5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская ООШ»

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ «Верх-Рождественская
ООШ»
___________В.В.Крылова
« 01» сентября 2023 г. № 109

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Мой Пермский край
(наименование предмета)

для 5 класса
(ступень обучения, класс)

Рабочую программу составил(а):
учитель истории и обществознания
Белоногова Вера Ильинична

Верх-Рождество 2023

Программа разработана на основе программы: Н.П.Горбацевич, Н.В.Шатова «Прикамье:
странички далеких и близких времен», Пермь, 2005г.
Учебник Н.П.Горбацевич, О.В.Власова Мой Пермский край. Странички далеких и близких
времен, Пермь, 2015
Данный курс имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий
дом и заботиться о нём. Раскрывает многие стороны жизни человека и Природы в Пермском крае,
является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре,
достопримечательностях нашего края.
Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего человечества и каждого в
отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь
превращается в выживание.
Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это территория близкая и доступная
нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш
общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота .Предполагается при изучении курса работа
с разными источниками информации, усиление практической направленности материала,
нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоциональноценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Цели курса:
1. В результате изучения курса учащиеся 5-х классов должны получить знания об источниках
комплексного изучения родного края, об историко-культурных достопримечательностях города и
района, экологических проблемах, о площади и территории своего края, об основных этапах заселения
района и области, об истории старинных городов области, гербах и датах, выдающихся людях
области, особенностях быта, традициях и легендах, о памятниках истории и культуры области.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных
проблем, методам работы с историческими источниками, выявлению причин и следствий, умению
строить гипотезы и приводить доказательства, объяснению фактов, составлению различных суждений,
использованию внешкольных источников информации (книги, музеи, памятники и
достопримечательности, кинотеатры, видео, библиотеки, средства массовой информации, ресурсы
Интернет и др.)
3. Учащиеся приобретают интерес к истории родного края, его загадкам и легендам, учатся
понимать проблемы современности, вырабатывают собственное отношение к традициям различных
культур.
4. Данный курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, что приводит к
формированию качеств, которые хотело бы видеть общество у выпускника и которые помогли бы ему
жить в современном мире, уметь видеть и решать проблемы, анализировать конкретные ситуации,
уметь выбирать линию поведения.
5. В процессе изучения курса «Мой Пермский край» учащиеся должны овладеть умениями:
- находить место своего района, своей местности на карте области и России;
- вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов своей местности;
- использовать элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;
- определять географическое положение города, района, области, давать оценку
географическому положению, находить их на карте;
- описывать функции города, быт, традиции, культуру, жилище жителей;
- анализировать проблемы города и района;
- выявлять связи между природой, историей освоения, заселения и развитием хозяйства
своего района;
- выявлять и описывать памятники природы своей местности и района;
- работать с различными источниками по истории области;
- составлять сообщения о выдающихся людях Пермского края.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины;
• сбор материала о горах и реках Урала;
• овладение навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:

• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости
каждой человеческой жизни;
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся
к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
- теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).
- практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, работа с
компьютером).
По окончании изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Природу Прикамья;
– Заповедные места;
– Народное искусство Прикамья;
УМЕТЬ:
- Вести исследовательскую работу;
– Делать сообщения;
– составлять кроссворды, экологические плакаты;
– Составлять презентации и карты.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 35 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах,
индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках
и т. д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником
нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,
увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела.
Классические источники информации—энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной
библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках,
рассказы взрослых, экскурсии.
Возможные экскурсии —это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, буклет, поделка, макет, рассказ, газета,
электронная презентация и т.д.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской
деятельности; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Межпредметные связи:
 с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
изучаемых произведений;
 с уроками математики: умение вычислять численность населения, площадь...
 с уроками литературного чтения: умение находить главное и значимое в тексте, выделять
главную мысль, умение составлять план прочитанного.
 с уроками географии: определять стороны горизонта, ориентироваться на местности.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе изучения факультатива учащимся предлагаются разноуровневые задания:
- репродуктивные (Когда появились первые люди на Урале? Какими они были? Чем занимались?);
- творческие (Нарисуй… Объясни… );
- поисковые (Отыщи в книгах и справочниках значения слов «костище», «селище», «городище»,
«могильник», «святилище». Какие из этих археологических памятников, связанных с жизнью древних
людей, найдены в Прикамье? Узнай, нет ли таких памятников вблизи твоего города или села).
Основными формами контроля являются:
- монологический устный ответ;- письменный ответ;- тест;- творческое задание.
Контроль знаний происходит непосредственно на уроке в процессе знакомства с новой темой,
а также в процессе самостоятельной работы ученика дома и последующей проверки этой работы
учителем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Распределение учебных часов по разделам:
1. Раздел 1. Давным-давно – 5 часов
Раздел призван подвести учащихся к пониманию исторических корней края, особенностей его
заселения, неповторимости его культуры; познакомить их с особенностями истории и жизни
коренного населения Прикамья, их культурой, традициями, бытом.
Опорные понятия и термины: археология и археологические памятники, летоисчисление,
кроманьонец, пермский звериный стиль, металлургия, священное животное, ханты, манси,
коми-пермяки, топонимика, святилище, легенда, сказание, парма, утварь, этнография,
летопись, канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги и др.
Страничка 1. Посмотрим глазами историка
Что из себя представляет наука история, какие вопросы изучает, с какими другими науками
дружит, почему историю нельзя исправить или переписать. Кто такие историки. Счет лет в
истории (летоисчисление). История народа.
Страничка 2. Пермский период
Страничка 3. Каменный век Прикамья
Облик края в давние времена. Открытие первобытных стоянок человека на территории
Прикамья. Возвращение к понятиям «археология» и «археологические памятники», их охрана.
Жизнь древних людей.
Страничка 4. Века металлов
Переход от каменного века к векам металлов, совершенствование орудий охоты и земледелия.
Понятие о пермском зверином стиле. Время создания предметов пермского звериного стиля.
Причины его появления. Легенды и сказания, связанные с наиболее распространёнными в
Прикамье священными животными.
Страничка 5. Кто живёт, тот и названия даёт
Понятие о топонимике. Происхождение слова «пермь». Народы, населявшие Прикамье в
древности и живущие здесь в настоящее время. Освоение русскими уральских земель. Переход
от языческой веры к христианству.
2. Раздел 2. Старинные города Прикамья – 6 часов
Задача раздела – формирование у учащихся интереса и уважения к историческому прошлому,
создание образного представления о неповторимости городов края, о вкладе жителей
Прикамья в развитие и культуру России.
Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба, кремль, слобода, посад,
собор, амбар, зодчество, город-памятник, ремёсла и ремесленники, набеги, соляной промысел,
вотчина, иконопись, атаман, ханство, летопись и летописец, шатёр, каменная соль, магний,
ботанический сад, оранжерея, систематика, тюркские народы, тракт, благотворительность,
купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство, сталактит, сталагмит,
завод-поселение, полба, крестьянская война, диорама, метеорит, герб, геральдика и др.
Страничка 6. Чердынь, Ныроб

