Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
"Дружина юных пожарных»
7 класс
Составила: учитель Сапко В.Г.
В-Рождество
2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
Пояснительная записка кружка «Дружина юных пожарных» МБОУ «ВерхРождественская ООШ» составлена на основе: Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Санитарноэпидемиологические требования к общеобразовательным учреждениям СанПиН
2.4.2.2821-10», Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной
безопасности», «Положения о дружине юных пожарных МБОУ «ВерхРождественская ООШ» Частинского муниципального района Пермского края.
Направленность программы дружины юных пожарных — социальнопедагогическая (по содержанию), краткосрочная (на 1 год).
Она соответствует основным направлениям внеурочной деятельности в рамках
реализации ФГОС ООО:
-воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во
всех её проявлениях;
-экологически целесообразный
ресурсосбережение;
здоровый
и
безопасный
образ
жизни;
-социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей
среды;
-устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
-воспитание социальной ответственности и компетентности ;
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Дружина юных пожарных (ДЮП) создана с целью совершенствования системы
обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации,
пропаганды пожарно-технических знаний и реализации задач, направленных на
предупреждение пожаров и умений действовать при пожаре.
Отличительной особенностью данной программы является её вариативность:
возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать
изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные
блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания
способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального
опыта и повышению статуса профессии пожарного. Планируется привлечение к
проведению занятий работников пожарной охраны, медработников.
Цель программы:
создание условий для организации деятельности школьников по изучению
правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды
пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.
Развитие и популяризация Всероссийского общественного детско-юношеского
движения «Юный пожарный»;
создание условий для творческой самореализации обучающихся;
совершенствование системы обучения основам безопасности жизнедеятельности;
Задачи ДЮП:
Подготовка членов ДЮП к безопасной жизнедеятельности на целостной
системе мер, направленных на специальную физическую, нравственную и
морально-психологическую подготовку;
повышение образовательного уровня детей и подростков и их участие в
обеспечении пожарной безопасности, приобретение навыков и умений работы с
первичными средствами пожаротушения.
проведение противопожарной пропаганды.
профессиональная ориентация подростков.
участие
материалов.
в
распространении
наглядно-изобразительных
тематических
обучение навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшему на
пожаре; знакомство с достижениями науки и техники в области предупреждения
и тушения пожаров;
организация и участие в проведении смотров, конкурсов, олимпиад по
пожарной безопасности и военно-спортивных играх различного уровня.
Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении
пожара.
организация встреч с работниками и ветеранами пожарной охраны.
Формируемые УУД:
Предметные - 1. дать учащимся основы знаний о пожарной безопасности,
помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
2. ознакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения; умениям
правильно действовать в экстремальной ситуации.
3. обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи при ожогах, травмах
(переломах), кровотечениях;
4. формировать культуру безопасности жизнедеятельности детей и подростков в
экстремальных ситуациях (пожары бытовые).
Метапредметные результаты:
Познавательные: - изучение основ по правилам пожарной безопасности; умение предвидеть возможности возникновения пожара (причины, признаки,
последствия) и способы избегать пожар;
- ознакомление с первичными средствами пожаротушения, их предназначением и
применением;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, выдвигать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности;
- развитие навыков осторожного обращения с огнем.
- повышение образовательного уровня и профессиональная ориентация.
Регулятивные: -овладение обучающимися навыками самостоятельно определять
цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях,
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности;
Коммуникативные: - развитие умения выражать свои мысли и способности
слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время ликвидации последствий опасных ситуаций
(пожара);
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Личностные: - воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма,
гражданской ответственности, уважения к профессии пожарного;
- формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за
личную безопасность и коллективное дело, воспитание дисциплинированности;
- развитие внимания, памяти, творческих способностей и нравственных качеств
обучающихся;
- формирование навыков осторожного обращения с огнем. - воспитание
толерантных качеств;
- воспитание чувства личной ответственности за сохранность жизни и своего
здоровья, материальных ценностей;
- повышение образовательного уровня и профессиональная ориентация.
Характеристика участников образовательного процесса: Возраст участников
программы — 10-13 лет.
Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:
• Познавательный потенциал: любознательность; изобретательство; инициатива;
пытливость ума; желание творчества; стремление к прекрасному.
