направлению профессионального труда;
расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ
наук;
воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к
самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;
ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.
Методы и формы решения поставленных задач
Методы обучения:
- словесные: лекция, рассказ, беседа;
- наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные, так и компьютерные;
- практические: выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),
самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером;
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования
долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля в ходе обучения: методы устного контроля (фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
компьютерное тестирование), методы письменного контроля (контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные
отчеты по практическим работам), самоконтроль путем устного воспроизведения изученного, самоконтроль путем письменного
воспроизведения изученного, самоконтроль путем работы с обучающими программами.
Формы обучения:
- общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая
работа, программное обучение, зачетный урок;
- групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие задания;
4
- индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные
упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с
обучающими программами за компьютером.
Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Личностные результаты:
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и их исполь¬зование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
5
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и
условиями деятельности.
Предметные результаты:
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов
живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения
технологий, проектирования и создания объектов труда;
владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной
информации;
владение методами творческой деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
способности планировать технологический процесс и процесс труда;
умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических
ресурсов;
умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса
потенциальных потребителей;
навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
6
навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил
безопасности труда;
способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
навыки согласования своих возможностей и потребностей;
ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств;
владение методами моделирования и конструирования;
навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий
материальной культуры или при оказании услуг;
композиционное мышление;
умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
способность бесконфликтного общения;
навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
способность к коллективному решению творческих задач;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
развитие осязания, вкуса, обоняния.
Обучающийся научится:
определять понятия «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье» и адекватно пользуется этими понятиями;
характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий;
приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;
7
называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии
производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства
материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки
ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными
источниками различных видов;
соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта;
определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;
находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для
обработки конструкционных материалов;
изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим
приводом;
составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам;
изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий
различных видов техники;
изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой
техники;
читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;
распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;
выполнять разметку заготовок;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
определять назначение и особенности различных швейных изделий;
различать основные стили в одежде и современные направления моды;
отличать виды традиционных народных промыслов;
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
составлять рацион питания адекватный ситуации;
обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;
реализовывать санитарно-гигиенические требования применительно к технологиям обработки пищевых продуктов;
8
использовать различные виды доступного оборудования в технологиях обработки пищевых продуктов;
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
составлять меню;
выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать впрок овощи и
фрукты;
оказывать первую помощь при порезах, ожогах и пищевых отравлениях.
выявлять пути экономии электроэнергии в быту;
пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;
выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
читать электрические схемы;
называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере
энергетики, энергетику региона проживания.
применять различные способы хранения овощей и фруктов;
определять основные виды дикорастущих растений, используемых человеком;
соблюдать технологию заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона;
излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде докладов и рефератов.
приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти,
пушнины;
осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства;
собирать информацию и описывать технологию разведения, содержания домашних животных на примере своей семьи, семей
своих друзей, зоопарка;
подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела.
Обучающийся получит возможность научиться:
9
изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных
средств сбора информации;
проводить испытания, анализа, модернизации модели;
разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений,
проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной
сфере;
выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач;
проводить испытание, анализ и модернизацию модели;
разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и
конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
определять способа графического отображения объектов труда;
выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и
конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
выполнять несложное моделирования швейных изделий;
планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая
моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных
(не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;
оптимизировать временя и энергетические затраты при приготовлении различных блюд;
осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;
составлять индивидуальный режим питания;
осуществлять приготовление блюд национальной кухни;
сервировать стол, эстетически оформлять блюда;
различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока;
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации
электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами
10
электроники;
осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования;
осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;
изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;
применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой
ткани) на примере комнатных декоративных культур;
определять виды удобрений и способы их применения;
проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
описывать признаки основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;
исследовать проблемы бездомных животных как проблему своего микрорайона;
составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение;
разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях.