Древнейший город Прикамья. История его основания. Каменная архитектура Чердыни. Городпамятник и его охрана.
Страничка 7. Соликамск, Усолье
Основание города. Его значение в истории России и Прикамья. Роль промышленников
Демидовых в развитии города и края. Архитектура. Современный Соликамск. Город-памятник
и его охрана.
Род Строгановых и история Усолья. Основной промысел Верхнего Прикамья в прошлом —
солеварение. Архитектура. Город-памятник и его восстановление.
Страничка 8. Кунгур
Основание Кунгура — крупного торгового центра Прикамья. Кунгурская ярмарка. Купцы
Грибушин и Губкин и их вклад в развитие города. Культура и искусство. Кунгурская ледяная
пещера — памятник природы мирового значения.
3. Раздел 3. Пермь — главный город Прикамья – 5 часов
Цель изучения раздела – сформировать у учащихся представление об основании Перми,
помочь им осознать значение города в истории России (экономика, культур, искусство), роль
исторических деятелей в истории Перми, получить необходимые сведения о современно
городе и его экономических и культурных особенностях.
Опорные понятия и термины: индустрия, экономика, культура, искусство, барка, устье, сваи,
плотина, амбар, контора, землянка, светлица, гужевой транспорт, уезд, губерния, каторжный
труд, параллельное и перпендикулярное расположение улиц, меценаты, купцы, патриоты,
балет, опера, ротонда, собор, кафедральный собор, монастырь, колокольня, освящение,
иконостас, прикладное искусство, пуд, духовная семинария, барельеф, мемориальная доска и
мемориал, университет, гимназия, электротехника, сварка, держава, империя, ковать победу,
военкомат, эвакуация, обмундирование, ГЭС и др.
Персоналии: В.Н. Татищев, Пётр I, Екатерина II, Александр I, Н.В. Мешков, И.И. Свиязев, К.Ф.
Модерах, Дягилевы и др.
Страничка 9. Основание Перми
Основание Егошихинского завода. Роль В.Н. Татищева в освоении богатств уральских земель.
Первые постройки старой Перми.
Страничка 10. Губернский город Пермь
1780 год — переименование Егошихинского завода в город Пермь. 1781 год — образование
Пермской губернии. Первые улицы и каменные здания Перми. Градостроительство и
архитектура XIX века. Губрнаторы Прикамья, оставившие свой след в истории.
Страничка 11. Пермь и её замечательные жители. Гости Перми
Ф.Х. Граль — замечательный доктор. Знаменитые изобретатели — уроженцы Прикамья: А.С.
Попов, Н.Г. Славянов, Н.В. Воронцов. Пароходчики И.И. Любимов и Н.В. Мешков. Памятники
Н.Г. Славянову и А.С. Пушкину. Мемориальная доска А.С. Попову, Д.Н. Мамину-Сибиряку и
П.П. Бажову на здании бывшей духовной семинарии.
Страничка 12. Коми-Пермяцкий округ
Образование Пермского края.
4. Раздел 4. Старинные города и поселки Прикамья – 11 часов
Материал этого раздела призван познакомить учащихся с причинами возникновения новых
городов в ХХ веке, показать их сходство и различия со старинными городами Прикамья,
подчеркнуть вклад жителей края в развитие экономики и культуры Родины.
Опорные понятия и термины: первооткрыватели, полезные ископаемые, индустрия,
экономика, культура, наука, образование, ГЭС, комбинат, республика химии,
промышленность, калий, магний, титан, экология, нефтяные вышки и насосы-качалки, барак
и др.
Страничка 13. Оса,Оханск, Ильинский, Очер, Добрянка, Чермоз, Нытва, Лысьва, Пожва,
Суксун, Орел, Кын-завод, Павловский, Орда, Всеволодо-Вильва, Бикбарда, Пыскор.
Основание городов, географическое положение, население, деятельность людей, памятники
истории и архитектуры, природные особенности.
5. Раздел 5. Что даёт наш край стране. Особенности Перми и Пермского края – 1 час
Раздел знакомит с сегодняшним днём Прикамья, рассказывает о значении края для России.
Страничка 14. Горное дело и развитие Прикамья.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20