• Нравственный потенциал: прилежание; упорство и аккуратность; искренность и
правдивость;
внимательность;
наблюдательность;
готовность
помочь;
сопереживание; доброта; великодушие; желание разделить боль и радость другого
человека; чуткость; почтительное уважение к старшим; любовь к родителям.
• Физический потенциал: интерес к подвижным играм; интерес к занятиям
спортом; желание стать сильным, ловким.
Виды деятельности: изучение учащимися правовых норм государства, законов и
формирование ответственного к ним отношения; организация и проведение
внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков
правового поведения; сотрудничество с пожарными организациями в целях
просвещения учащихся; формирование способности руководствоваться в
ситуациях
нравственно-правового
выбора
мотивами
долга,
совести,
справедливости; активное сотрудничество с социумом и общественными
организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.
развитие творческой инициативы и активности, учащихся в интеллектуальной
деятельности; создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности'
учащихся в подготовке воспитательных мероприятий; стимулирование и
поощрение достижений учащихся в данном направлении; участие в массовых
мероприятиях; формирование понятий о здоровом образе жизни, способах
сохранения и укрепления своего здоровья; формирование личностных установок
на здоровый образ жизни через воспитание: ценностного отношения к здоровью,
природе, окружающей среде; волевых качеств личности с целью осознанного
отказа от действий и поступков, опасных для собственного и общественного
здоровья.
Формы внеклассной работы:
-тематические занятия, тренинги нравственного самосовершенствования;
экскурсии; дискуссии по нравственной тематике; шефская работа; конкурсы,
викторины противопожарной тематики; интерактивные игры (заочные
путешествия, игры-путешествия по станциям, квесты); мероприятия месячника,
посвященного противопожарной тематике; конкурсы чтецов, сочинений,
рисунков на противопожарные темы.
Ожидаемые результаты освоения программы:
По окончании обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны:
1. ЗНАТЬ: основные правила пожарной безопасности; причины возникновения
пожаров; первичные средства пожаротушения; виды огнетушителей и область их
применения; знаки пожарной безопасности и места их размещения; меры
предосторожности при обращении с огнём, правила поведения в экстремальных
ситуациях; правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и
обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим
током; главные исторические события становления пожарной охраны России
2. УМЕТЬ: выявлять нарушения правил пожарной безопасности; пользоваться
огнетушителями; работать пожарным инвентарём; различать знаки пожарной
безопасности; оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы
пожарно-прикладного спорта.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Организационно-вводное занятие. Презентация кружка. Формирование
отряда ДЮП. Выбор названия и командира. ТБ. Положение об отрядах ДЮП.
Цели и задачи юных пожарных. Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и
права члена кружка. Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор
актива.
Знакомство
с
оборудованием
кабинета
и
необходимыми
принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения
занятий.
Тема 2. Экскурсия в пожарную часть. Инструктаж по ТБ. Государственная
противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части,
государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования.
Дружины юных пожарных. Пожарная техника. Внутренний распорядок в
пожарных частях. Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о
развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Лекция
«Пожарная охрана России, история её возникновения и развития». Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в
Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства.
Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».
Тема 3. Подготовка недели (дня) пожарной безопасности в школе. Творчество на
противопожарную тематику (поделка из любого материала, мягкая игрушка,
рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее). Работы должны иметь
противопожарную направленность. План эвакуации и правила поведения при
эвакуации.
Тема 4. Подготовка агитбригады «Нет — пожарам!» Подбор стихов и песен для
сценария. Режиссура выступления. Подбор единой формы участников. Репетиции.
Знакомство с положением и программой соревнований. Подготовка и отработка
практических навыков по пожарно-прикладному спорту
Тема 5. Выступление на школьном этапе ДЮП. Правила построения и поведения
на слёте, порядок прохождения этапов, выступление с агитбригадой. Пробные
занятия по пожарно-прикладному спорту. Участие в районном мероприятии —
конкурсе ДЮП «Юный пожарный», «Школа безопасности».
Тема 6. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. Что такое огонь? Огонь - одно из
самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и
принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение
огня и пара в промышленности. Пожар - это неконтролируемый процесс горения,
сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий
опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня. Рассказать о том,
какую пользу или вред приносит огонь человеку, и как человек научился
управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении.
Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
Тема 7. Из истории пожарной охраны Опустошительные пожары на Древней
Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с
пожарами. История создания противопожарной службы в РФ и Пермского края
Тема 8. Отчего происходят пожары? Костер - как источник пожара. Игра с
фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями,
предметами
бытовой
химии.
Пожаровзрывоопасные
свойства
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров.
Возможная вероятность пожара. Пламя. искры, повышенная температура, дым,
токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода
– основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.
Тема 9. Порядок действий при пожаре. Поведение людей при пожаре. Способы
эффективного предупреждения негативных последствий беспорядочного
поведения людей при пожаре. Правила поведения при пожаре. Проведение
практических тренировок при пожаре. Телефон “ 01 ” Тестирование.
Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников.
Самовозгорание торфа. Лесные пожары. Способы тушения.
Тема 10. Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки.
Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и
искусственными ёлками. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами,
хлопушками, бенгальскими огнями Подготовка агитбригады и выступление перед
школьниками. Первичные средства пожаротушения. Вода – основное средство
тушения пожара. Опасность использования воды для пожаротушения
электросетей и установок, находящихся под напряжением. Взаимодействие воды
с калием, натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств тушения
небольших очагов пожара. Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для
пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара внутри
зданий. Углекислый газ, пена – химические средства для пожаротушения.
Огнетушители — первичные средства пожаротушения.
Тема 11. Противопожарный режим в школе и дома Нарушение правил пожарной
безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность
электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение
правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.
Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании.
Газовая плита. Человек сильнее огня. Демонстрация видеофильмов.
Тема 12. Берегите жилище от пожара. Правила пользования первичными
средствами пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей. Огнетушитель
химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители.
Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги.
Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. Пожарная
безопасность в местах массового скопления людей.
Тема 13. Знаки пожарной безопасности. Значение сигнальных цветов и знаков
безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их
смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков,
смысловое значение. План эвакуации и требования к нему.
Тема 14. Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара.
Признаки начинающегося пожара. Конкретные примеры пожаров в области,
районе, городе. С огнем не шути. Что делать, если загорелась одежда. Главное самообладание. Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками.
Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о
пожаре. Способы эвакуации из помещения.
Тема 15. Труд пожарных. Посещение музея пожарной охраны. Необходимость
профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с
пожарно-техническим вооружением.
Тема 16. Поведение людей при ЧС. Что нужно делать при пожаре? Тушение
пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования
огнетушителей. Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи
человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения
пожара. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной
безопасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.
Тема 17-18. Оказание первой помощи при ожогах, переломах Первая доврачебная
помощь при ожогах. Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды.
Первая медицинская помощь при ожогах и переломах. Искусственное дыхание.
Непрямой массаж сердца. Отработка навыка на манекене.
Тема 19. Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ». Привить интерес и уважение к
героической профессии «пожарного». Формирование волевых и моральнопсихологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе
группы.
Литература: А.Пиль. Пожарные. (Всё обо всём) — пер. с нем. А.А. Косарев). - М;
ООО «Издательство АСТ», 2010.
Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» Сборник
нормативных документов по организации и осуществлению государственного
пожарного надзора. - М; Полиграфлес, 2005.
Календарно-тематический план
№ п\п Название раздела
1.
2
3
4
5
6
Колво Дата
часов прове
дения
Организационно-вводное занятие. Цели и задачи 1
дружин юных пожарных, их структура и
обязанности. План работы дружины юных
пожарных.
Выбор
актива.
Знакомство
с
оборудованием
кабинета
и
необходимыми
принадлежностями
Экскурсия в пожарную часть. Инструктаж по ТБ. 2
Государственная противопожарная служба. Цель её
создания.
Структура:
пожарные
части,
государственный пожарный надзор.
Подготовка недели пожарной безопасности в
школе.
Проведение
бесед
для
младших
школьников.( Кто такие пожарные и что они
делают. Подвиги пожарных в Гражданской и
Великой Отечественной войнах, в годы мирного
строительства). Оформление уголка ДЮП.
Подготовка агитбригады «Нет — пожарам!»
Подбор стихов и песен для сценария. Режиссура
выступления. Подбор единой формы участников.
Репетиции. Выступление агитбригады.
Выступление на школьном этапе ДЮП. Правила
построения и поведения на слёте, порядок
прохождения этапов, выступление с агитбригадой.
