Экономика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская ООШ»

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ «Верх-Рождественская
ООШ»
___________В.В.Крылова
«01 » сентября 2023 г. № 109

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
(наименование предмета)

для 8 класса
(ступень обучения, класс)

Рабочую программу составил(а):
учитель истории и обществознания
Белоногова Вера Ильинична

Верх- Рождество 2023

Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Экономика» 7 - 8 класс -Белоногова Вера Илинична, учитель истории и обществознания

2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике 7-8 класс
УМК: 1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности 7-8 классы.- М.: Вита-Пресс, 2020.
2. Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов – М.: Вита-Пресс, 2005 г
3. Равичев С.А., Григорьева С.Э., Протасевич Т.А., Свахин Т.А. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 кл.
4. Равичев С.А., Григорьева С.Э., Протасевич Т.А., Свахин Т.А. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 кл.

3

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, учебного плана школы, на основе программы И. В. Липсица и учебника И. В. Липсица «Экономика: история и современная
организация хозяйственной деятельности». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Рабочая
программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.

Она

конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса,
определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от
экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо
иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также
и об истории возникновения экономических явлений.
Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 7-8 классов, поскольку в нашей
школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов,
начиная с 7 класса по 9 класс.
Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной
деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:


формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения,
закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;



формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения
семейного бюджета;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:
4



овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные;



подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;



освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни
общества и государства;



развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:


формирование коммуникативных навыков.



воспитание ответственности за экономические решения;



потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;



воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:


обеспечение комфорта учащихся;



сохранение здоровья школьников.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая
характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического
развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции,
попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической
деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство
принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Интеллектуальные особенности:
5

В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с
готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому
мышлению.

Подросток

способен

к

сложному

восприятию

времени

и

пространства.

Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста эффективно используются на уроках экономики, так как для
данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология
критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Используемые педагогические технологии:
Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология

Развитие навыков самостоятельной продуктивной

- «Устный конспект»,

критического

деятельности по выработке собственного мнения решения

- построение кластеров – схем,

мышления

проблемы.

- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –

-Повышения интереса к процессу обучения и активного

контекст – проблема – аргументы – вывод.

восприятия учебного материала;

- инсерт;

- культуры письма: формирования навыков написания

- мозговая атака;

текстов различных жанров;

- чтение с вопросами;

- информационной грамотности: развития способности к
самостоятельной аналитической и оценочной работе с
информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования

- синквейны,
- «продвинутая лекция»,
- эссе.
- ключевые термины,
- перепутанные логические цепочки,

коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- взаимоопрос.

Технология

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли.

Через создание проектов разного вида:

проектного обучения

Умения конструировать собственные знания,

Учебные, информационные, исследовательские, творческие,

6

ориентироваться в информационном пространстве.

ролевые, игровые.

Презентация результатов собственной деятельности.
ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность.

индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы,

Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации

раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся,

при создании проектов, изучения новой темы.

создание ситуации успешности на уроке.
Технология

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых

интерактивного

игр, совместное решение проблем

обучения

через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум»,
«карусель».

Используемые формы и методы:
Цель
Формирование понятийного аппарата учащихся

Формы и методы
Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания,
понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.

Психологическая и технологическая подготовка

Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

обучающихся к ЕГЭ.
Восполнение пробелов в усвоении курса

Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)

отдельных учащихся (отсутствие базовых
знаний, пропуски уроков и т.п.)
Развитие умений работать с печатной

Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы

информацией.

на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.

Характеристика предмета
Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально
необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике
7

семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
•

человек и фирма;

•

человек и государство;

•

экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо
знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно
цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде
всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо
современному человеку.
Система уроков в 7-8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах
организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач
курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов
осуществления хозяйственной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в течение двух лет. Программа рассчитана на 68 часов в 7-8 классах, по 34 часа в год (1 час в неделю) в каждом
классе. При этом каждой теме отводится соответствующее время.
Связь со смежными дисциплинами
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История»,
«География» и др.
Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др.
8

Математика: умение решать задачи.
История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние
исторических событий на развитие экономики.
География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории,
природоиспользование и др.
Формы текущего и итогового контроля
В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из
специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из интернет-ресурсов.
Ожидаемые результаты
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических
отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,

основные виды налогов, банковскую

систему, рынок труда;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства
доходов; роль минимальной оплаты труда; инфляция;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и
незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
9

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от
изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


исполнения типичных экономических ролей;



решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;



совершенствования собственной познавательной деятельности;



оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;



осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Учебно-тематический план

8 класс
№
Тема
п/п
1 Повторение
Понятие об экономике и ее

всего
3

Количество часов
теоретических
практических

1

1

1

1

№ п/п
1

роли
Как банки сделали деньги

2

невидимыми

10

2

Деньги и банки в век

3

электроники
Деньги и банки в век

1

1

3

1

1

4

электроники
Деньги и банки в век
электроники
Как работает электронная

1

1

5

карта
3

Как создается и работает

2

банк
Как создается и работает

1

1

6

1

1

7

1

8

банк
Как создается и работает
банк
4

5

Что такое кредитование

2

Что такое кредитование

1

Кредитование (игра)

1

Как люди зарабатывают

2

деньги
Как люди зарабатывают

1

1

9

10

1
11

деньги
Как люди зарабатывают

1

1

11

деньги
6

Почему существует

2

повременная зарплата
Почему существует

1

1

12

1

1

13

1

1

14

1

1

15

повременная зарплата
Почему существует
повременная зарплата
7

В мире профессий и

9

заработков
В мире профессий и
заработков
В мире профессий и
заработков

1

В мире профессий и
заработков

16
1
1

В мире профессий и
заработков

1

Как найти работу

1

1

1

17

1

18
12

Как найти работу

1

19
1

Как найти работу

1

20
1

Секреты успеха

1

1

Увлекательный мир

8

21

1

экономики (урок-игра)

