Юные инспектора движения, 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________
Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юные инспектора движения»
социальное направление
для учащихся 6 класса
на 2023-2024 учебный год

учитель:
Кустова Вера Павловна

с. Верх-Рождество, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной
деятельности социально-педагогического направления под редакцией В. А.
Горского.
Класс – 6. Количество занятий в неделю – 1 час. Количество часов в год –
34 часа. Срок реализации – 34 часа
Актуальность: развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта
породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается
значительное число детей и подростков, которые становятся причиной
дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного
травматизма
необходимо
обучение
детей
школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и
формирование у них специальных навыков. Если взрослый может
контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма
проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм
восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает
ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и
часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход
дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.
Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия:
даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, ведь то
морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом,
травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского
дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных
учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей
необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного
движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого
культурного человека. Правила дорожного движения являются важным
средством трудового регулирования в сфере дорожного движения,
воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной
предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований
Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного
движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В
течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного
движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Цель программы:
-создание условий для саморазвития и самореализации личности;
-обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного
образовательного процесса.
Задачи программы:
- привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного
движения;

- вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма.
Общая
характеристика программы: программа «Юные инспектора
движения» входит во внеурочную деятельность по направлению
социализации личности учащихся в обществе.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на
улицах городов и сельских населённых пунктов.
- творческие работы учащихся (изучение и создание тематических
иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий,
способствующих развитию их познавательных способностей, необходимых
для правильной и безопасной ориентации учащегося в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и
навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с
использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по
правилам и дорожного р.) и специальных упражнений (вводные, групповые,
индивидуальные).
Основные направления работы:
1.Изучение детьми Правил дорожного движения.
2.Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного
травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях.
3. Знакомство учащихся с оперативно-техническими средствами
регулирования дорожного движения.
4. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием
технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.
5. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за
свои поступки.
6. Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов
движения в духе гуманного отношения к людям.
Место курса в учебном плане
Данная рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа (1
час в неделю) в 6 классе со сроком реализации 1год.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на
доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу с целью изучения
программного материала.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами обучения являются:

- проявление познавательных интересов и активности в области знаний ПДД;
- овладение установками, нормами и правилами дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей.
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости,
в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
знаний ПДД;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
Предметные:
-овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения;
-Расширение знаний у учащихся о ПДД, направленных на сохранение жизни
и здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование первоначальных представлений о значении правил
безопасности дорожного движения.
-Развитие творческих способностей у учащихся, их интереса к
познавательной деятельности;
- Развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблемы;
Содержание курса внеурочной деятельности
№ Содержание курса
Форма
Основные виды внеурочной
п/
организации
деятельности обучающихся
п
внеурочной
деятельности
1 Введение
Организационные
вопросы
в Беседа, конкурс
рисунков,
(структура отряда, положение,
образовательную
обязанности).
Оформление
программу кружка. викторина.

уголка
«Дорога,
транспорт,
пешеход».
Практика. Оформление уголка по
безопасности ДД.
Беседа, занятиеПросмотр
видеофильма
История правил
(иллюстраций) и беседа «В
дорожного движения. практикум,
викторина занятие- какую
сторону
движется
(1ч)
кроссворд,
транспорт?». Упражнения на
сравнение рисунков: улица в
часы
пик
при
спокойном
движении;
улица
с
односторонним и двусторонним
движением; просёлочная дорога
и шоссе и др.
Моделирование
перекрёстка
дорог. Создание памятки «Как
переходить
перекрёсток».
Сравнение двух рисунков-схем
«Регулируемый
и
нерегулируемый перекрёсток».
Коллективное
разгадывание
кроссворда.
Знакомство с опасными местами
вокруг школы. Учиться видеть
движение
машин,
концентрировать внимание на
них. Знание дорожных знаков,
обозначающих
населённый
пункт.
Изучение правил
занятиеРисование дорожных знаков,
дорожного движения
исследование,
регулирующих движение на
(12ч.)
занятиежелезнодорожном
переезде.
практикум,конкурс Просмотр
рисунков
(фото,
рисунков,
видеофильмов)
с
разными
викторина
явлениями природы (ливень,
беседа
гроза, туман, гололёд, снегопад,
сильный ветер и др.) и
оценивание
особенностей
движения в этих условиях.
Беседа по вопросам: почему
затрудняется
вождение
автомобиля в плохую погоду?
Какими становятся тротуары и
шоссе, когда идёт сильный снег
или дождь? ). Рисование схемы
(1ч)