Пробные занятия по пожарно-прикладному спорту.
Участие в районном мероприятии — конкурсе
ДЮП «Юный пожарный», «Школа безопасности».
Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. Что такое
огонь? Огонь - одно из самых больших чудес
природы. Миф о Прометее, который похитил огонь
и принес его людям. Огонь как целительная сила и
защита от болезней. Применение огня и пара в
промышленности. Пожар - это неконтролируемый
процесс
горения,
сопровождающийся
уничтожением
материальных
ценностей
и
создающий опасность для людей. Опустошительная
сила атомного огня. Рассказать о том, какую пользу
или вред приносит огонь человеку, и как человек
научился
управлять
огнем.
Неосторожное
обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
2
4
3
2
план
факт
7
8
9
10
11
электросети.
Шалость
детей
с
огнем.
Неосторожность
старших
при
курении.
Неосторожное обращение с пиротехническими
средствами.
Из истории пожарной охраны Опустошительные
пожары на Древней Руси. Необходимость
организованных государственных мер по борьбе с
пожарами. История создания противопожарной
службы в РФ и Пермского края.
Отчего происходят пожары? Костер - как источник
пожара. Игра с фейерверками, самопалами,
ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями,
предметами бытовой химии. Пожаровзрывоопасные
свойства легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей. Пожарная опасность телевизоров.
Возможная вероятность пожара. Пламя. искры,
повышенная
температура,
дым,
токсичные
продукты горения и разложения, пониженная
концентрация кислорода – основные факторы
пожара. Вторичные проявления опасных факторов
Первичные средства пожаротушения, порядок их
применения. Экскурсия в здание администрации с\
поселения Ножовское. Правила пользования
первичными
средствами
пожаротушения
(Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный
инструмент, его виды и назначение. Подсобные
средства тушения. Пожарный топор. Пожарный
лом. Пожарный крюк. Знаки безопасности и
пожарные
извещатели, тепловые,
дымовые,
световые, ультразвуковые. Понятия о приемных
станциях.
Назначение
охранно-пожарной
сигнализации. места их установки.
Чтобы ёлка принесла только радость. Правила
противопожарной
безопасности
в
период
проведения новогодних праздников дома и на улице
1
2
2
2
Противопожарный режим в школе и дома. 2
Противопожарные требования к территории и
помещениям школы. План эвакуации при
возникновении ЧС. Эвакуация при пожаре из
здания школы. (Предупреждение пожаров в
кабинетах физики, на детских утренниках и
праздниках
. 12
Берегите жилище от пожара. Правила пользования 1
первичными средствами пожаротушения.
13
Знаки пожарной безопасности. Знакомство со 2
знаками ПБ, их содержанием, применением,
значением для повышения уровня культуры в
области безопасности жизнедеятельности.
14
Спички - детям не игрушка. Действия при 2
возникновении пожара. Тип спичек. Меры
безопасности при обращении со спичками. Место
хранения спичек. Подготовка и проведение
мероприятия с детьми.
Труд пожарных. Посещение музея пожарной 2
охраны (виртуальная экскурсия). Подготовка
материалов для сообщений, презентации о работе
пожарных.
15
16
17
18
Правила поведения при возникновении очага 1
возгорания. Действия по устранению пожара в
начальной стадии (Правила вызова пожарных и
сообщения о пожаре. Способы эвакуации из
помещения), отработка правил поведения по
инструкции по ПБ. Проведение викторины
Первая медицинская помощь при различных 2
травмах на пожарах и ДТП. Обучение правилам
оказания
первой
медицинской
помощи
пострадавшим при пожаре и ДТП. Приглашение
медработника и выступление перед добровольными
юными пожарными.
Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ». Приглашение 1
ветерана пожарной службы. Беседа с участниками
кружка ДЮП.
ИТОГО: 34 часов
Список литературы:
Виноградова С.В. Юные друзья пожарных: Программа работы кружка,
конспекты занятий, внеклассные мероприятия. – Волгоград, Учитель, 2007.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь - друг, огонь — враг. Детская безопасность:
учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для
родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013.
Павлова О.В. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 –
11 классах(игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»). Изд. 3-е.
- Волгоград: Учитель, 2013.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и
классных часов.- Волгоград: Учитель, 2007.
Шипунов В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для
педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир»,
2013.