8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа»
_____________________ Крылова В.В.
« 1 » сентября 2023 г.

Рабочая программа педагога
Казанцевой Татьяны Васильевны,
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

учителя географии,
по курсу МОЙ ПЕРМСКИЙ КРАЙ
Географические экспедиции в пермский период
(наименование учебного предмета \ курса)

8 класс
(ступень образования \ класс)

2023 – 2024 учебный год

Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Мой Пермский край. Географические экспедиции в пермский период» - Казанцева Татьяна Васильевна, учитель географии

Пояснительная записка
Программа курса «Мой Пермский край» в 8 классе разработана на основании учебника Мой Пермский край. «Географические
экспедиции в пермский период», г.Москва, Изательский дом «ВЛАДОС», 2018г. Авторы: Ю.В.Глазырина, А.С.Лучникова,
А.В.Фирсова.
Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,
пробудить интерес к родному краю, желание беречь и заботиться о нем.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Краеведческое
воспитание становится в настоящее время одним из важных направлений в работе школьных учреждений. Пропаганда
краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой и исследовательской
деятельности создает благоприятные возможности для освоения школьниками таких общечеловеческих ценностей, как красота,
добро, милосердие. Способствует расширению кругозора учащихся и углублению знаний по краеведению и литературе родного
края.
Курс «Мой Пермский край. Географические экспедиции Пермского периода» в 8 классе направлен на изучение пермского
периода, этапы жизни выдающихся людей (путешественников и ученых, градостроителей и людей искусства), современного
социально-экономического развития Пермского края. Поможет познакомиться с очень разными территориями Пермского края –
Верхнекамьем и Пармой, Горнозаводским и Западным Прикамьем, Нижнекамьем и Предуральем и конечно же Пермью и её
окружением. Умение читать карту как книгу, видеть в ней географическую информацию, сопоставлять факты и делать выводы.
Программа курса поделена на 7 разделов – «экспедиций», как они названы в учебнике. В процессе географических
путешествий учащиеся выяснят:
- в чем уникальность нашего региона;

- в каком районе находятся самые живописные уголки, способные удивит нас и гостей;
- какая самая высокая точка в Пермском крае;
- кто старше – Кама или Волга;
- что означают названия Чердынь и Кудымкар;
- где в Прикамье жили древние ящеры;
- что такое город – вулкан.
Программа составлена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным
пособием, выпущенным издательством ВЛАДОС в 2018 г. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в течение учебного года).
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
•
Расширять знания учащихся об уникальности нашего региона;
•
прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: систематизировать собранный материал,
оформлять его, делать выводы.
Развивающие:
•
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать
деятельность, учить анализу и самоанализу:
•
развивать познавательный интерес к знаниям о разных территориях в Пермском крае;
•
развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус.
Воспитательные:
•
способствовать пробуждению интереса к путешественникам и ученым, градостротелям и людям искусства родного
края;
•
содействовать развитию любви, чувства гордости за родной край;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты

•

ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе изучения географических экспедиций по родному

краю;
•
сознание, признание высокой ценности живописных уголков и разных территорий в родном крае.
Коммуникативные результаты
•
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•
умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
•
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов
образом;
•
умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
•
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•
умение договариваться о распределении функций и ролей в группе и сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
Познавательные результаты
•
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, определителей;
•
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
•
освоить основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.
•
Запись, фиксация информации о Пермском крае и его территориями, в том числе с помощью ИКТ, заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Регулятивные результаты:
•
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и
того, что еще неизвестно;
•
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление
плана и последовательности действий;
•
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
•
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;

•
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества
и уровня усвоения;
•
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 35 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках и т. д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а
также другие дети.
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• экскурсии, поездки, походы.
Классические источники информации—энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это
видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Возможные экскурсии —это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, буклет, поделка, макет, рассказ, газета, электронная презентация и т.д.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения
оформлять доклад, исследовательскую работу.
Межпредметные связи:
 с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
 с уроками математики: умение вычислять численность населения, площадь...