Система оценки результатов
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
Устный контроль включает методы:
o индивидуального опроса,
o фронтального опроса,
o устных зачетов (защита проектов)
Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему,
показывать его умение применять определения и правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимание изученного материала;
3) грамотность изложения ответа.
11
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и грамотности изложения ответа.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в грамотности изложения ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2»
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),
при условии, если в процессе урока не только заслушивались его ответы, но и осуществлялась проверка умения применять знания на практике.
Метод проектов.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке
проекта учитывается целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полнота пояснительной записки,
аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Последовательность работы над проектом представлена в таблице 1, 2.
Карта оценки проекта представлена в таблице 3.
12
Таблица 1.
Творческая работа
Для чего и кому нужен проект?
Что будем делать?
Как делать?
Воплощаем замысел!
Что делали и как?
1-й этап. Разработка проекта
1.Сделать подарок.
2.Подготовиться к празднику.
3.Что-то другое.
1.Обсуждаем и выбираем изделие (-я).
2.Определяем конструкцию изделия.
3.Подбираем подходящие материалы.
4.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
5.Выбираем лучший вариант.
1.Подбираем технологию выполнения.
2.Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их
решение.
3.Подбираем инструменты, материалы.
4. Организовываем рабочее место.
2-й этап. Выполнение проекта
1.Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
2.Изготавливаем изделие.
3.Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.
13
Таблица 2.
Информационный проект.
Для чего и кому нужен проект?
Что будем делать?
Как делать?
Воплощаем замысел!
Что делали и как?
1-й этап. Разработка проекта
1.Выступить перед школьниками.
2.Выступить перед взрослыми.
3.Что-то другое
1.Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
2.Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета,
компьютерная презентация).
3.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.
1.Решаем, где искать информацию.
2.Продумываем возможные проблемы и их решение.
3.Подбираем материалы, инструменты, технические средства.
2-й этап. Выполнение проекта
1.Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).
2.Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии, интернет).
З.Оформляем информационный проект.
4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).
3-й этап. Защита проекта
1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.
14
Умение работать в
группе
Практическое
применение проекта
Использование
дополнительной
литературы
Процесс работы над проектом (по 5 баллов)
Творчество
Ответы на вопросы
(5 баллов)
Защита
Представление
(5 баллов)
Оформление (5 баллов)
Достижение
Таблица 3.
Дата защиты: ______________________
Тема проекта: ______________________________________________________
Цель проекта:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________
Самооценка
Оценка
учителя
Оценка
учащихся
Итого
Общее количество баллов за проект ____________
Отметка ____________________________________
15
Шкала оценок:
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект.
Письменный контроль предполагает:
Тестирование.
На современном этапе при оценке знаний используется такая формы контроля, как тестирование.
Эти виды контроля можно использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам). Выполнение проверочных
заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов, или по итогам года.
Критерии оценок по результатам выполнения теста.
Ошибки:
0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более ошибок – «2»
Практические работы.
Критерии оценивания практических работ
При оценке практических работ по технологии учитываются:
уровень знаний теоретических вопросов и умение применять их в практической работе;
степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы;
соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;
качество выполненной работы и др.
16
Таблица 1.
Технологичес-кие
требования
Качество выполненной
работы
Затраты времени на
выполнение работы
«5»
«4»
«3»
«2»
Изделие выполнено
точно по чертежу, все
размеры выдержаны;
отделка выполнена в
соответствии с
требованиями ИК или по
образцу
Изделие выполнено по
чертежу, размеры
выдержаны, но качество
отделки ниже требуемого
Изделие выполнено по
чертежу с небольшими
отклонениями; качество
отделки удовлетворительно
Изделие выполнено с
отступлениями от
чертежа; качество
изделия не соответствует
ИК или образцу.
