Работа с текстом, 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________
Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
общеинтеллектуальная направленность
Образовательная область: филология
для обучающихся 9 класса
на 2023-2024 учебный год

учитель:
Кустова Вера Павловна

с. Верх-Рождество, 2023

Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой
культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на
подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения
обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Курс рассчитан на 32 часа (1 час в неделю с сентября по май)
Цели и задачи курса
Цель изучения курса:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к
ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по
русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами
русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению
итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой
аттестации;
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде
текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе
формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Основное содержание курса
Вводное занятие (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ) и критерии ее
оценивания.
Сжатое изложение (9 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения
(компрессии текста) текста. Понятие о микротеме. Абзацное членение текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Работа с текстом (12 часов)
Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы,
паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные
морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства
(звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической
окраски
слов:
функционально-стилистическая
и
эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые
иллюстрации орфографических норм.
Синтаксические
и
пунктуационные
нормы. Словосочетание.
Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных
норм.
Сочинение-рассуждение (13 задание ОГЭ) (9 часов)
Сочинение-рассуждение. Разработка содержания. Подбор обоснования.
Подбор примеров для обоснования лингвистического положения, понятия,
смысла строк.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста.
Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы,
доказывающие
правильность
понимания
текста.
Композиционное
оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Итоговая диагностика (1 час)
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
• Объяснять языковое явление;
• Уметь применять знания при тестировании;
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и
лингвистические
компоненты,
структурировать
информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать,
писать сжатое изложение;
• Определять лексическое значение слова по различению контекстных
значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической
сочетаемости, принципами синонимической замены;

• Работать над расширением словарного запаса;
• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• Определять синтаксические конструкции;
• Работать с текстовыми заданиями (внимательно читать формулировку
задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией
к учителю);
• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• Выполнять различные типы текстовых заданий;
• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в
бланке;
• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• Правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк
экзаменационной работы;
• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего
45 минут.
Предполагаемый результат: качественная подготовка обучающихся к
основному государственному экзамену по русскому языку в 9-ом классе в
новой форме.
Форма тематического планирования
Раздел
(модуль)/тема
1
1.
1

2
2.
1

2.
2

Кол-во
часов

Вводное занятие
Структура
экзаменационной
работы по
русскому языку
(ОГЭ) и критерии
ее оценивания.

1
1

Сжатое
изложение
Построение
сжатого
изложения. Этапы
работы над
изложением.
Микротема.
Абзацное
членение

9

Построение
сжатого
изложения

Форма
проведения
занятий

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Дискуссия

http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/

1

Дискуссия

https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/

3

Практикум

https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/

2.
3

Редактирование
изложения

5

Практикум

https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/

3
3.
1

Работа с текстом
Средства
выразительности

12
1

Дискуссия,
практикум

http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/

3.
2

Стилистика
русского языка

1

Круглый
стол

https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/

3.
3

Нормы русской
орфографии

2

Дискуссия,
практикум

http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/ http://www.gra
mota.ru/
https://skysmart.ru/

3.
4

Синтаксические и
пунктуационные
нормы

8

Дискуссия ,
практикум

http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/

4

Сочинениерассуждение
(задание 9 ОГЭ)
Разработка
содержания
сочинениярассуждения

9

5

Круглый
стол,
практикум

http://gia.edu.ru/
http://www.gramota.ru/

Сочинение4
рассуждение,
связанное с
анализом
содержания текста

Практикум

https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://www.gramota.ru/

Итоговая
диагностика

Практикум

https://rus-oge.sdamgia.ru/

4.
1

4.
2

1

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Кол
-во
часо
в

1.

Вводное занятие.
Структураэкзаменационной работы по русскому
языку (ОГЭ) и критерии ее
оценивания.

1

Работа по
заполнению
бланков, работа с
демоверсией

http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/

2.

Построение сжатого изложения. Этапы работы над
изложением. Микротема.
Абзацное членение текста.

1

Работа с текстом

http://gia.edu.ru/

3

Сжатие (компрессия)
текста. Способы сжатия
текста. Исключение.