1

Как люди добиваются

2

22

увеличения своих
заработков
Как люди добиваются

1

1

23

увеличения своих
заработков
Как люди добиваются

1

1

24

увеличения своих
заработков
9

Что такое карьера и как

1

1

25

1

26

она влияет на доходы
10

Как платят за творчество

1

11

Как производство

2
13

помогает творцам
Как производство помогает

1

1

27

1

1

28

1

29

творцам
Как производство помогает
творцам
12

Что такое собственность

2

и зачем она нужна людям
Что такое собственность и

1

зачем она нужна людям
Что такое собственность и

1

1

30

зачем она нужна людям
13

Как люди становятся

1

1

31

1

1

32

1

33

собственниками
14

За что можно лишиться
собственности

15

Экономика: как все это

2

работает вместе
Экономика: как все это

1

работает вместе
Итоговый урок по курсу

1

Итого

34

24

1

34

10

34
14

8 класс
Как работают безналичные деньги. (3ч)
Чек. Механизм платежей с помощью чеков. Чековый счет. Роль банков в жизни государства.
Деньги и банки в век электроники. (3ч)
Платежные карточки. Механизм использования банковских карточек. Кредитная и дебетовая карточки.
Как создается и работает банк. (2ч)
Сбережения. Склонность к сбережению. Процент. Депозит. Банковские обязательства.
Что такое кредитование. (2ч)
Принципы кредитования. Проценты по кредиту. Доход банка. Роль банков в экономике.
Как люди зарабатывают деньги. (2ч)
Доход. Заработная плата. Возникновение заработной платы. Премия. Сдельная и повременная зарплаты.
Комиссионные. Льготы.
Почему существует повременная зарплата. (2ч)
Профессии, которые оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы.
В мире профессий. (9ч)
Факторы, формирующие размер заработной платы. Интеллектуальный капитал. Вакантные рабочие места. Резюме.
Общение, как фактор успеха в карьере и личной жизни.
Как люди добиваются увеличения своих заработков. (2ч)
15

Зависимость заработков от образования. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы.
Что такое карьера и как она влияет на доходы. (1ч)
Профессиональная карьера. Основные этапы профессиональной карьеры. Подходы к формированию своей карьеры.
Как платят за творчество. (1ч)
Гонорар. Аванс. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий.
Как производство помогает творцу. (2ч)
Копия. Роялти. Интеллектуальная собственность. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда.
Что такое собственность и зачем она нужна людям. (2ч)
Собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Виды частной и
общественной собственности.
Как люди становятся собственниками. (1ч)
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.
За что можно лишиться собственности. (1ч)
Законодательные основания изъятия собственности. Банкротство. Значение банкротства для обеспечения нормального
функционирования экономики. Долг.
Экономика: как все это работает вместе. (2ч)
Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Маркетинг. Прибыль. Стартовый денежный капитал.
Превращение производственных ресурсов в товары. Организация продажи готовых товаров. Прибыль.
Итого: 34 часа
16

Условия для реализации программы
1.

Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников
7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2020 г

2. Интернет-ресурсы
3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
4. А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006
5. С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБОВита-Пресс,2004.
6. Карта по Древней истории.
7. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
8. Кроссворды.
9. Возможность использования информационных технологий на уроках экономики.

17

Литература для учителя
1. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
2. И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : ВитаПресс, 2005 г
3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
4. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
5. Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
6. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 1998
7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», Олимп, 1998
8. С Ю Витте. «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» - М: Фонд. «Начала», 1997 г
9. Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М. : Вита-Пресс, 2003 г
10. Т Н Сенгеева «Особенности и личности» - Методическое пособие для учителей. Улан-Удэ 2004 г
11. Н Б Ошорова, Г С Ошорова,. «Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся». Улан-Удэ 1999 г.
12. О Макарова, В Раев. «Тесты по экономике» - М. : Вита-Пресс, 1997 г.
13. Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. – Ярославль: Академия развития,
Академия Холдинг, 2003 г – 160 стр.
14. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
15. Кроссворды.
16. А К Маркова. Формирование мотивации ученика: книга для учителя – М: -1980 – 126 стр.
17. Карта по Древней истории.
18. А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита - Пресс», 2001 г – 592 стр

18

Литература для учащихся
1. Липсиц И. В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. :
Вита-Пресс, 2005 г
2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», Олимп, 1998
3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
4. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 1998
5. Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
6. Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М.: Вита-Пресс, 2003 г
Список литературы, использованной при написании программы
1. Закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного
учебного плана»
3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
4. Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
6. Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» - М.: «Вита - Пресс» 1999 г, М.: «Вита - Пресс» 1997 г.
7. И В Липсиц «Экономика 1 и 2 часть» М.: «Вита - Пресс», 2003 г-352 стр
8. О Ю Макарова, В А Раев. Тесты по экономике. Методическое пособие – М. ; «Вита - Пресс», 1997 г – 80 стр.

19

9. Н А Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений – 2
издание М: - Вита – Пресс, 2002 –96 стр.
10. В А Ситаров. Дидактика для учителя. Учебное пособие. М: Издательский центр Академия , 2004 – 368 стр.
11. О Ю Мамедов. Экономическая теория в школе: книга для учителя – Ростов на Дону: «Феникс»- 1996 – 544 стр.
12. Т Н Сенгеева. Особенности личности (познавательная сфера) составитель– Улан –Удэ 2004 –58 стр.
13. Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М; - 1998
14. Н.Б. Ошорова, Г.С. Ошорова. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
15. Б А Голуб. «Основы общей дидактики». Учебное пособие – М. Владос 1999
16. В А Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие – М. Академия 2004 г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».