Дополнитель-ная
доработка не может
восстановить годность
изделия
Ученик уложился в
норму или затратил
времени меньше, чем
установлено по норме
На выполнение задания
затрачено времени не более
установленного по норме
На выполнение задания
затрачено времени больше
чем предусмотрено по
норме, но не более 25 %
На выполнение задания
превышение времени
составляет более 25 %
17
Соблюдение технологии
при выполнении работы
Работа выполнялась в
соответствии с
технологией с
соблюдением
последовательности
операций
Работа выполнялась в
соответствии с технологией;
отклонения от указанной
последовательности не
имели принципиального
значения
Задание выполнялось с
отклонениями от
технологии, но эти
отклонения не привели к
окончательному браку
изделия (детали)
Обработка изделия
(детали) выполнялась с
грубыми отклонениями
от технологии,
применялись не
предусмот-ренные
операции. Изделие
вышло в брак
Соблюдение правил
техники безопасности и
санитарно-гигиенических СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
требований
ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕГДА И ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРА
ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ. НАРУШЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
18
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Обучение в основной школе является вторым уровнем пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой
ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате
обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в
школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.1.Личностные результаты
Личностными результатами освоения учащимися 7-х классов программы «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
1.2.Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения учащимися 7-х классов программы «Технология» являются:
умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;
умения выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе данных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельности в учебной познавательно - трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
аргументирований обоснований решений и формулирование выводов; отображение в адекватной задачам форме результатов своей
деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее участниками;
19
соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом
и условиями деятельности.
1.3.Предметные результаты
Предметными результатами освоения учащимися 7-х классов программы «Технология» являются:
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой
природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий,
проектирования и создания объектов труда;
владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной
информации;
владение методами творческой деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
способности планировать технологический процесс и процесс труда;
умение организовывать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда;
ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
владение методами моделирования и конструирования;
навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно - прикладного искусства в создании изделий
материальной культуры или при оказании услуг;
20
умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватных сложившейся ситуации;
способность бесконфликтного общения;
навыки участия в рабочей группе с учетом общности интересов её членов;
способность к коллективному решению творческих задач;
желание и готовность прийти на помощь товарищу;
умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого - психологической сфере у учащихся будут сформированы:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
развитие глазомера;
развитие осязания, вкуса, обоняния.
Предметные образовательные результаты конкретизируются по каждому уроку в календарно-тематическом планировании, являющимся
приложением 1 к рабочей программе.
Содержание программы
Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности учащихся в каждом классе включает в
себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
21
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
элементы черчения, графики и дизайна;
элементы прикладной экономики, предпринимательства;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
технологическая культура производства;
культура и эстетика труда;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
виды профессионального труда и профессии.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого модуля.
№ п/п
Название модуля
Количество часов
1
2
3
4
5
Методы и средства творческой и проектной деятельности
Производство
Технология
Техника
Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов
6
4
6
6
8
6
7
8
9
10
11
Технологии обработки пищевых продуктов
Технологии получения, преобразования и использования энергии
Технологии получения, обработки и использования информации
Технологии растениеводства
Технологии животноводства
Социальные технологии
8
6
6
8
6
4
68
Итого
22
Календарно-тематическое планирование по технологии 7 класс
(2 часа в неделю, всего 68 ч)
№
урока
п/п
Тема урока
Тип урока
Форма урока
Планируемые
предметные результаты
Дата по
плану
Дата по
факту
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности (6 ч.)
1-2
3-4
5-6
Общие правила техники
безопасности на уроках
технологии. Создание
новых идей методом
фокальных объектов.
Техническая
документация в проекте.
Конструкторская
документация.
Технологическая
документация в проекте.
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
комбинированный Получать представление о методе фокальных
урок
объектов при создании инновации. Проектировать
изделия при помощи метода фокальных объектов.
Знакомиться с видами технической документации.
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
комбинированный Знакомиться с видами конструкторской и
урок
технологической документации.
Входная диагностика
урок
развивающего
контроля
знаний
тестирование
Современные средства
ручного труда.
Современные средства
ручного труда.
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
Продемонстрируют знания по темам курса 6
класса.
Модуль 2. Производство (4 ч.)