2.

3.

4

Основы оказания
первой медицинской
помощи

5

Участие и подготовка
к конкурсам.

«Тормозной путь». Подготовка
памятки «Внимание! Тормозной
путь!».Изменяется ли видимость
на дорогах во время тумана?
Составление
памятки
«Внимание! Плохая погода!».
Формирование
способности
оценивать своё поведение со
стороны. Формирование умения
планировать
и
оценивать
результаты своего поведения
Беседа, занятиеПервая помощь при ДТП.
исследование,
Информация, которую должен
занятие-практикум сообщить
свидетель
ДТП.
Аптечка автомобиля и ее
содержимое.
Наложение
различных
видов
повязок.
Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой
помощи при ушибах, вывихах,
ожогах,
обморожении,
переломах, обмороке, сердечном
приступе.
Формирование
способности оценивать своё
поведение
со
стороны.
Формирование
умения
планировать
и
оценивать
результаты своего поведения
Беседа, занятиеРешение задач, карточек по
практикум,
ПДД.
викторина.
Встречи с инспектором ГИБДД
конкурс рисунков, по
практическим
вопросам.
постановка
Разработка викторины по ПДД в
агитбригад.
уголок.
Проведение занятия в начальной
школе «Азбука дороги», «Сами
не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в
создании схемы «Безопасный
путь:
Дом-школа-дом».
Участие
в
конкурсах
по
правилам ДД.

Тематическое планирование
Тема, входящая в данный раздел
программы
Введение в образовательную программу
кружка.
История правил дорожного движения.
Изучение правил дорожного движения
Основы оказания первой медицинской
помощи
Участие и подготовка к конкурсам.

Количество
часов
1
1
12
16
4

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема занятия
Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога
Составление индивидуального безопасного маршрута
Работа по карте «Безопасный маршрут»
История создания первого светофора. Принцип работы современного
светофора
Тренировка в подаче сигналов регулировщика
Решение тестов и дорожных задач
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
Решение тестов и дорожных задач
Изготовление макетов дорожных знаков.
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
Информационные знаки. Знаки сервиса.
Решение тестов и дорожных задач
Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение
велосипеда. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп
велосипедистов.
Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей
тетради.
Велосипедист в дорожном движении. Работа учащихся с электронным
экзаменатором
Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных препятствий на
велосипеде
Фигурное вождение велосипеда в целом
Фигурное вождение велосипеда в целом
Повторение правил дорожного движения. Решение тестовых заданий
Виды кровотечений. Оказание первой помощи
Виды и техника наложения повязок.

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Травма головы , грудной клетки , живота
Оказание помощи пострадавшему при переломах
Ожоги. Степени ожогов. Обморожение. Степени обморожения
Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи
Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания
Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик»
Просмотр видеофильма по ПДД
Викторины. Конкурсы.
Работа учащихся с электронным экзаменатором
Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся
Итоговое занятие: подведение итогов работы за год, утверждение плана
работы на следующий год
Итого 34 часа.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное
оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и
мультимедийное оборудование). Для большинства уроков необходимы
тетрадь, раздаточные материалы, сборники задач, учебник.

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

Список литературы
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М.,
2017.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук.
– М.,2018
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех
понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М., 2017.
Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам
дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И.
Клочанов. – М., 2014.
Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В.
Миронов. – М., 2017.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2018.
Энциклопедия безопасности. – М.,2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».