 с уроками литературного чтения: умение находить главное и значимое в тексте, выделять главную мысль, умение составлять
план прочитанного.
 с уроками географии: определять стороны горизонта, ориентироваться на местности.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе изучения факультатива учащимся предлагаются разноуровневые задания:
- репродуктивные (Когда появились первые люди на Урале? Какими они были? Чем занимались?);
- творческие (Нарисуй… Объясни… );
- поисковые (Отыщи в книгах и справочниках значения слов «костище», «селище», «городище», «могильник», «святилище».
Какие из этих археологических памятников, связанных с жизнью древних людей, найдены в Прикамье? Узнай, нет ли таких
памятников вблизи твоего города или села).
Основными формами контроля являются:
- монологический устный ответ; - письменный ответ; - тест; - творческое задание.
Контроль знаний происходит непосредственно на уроке в процессе знакомства с новой темой, а также в процессе
самостоятельной работы ученика дома и последующей проверки этой работы учителем.

Критерии оценки
Оценка устных и письменных ответов учащихся
Балл

«5»

«4»

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
1) ученик полно излагает изученный материал;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но
допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

«2»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика
отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Оценка тестовых заданий
Все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Балл
«5»
«4»
«3»
«2»

Процент выполнения задания
95% и более
80-94%
66-79%
менее 66%

Оценка творческих заданий
Критерии оценки:
 раскрытие выбранной темы
 сформированные идеи ясно, грамотно изложены
 эстетическое оформление
 оригинальность формы
Отметка
«5»

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
Тема раскрыта, работа оригинальна, опрятно и красиво оформлена,
учащийся может объяснить основную идею работы, ответить на
вопросы.

«4»
«3»

«2»

Тема раскрыта, но имеются 1-2 погрешности, работа достаточно
оригинальна, оформлена с небольшими помарками, учащийся может
объяснить основную идею работы, ответить на вопросы.
Тема раскрыта не полностью, работа достаточно оригинальна,
оформлена с помарками, учащийся может объяснить основную идею
работы с помощью наводящих вопросов, может ответить не на все
вопросы.
Тема не раскрыта, работа не оригинальна, неряшливо оформлена,
учащийся не может объяснить основную идею работы, не может
ответить на вопросы.

Содержание программы.
Введение (1час).
Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением других курсов и образовательных областей.
Знакомство с курсом, учебным пособием, его особенности, правила пользования им. Понятие о географических экспедициях.
Экспедиция 1. «Верхнекамье. Формула места» (5 часов).
Задача экспедиции: расшифровать географический код севера Пермского края (территории) и найти формулу места.
Разгадать происхождение находок – металлической отливки и мешочка с солью. Увидеть своими глазами накопленные за сотни
миллионов лет богатства недр, дающие жизнь городам и обеспечивающие благосостояние их жителей.
Экспедиция 2. «Парма. Формула единства» (6 часов).
Задача экспедиции: формирование представления о том, как живут современные люди в окружении древнего леса.
Почему лес называют пармой и что за снадобья готовят из его даров. Какие у коми – пермяков есть рецепты выживания в лесу –
практические и мистические. Как природные компоненты влияют на жизнь народа и влияют ли вообще. Что представляет из себя
косинский ландшафт. Узнать о природных и антропогенных ландшафтах Пармы.