комбинированный Получать представление о современных средствах
урок
труда, агрегатах и производственных линиях.
23
навыками
7-8
Средства труда
современного
производства. Агрегаты
и производственные
линии
9-10
Культура производства
11-12
Технологическая
культура производства
13-14
Культура труда
15-16
Двигатели. Воздушные
двигатели.
Гидравлические
двигатели
17-18
Паровые двигатели.
Тепловые машины
внутреннего сгорания
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
комбинированный Наблюдать за средствами труда, собирать о них
урок
дополнительную информацию и выполнять
реферат по соответствующей теме.
Участвовать в экскурсии на предприятие.
Модуль 3. Технология (6 ч.)
комбинированный Осваивать новые понятия: культура производства,
урок
технологическая культура и культура
труда.
комбинированный Делать выводы о необходимости применения
урок
культуры труда, культуры производства и
технологической культуры на производстве и в
общеобразовательном учреждении.
комбинированный Собирать дополнительную информацию о
урок
технологической культуре работника
производства.
Модуль 4. Техника (6 ч.)
комбинированный Получать представление о двигателях и их видах.
урок
Ознакомиться с различиями конструкций
двигателей.
комбинированный Ознакомиться с различиями конструкций
урок
двигателей.
24
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
умениями и
навыками
Реактивные и ракетные
урок овладения комбинированный Ознакомиться с различиями конструкций
двигатели.
новыми
урок
двигателей. Выполнять работы на станках.
Электрические
знаниями,
двигатели
умениями и
навыками
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов (10 ч.)
Производство металлов. урок овладения комбинированный Получать представление о производстве различных
Производство
новыми
урок
материалов и их свойствах.
древесных материалов.
знаниями,
Производство
умениями и
синтетических
навыками
материалов и пластмасс
Особенности
урок овладения комбинированный Знакомиться с видами машинной обработки
производства
новыми
урок
конструкционных и текстильных материалов,
искусственных волокон знаниями,
делать выводы об их сходстве и различиях.
в текстильном
умениями и
Выполнить практические работы по изготовлению
производстве. Свойства навыками
проектных изделий на основе обработки
искусственных волокон
конструкционных и текстильных материалов с
помощью ручных инструментов, приспособлений,
станков, машин.
Производственные
урок овладения комбинированный Знакомиться с технологией обработки
технологии обработки
новыми
урок
конструкционных материалов резанием.
конструкционных
знаниями,
материалов резанием
умениями и
навыками
Производственные
урок овладения комбинированный Знакомиться с технологиями пластического
технологии
новыми
урок
формования материалов.
пластического
знаниями,
формования материалов умениями и
навыками
25
Рубежный контроль
29-30
Анализ рубежного
контроля.
Физико-химические и
термические технологии
обработки материалов
31-32
Характеристики
основных пищевых
продуктов,
используемых в
процессе приготовления
изделий из теста. Хлеб и
продукты
хлебопекарной
промышленности
Мучные кондитерские
изделия и тесто для их
приготовления
33-34
35-36
37-38
Переработка рыбного
сырья. Пищевая
ценность рыбы.
Механическая и
тепловая кулинарная
обработка рыбы
Морепродукты. Рыбные
урок
тестирование
Продемонстрируют знания по темам курса 1
развивающего
полугодия.
контроля
знаний
урок овладения комбинированный Знакомиться с физико-химическими и
новыми
урок
термическими технологиями обработки
знаниями,
материалов.
умениями и
навыками
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов (8 ч.)
урок овладения комбинированный Получать представление о технологиях
новыми
урок
приготовления мучных кондитерских изделий и
знаниями,
освоить их.
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
комбинированный Осваивать методы определения
урок
доброкачественности мучных продуктов.
Готовить кулинарные блюда из теста.
урок овладения
комбинированный Знакомиться морепродуктов и кулинарным
комбинированный Знакомиться с технологиями обработки рыбы и
урок
кулинарным использованием. Осваивать методы
определения доброкачественности рыбных
продуктов. Готовить кулинарные блюда из рыбы и
морепродуктов.