1

Работа с текстом в
группе и паре

https://rusoge.sdamgia.ru/

4

Способы сжатия текста.
Упрощение.

1

Работа с текстом в
группе и паре

http://gia.edu.ru/

5

Способы сжатия текста.
Обобщение.

1

Работа с текстом в
группе и паре

http://gia.edu.ru/

6

Редактирование текста
изложения. Памятка «Как
работать над сжатым
изложением»

1

Работа с текстом в
группе и паре

http://gia.edu.ru/

7

Практическое занятие.
Написание сжатого
изложения.

1

Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста

https://rusoge.sdamgia.ru/

8

Практическое занятие.
Написание сжатого
изложения.

1

Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста

https://rusoge.sdamgia.ru/

9

Практическое занятие.
Написание сжатого
изложения.

1

Индивид. работа
по созданию
собственного
текста

https://rusoge.sdamgia.ru/

10 Анализ изложения. Работа
над ошибками.

1

Работа с текстами
обучающихся

https://rusoge.sdamgia.ru/

Вид деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

11 Средства выразительности
речи.

1

Работа с КИМ

http://www.fipi.ru/

12 Стилистика русского языка

1

Работа с КИМ

https://rusoge.sdamgia.ru/

13 Нормы русской
орфографии. Правописание
приставок

1

Работа с
тематическими
тестами

http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/

14 Нормы русской
орфографии. Правописание
суффиксов

1

Работа с
тематическими
тестами

15 Лексическое значение
слова. Стилистически
нейтральная лексика.
Синонимы.

1

Работа с
тематическими
тестами

http://gia.edu.ru/

16 Словосочетание. Виды
подчинительной связи в
словосочетаниях.

1

Работа с КИМ и
тематическими
заданиями

http://gia.edu.ru/

17 Грамматическая основа
предложения. Способы
выражения подлежащего и
сказуемого.

1

Работа с тестами

https://rusoge.sdamgia.ru/

18 Осложненное простое
предложение.
Обособленные члены
предложения.

1

Работа с тестами и
КИМ

https://rusoge.sdamgia.ru/

19 Предложения со словами,
грамматически не
связанными с членами
предложения. Вводные
слова и обращения, знаки
препинания при них.

1

Работа с тестами и
КИМ

http://gia.edu.ru/

20 Сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения.

1

Работа с КИМ и
тематическими
тестами

https://skysmart.ru/

21 Сложноподчиненные
предложения с
несколькими
придаточными. Виды
подчинительной связи.

1

Работа с КИМ и
тематическими
тестами

https://skysmart.ru/

22 Практическое занятие.
Выполнение заданий 2- 12

1

Индивидуальная
работа с

https://skysmart.ru/

https://rusoge.sdamgia.ru/

в формате ОГЭ.

практическим
заданием

23 Сочинение 13. Структура
сочинения. Критерии
оценивания.

1

Работа с текстом в
группе и парах

http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
http://www.gramota.ru/

24 Учимся формулировать
тезис

1

Работа с текстом в
группе и парах

https://rusoge.sdamgia.ru/

25 Учимся аргументировать.

1

Работа с текстом в
группе и парах

https://rusoge.sdamgia.ru/

26 Учимся писать вывод
сочинения

1

Работа с текстом в
группе и парах

https://rusoge.sdamgia.ru/

27 Использование
«шаблонов» в сочинении

1

Работа в группе и
парах

http://gia.edu.ru/

28 Практическое занятие.
Написание сочинения 13. 1

1

Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста

https://4oge.ru/

29 Практическое занятие.
Написание сочинения 13. 2

1

Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста

https://4oge.ru/

30 Практическое занятие.
Написание сочинения 13.3

1

Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста

https://4oge.ru/

31 Анализ сочинений. Работа
над ошибками.

1

Работа с
сочинениями
обучающихся

http://www.fipi.ru/

32 Итоговая диагностика.
Выполнение вариантов
заданий в формате ОГЭ.

1

Индивидуальная
https://rusработа с КИМ ОГЭ oge.sdamgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».