6. Раздел 6. Новые города Прикамья – 3 часа
Задача раздела – дать представление о городах, их истории, знаменитых людях, которые
родились здесь и жили.
Страничка 15. Березники, Краснокамск, Чайковский.
История возникновения города. Березниковский калийный комбинат. Березники
сегодня.История возникновения города. Краснокамск — город нефтяников. Краснокамский
целлюлозно-бумажный комбинат. Краснокамск сегодня.История возникновения города и его
названия. Чайковский комбинат шёлковых тканей. Чайковский сегодня.
7. Раздел 7. Великая Отечественная война, город Пермь и Пермский край – 1 час
Задача раздела – дать детям представление о том, какой огромный вклад в Победу в Великой
Отечественной войне внесли жители Прикамья, объяснить необходимость уважительного
отношения к военным реликвиям, бережного отношения к памятникам, местам захоронения,
мемориалам.
Страничка 17. Прикамье в военные годы
Урал – кузница Победы. Дети и война. Вечная память героям.
8. Раздел 8. Прикамье литературное – 2 часа
Задача раздела – познакомить учащихся с пермскими писателями и поэтами, писавшими о
родном крае.
9. Итоговый урок – 1 час
Этот урок позволяет обобщить и систематизировать знания за курс «Юный пермяк», оценить
уровень остаточных знаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Кол-во
Материально-техническое
урока
часов
обеспечение урока
Давным-давно
5
Посмотрим глазами историка
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Пермский период
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Каменный век Прикамья
1
карточки с заданиями
Века металлов
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Кто живёт, тот и названия даёт.
1
тест
Старинные города Прикамья
6
Чердынь — древнейший город Прикамья.
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Ныроб
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Соликамск. Как варили соль
1
задания
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Усолье. Андрей Воронихин
1
тест
Кунгур.
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Кунгур. Ледяная пещера
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Пермь — главный город Прикамья
5
Основание Перми. Василий Татищев
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Губернский город Пермь
1
карточки с заданиями
Пермь и её замечательные жители.
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Гости Перми.
1
тест
Коми-Пермяцкий округ
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Старинные города и поселки Прикамья
11
Оса
1
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
Оханск
1
карточки с заданиями
Ильинский, Очер
1
Учебник, проектор, компьютер, экран

1
1
1
1
1
1

Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран

27 Всеволодо-Вильва, Бикбарда

1

28 Пыскор.

1

Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
тест

21
22
23
24
25
26

Добрянка, Чермоз
Нытва, Лысьва
Пожва, Суксун
Орел, Кын-завод
Павловский,
Орда

Что наш край даёт стране. Особенности
Перми и Пермского края
29 Горное дело и развитие Прикамья
30
31
32
33

Новые города Прикамья
Березники
Краснокамск
Чайковский
Литература о Прикамье
Религиозная литература. «Житие Стефана
Пермского»

1
1

Учебник, проектор, компьютер, экран,
карточки с заданиями

3
1
1
1
2

Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран, тест

1

34 Писатели Прикамья.

1

35 Итоговый урок

1

Проектор, компьютер, экран, текст
произведения
Проектор, компьютер, экран, тексты
произведений
Проектор, компьютер, экран, учебник,
карточки с заданиями

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова «Мой Пермский край: странички далёких и близких времён».
Пермь: «Книжный мир», 2015 г.
2. Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова «Прикамье: странички далёких и близких времён».
Методическое пособие для учителя. Пермь: «Книжный мир», 2003 г.
3. Программа курса «Прикамье: странички далёких и близких времён». Н.П. Горбацевич, Н.В.
Шатрова. Пермь: «Книжный мир», 2003 г.
4. Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению. 5-6 классы. Автор-составитель
Д.А. Красноперов. Пермь: «Книжный мир», 2003 г.

5.
6.
7.
8.

Материально-техническое обеспечение:
Карточки с заданиями для контроля знаний.
Компьютер.
Проектор.
Экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».