26
консервы и пресервы
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
новыми
урок
использованием. Получать представление,
знаниями,
анализировать полученную информацию и делать
умениями и
выводы о сходстве и различиях изготовления
навыками
рыбных консервов и пресервов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии (6 ч.)
Энергия магнитного
урок овладения комбинированный Получать представление о новых понятиях:
поля. Энергия
новыми
урок
энергия магнитного поля, энергия электрического
электрического
знаниями,
тока. Собирать дополнительную информацию об
поля
умениями и
областях получения и применения магнитной,
навыками
электрической.
Энергия электрического урок овладения комбинированный Анализировать полученные знания и выполнять
тока
новыми
урок
реферат.
знаниями,
умениями и
навыками
Энергия
урок овладения комбинированный Получать представление о новом понятии энергия
электромагнитного поля новыми
урок
электромагнитного поля. Собирать
знаниями,
дополнительную информацию об областях
умениями и
получения и применения электромагнитной
навыками
энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации (6 ч.)
Источники и каналы
урок овладения комбинированный Знакомиться, анализировать и осваивать
получения информации новыми
урок
технологии получения информации, методы и
знаниями,
средства наблюдений.
умениями и
навыками
Метод наблюдения в
урок овладения комбинированный Проводить исследования о методах и средствах
получении новой
новыми
урок
наблюдений за реальными процессами и
информации.
знаниями,
формировать представление о них.
Технические средства
умениями и
проведения наблюдений навыками
Опыты или
урок овладения комбинированный Проводить опыты или эксперименты для
27
эксперименты для
получения новой
информации
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок
получения новой информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства (8 ч.)
комбинированный Ознакомиться с особенностями строения
урок
одноклеточных и многоклеточных грибов, с
использованием одноклеточных и многоклеточных
грибов в технологических процессах и
технологиях, с технологиями искусственного
выращивания грибов.
Характеристика
урок овладения комбинированный Усваивать особенности
искусственно
новыми
урок
внешнего строения съедобных и ядовитых грибов.
выращиваемых
знаниями,
съедобных грибов
умениями и
навыками
Требования к среде и
урок овладения комбинированный Усваивать требования к среде и условиям
условиям выращивания новыми
урок
выращивания культивируемых грибов; технологии
культивируемых грибов. знаниями,
ухода за грибницами и получение урожая
Технологии ухода за
умениями и
шампиньонов и вёшенок.
грибницами и
навыками
получение урожая
шампиньонов и вёшенок
Грибы, их значение в
природе и жизни
человека
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
Безопасные технологии
сбора и заготовки
грибов
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
Корма для животных
комбинированный Осваивать безопасные технологии сбора
урок
грибов. Собирать дополнительную информацию о
технологиях заготовки и хранения грибов.
Модуль 10. Технологии животноводства (6 ч.)
урок овладения комбинированный Получать представление о содержании животных
новыми
урок
как элементе технологии преобразования
28
61-62
Состав кормов и их
питательность.
Составление рационов
кормления
63-64
Подготовка кормов к
скармливанию и раздача
их животным
65-66
Назначение
социологических
исследований.
Итоговый контроль
67-68
Анализ итогового
контроля.
Технология опроса:
анкетирование.
Технология опроса:
интервью
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
урок
развивающего
контроля
знаний
урок овладения
новыми
знаниями,
умениями и
навыками
животных организмов в интересах человека.
комбинированный Знакомиться с технологиями составления рационов
урок
кормления различных животных и правилами
раздачи кормов.
комбинированный Получать представление о подготовке кормов к
урок
скармливанию и раздачу их животным.
Модуль 11. Социальные технологии (4 ч.)
комбинированный Осваивать методы и средства применения
урок
социальных технологий для получения
информации.
тестирование
Продемонстрируют знания по темам курса 7
класса.
комбинированный Составлять вопросники, анкеты и тесты для
урок
учебных предметов. Проводить анкетирование и
обработку результатов
29
30