Экспедиция 3. «Горнозаводское прикамье. Формула судьбы» (5 часов).
Задача экспедиции: Выяснить, что хранится под каменными толщами глубоко под землей, досталось ли это богатство
людям и что из этого получилось. Какие перспективы в плане альтернативной деятельности есть у Чусового. Какие города в
Пермском крае называют монопрофильным и полипрофильным или полигородом. Какие города являются векторами развития в
Пермском крае и почему.
Экспедиция 4. «Западное прикамье. Формула пути» (4 часа)
Задача экспедиции: Где были совершены мировые палеонтологические открытия, найдены новые виды доисторических
животных. Формирование представлений о городе Оханске, где упал метеорит. Знакомстово с городом Верещагино.
Экспедиция 5. «Нижнекамье. Формула дружбы» (5 часов)
Задача экспедиции: формирование представления о том каким образом соединились судьбы различных народов. Чем они
занимаются. Ответить на вопрос: смогут ли многочисленные таланты и созидательная энергия местного населения стать
источниками развития Нижнекамья в XXI веке? Почему город Чайковский получил имя композитора?
Экспедиция 6. «Предуралье. Формула развития» (4 часа)
Задача экспедиции: Проверить утверждение, что Предуралье – визитная туристская карточка Пермского края. Как
природно-ресурсное богатство и природные условия кунгурских земель повлияли на развитие торговли конкретными товарами
и его окрестностях. Знакомство с территорией где развивается туризм – курорт Ключи.
Экспедиция 7. «Город Пермь и его окружение. Формула движения» (4 часа)
Задача экспедиции: Узнать, почему нельзя изучать географию города без его окружения и какое значение будет играть
комфортная городская среда в будущем. Понять каким должен быть город – лидер в XXI веке, в чем проявляются его
привлекательность и конкурентоспособность.
Заключение (1 час)
Подведение итогов, повторение и обобщение по курсу «Мой Пермский край. Географические экспедиции».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4

Тема
урока

Введение
Про эту книгу. Как её читать и как с ней работать.
Экспедиция 1. Верхнекамье.
Пермский север – страна горных хребтов
Связь выст и типов растительности в горах (таблица)
Река Вишера – древний путь.

Кол-во часов

1
1
5
1
1
1

Материально-техническое обеспечение урока

Учебник
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран

5

Соликамск, Березники, Усолье – братья по соли.

6

Проверим свои знания. Проектные задания.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Экспедиция 2. Парма.
Древняя Парма и Коми-Пермяки.
Ландшафтная мозаика Северной Пармы.
Реки Пермского края. Топ – 10 самых длинных рек.
Защита рефератов.
Заветные деревья и природная аптека Пармы.
Южная Парма – встреча природы и культуры.
Проверим свои знания. Проектные задания.
Экспедиция 3. Горнозаводское Прикамье.
Древняя тиктоника и современное богатство Прикамья.
Горнозаводский край – прошлое и настоящее.
Города – заводы Чусовой и Лысьва
Кизел и Губаха – векторы развития.
Проверим свои знания. Проектные задания.
Экспедиция 4. Западное Прикамье.

1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

18
19
20
21

Любопытный ребенок и научные открытия.
Оханский перекресток
Ворота Прикамья.
Проверим свои знания. Проектные задания.
Экспедиция 5. Нижнекамье.

4
1
1
1
1
5

22

Нижнекамье – имена и люди.

1

23
24
25
26

Отличия и сходство народов Нижнекамья (таблица)
Плодородный юг.
Чайковский – город труда и романтиков.
Проверим свои знания. Проектные задания.
Экспедиция 6. Предуралье.

1
1
1
1
4

Учебник, проектор, компьютер, экран
Карточки с заданиями.
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран,
задания
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Карточки с заданиями.
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Карточки с заданиями.
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Карточки с заданиями.
Учебник, проектор, компьютер, экран,
карточки с заданиями
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Учебник, проектор, компьютер, экран
Карточки с заданиями.

Природные феномены Предуралья.
Предпринимательство и территория.
Прикамье – туристская визитная карточка Пермского
края.
Проверим свои знания. Проектные задания.
Экспедиция 7. Город Пермь и его окружение.
Судьба города – география и время.
Современная Пермь – город инноваций.
Пермская агломерация и маршруты выходного дня.
Пространство креативной Перми.
Итоговый урок

27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1

Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран

1

Проектор, компьютер, экран

1
4
1
1
1
1
1

Карточки с заданиями.
Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран
Проектор, компьютер, экран, учебник, тест

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. под ред. Р.А.Кассиой (Ю.В.Глазырина, А.С.Лучников) «Мой Пермский край. Географические экспедиции в пермский

период». М.: Издательство ВЛАДОС, 2018г.

2.
3.
4.
5.

Материально-техническое обеспечение:
Карточки с заданиями для контроля знаний.
Компьютер.
Проектор.
Экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».