Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________
Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
общеинтеллектуальная направленность
Образовательная область: филология
для обучающихся 9 класса
на 2023-2024 учебный год
учитель:
Кустова Вера Павловна
с. Верх-Рождество, 2023
Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой
культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на
подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения
обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Курс рассчитан на 32 часа (1 час в неделю с сентября по май)
Цели и задачи курса
Цель изучения курса:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к
ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по
русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами
русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению
итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой
аттестации;
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде
текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе
формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Основное содержание курса
Вводное занятие (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ) и критерии ее
оценивания.
Сжатое изложение (9 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения
(компрессии текста) текста. Понятие о микротеме. Абзацное членение текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Работа с текстом (12 часов)
Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы,
паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные
морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства
(звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической
окраски
слов:
функционально-стилистическая
и
эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые
иллюстрации орфографических норм.
Синтаксические
и
пунктуационные
нормы. Словосочетание.
Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных
норм.
Сочинение-рассуждение (13 задание ОГЭ) (9 часов)
Сочинение-рассуждение. Разработка содержания. Подбор обоснования.
Подбор примеров для обоснования лингвистического положения, понятия,
смысла строк.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста.
Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы,
доказывающие
правильность
понимания
текста.
Композиционное
оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Итоговая диагностика (1 час)
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
• Объяснять языковое явление;
• Уметь применять знания при тестировании;
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и
лингвистические
компоненты,
структурировать
информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать,
писать сжатое изложение;
• Определять лексическое значение слова по различению контекстных
значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической
сочетаемости, принципами синонимической замены;
• Работать над расширением словарного запаса;
• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• Определять синтаксические конструкции;
• Работать с текстовыми заданиями (внимательно читать формулировку
задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией
к учителю);
• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• Выполнять различные типы текстовых заданий;
• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в
бланке;
• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• Правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк
экзаменационной работы;
• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего
45 минут.
Предполагаемый результат: качественная подготовка обучающихся к
основному государственному экзамену по русскому языку в 9-ом классе в
новой форме.
Форма тематического планирования
Раздел
(модуль)/тема
1
1.
1
2
2.
1
2.
2
Кол-во
часов
Вводное занятие
Структура
экзаменационной
работы по
русскому языку
(ОГЭ) и критерии
ее оценивания.
1
1
Сжатое
изложение
Построение
сжатого
изложения. Этапы
работы над
изложением.
Микротема.
Абзацное
членение
9
Построение
сжатого
изложения
Форма
проведения
занятий
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Дискуссия
http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
1
Дискуссия
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
3
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
2.
3
Редактирование
изложения
5
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
3
3.
1
Работа с текстом
Средства
выразительности
12
1
Дискуссия,
практикум
http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/
3.
2
Стилистика
русского языка
1
Круглый
стол
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
3.
3
Нормы русской
орфографии
2
Дискуссия,
практикум
http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/ http://www.gra
mota.ru/
https://skysmart.ru/
3.
4
Синтаксические и
пунктуационные
нормы
8
Дискуссия ,
практикум
http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/
4
Сочинениерассуждение
(задание 9 ОГЭ)
Разработка
содержания
сочинениярассуждения
9
5
Круглый
стол,
практикум
http://gia.edu.ru/
http://www.gramota.ru/
Сочинение4
рассуждение,
связанное с
анализом
содержания текста
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://www.gramota.ru/
Итоговая
диагностика
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
4.
1
4.
2
1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол
-во
часо
в
1.
Вводное занятие.
Структураэкзаменационной работы по русскому
языку (ОГЭ) и критерии ее
оценивания.
1
Работа по
заполнению
бланков, работа с
демоверсией
http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
2.
Построение сжатого изложения. Этапы работы над
изложением. Микротема.
Абзацное членение текста.
1
Работа с текстом
http://gia.edu.ru/
3
Сжатие (компрессия)
текста. Способы сжатия
текста. Исключение.
1
Работа с текстом в
группе и паре
https://rusoge.sdamgia.ru/
4
Способы сжатия текста.
Упрощение.
1
Работа с текстом в
группе и паре
http://gia.edu.ru/
5
Способы сжатия текста.
Обобщение.
1
Работа с текстом в
группе и паре
http://gia.edu.ru/
6
Редактирование текста
изложения. Памятка «Как
работать над сжатым
изложением»
1
Работа с текстом в
группе и паре
http://gia.edu.ru/
7
Практическое занятие.
Написание сжатого
изложения.
1
Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста
https://rusoge.sdamgia.ru/
8
Практическое занятие.
Написание сжатого
изложения.
1
Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста
https://rusoge.sdamgia.ru/
9
Практическое занятие.
Написание сжатого
изложения.
1
Индивид. работа
по созданию
собственного
текста
https://rusoge.sdamgia.ru/
10 Анализ изложения. Работа
над ошибками.
1
Работа с текстами
обучающихся
https://rusoge.sdamgia.ru/
Вид деятельности
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
11 Средства выразительности
речи.
1
Работа с КИМ
http://www.fipi.ru/
12 Стилистика русского языка
1
Работа с КИМ
https://rusoge.sdamgia.ru/
13 Нормы русской
орфографии. Правописание
приставок
1
Работа с
тематическими
тестами
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/
14 Нормы русской
орфографии. Правописание
суффиксов
1
Работа с
тематическими
тестами
15 Лексическое значение
слова. Стилистически
нейтральная лексика.
Синонимы.
1
Работа с
тематическими
тестами
http://gia.edu.ru/
16 Словосочетание. Виды
подчинительной связи в
словосочетаниях.
1
Работа с КИМ и
тематическими
заданиями
http://gia.edu.ru/
17 Грамматическая основа
предложения. Способы
выражения подлежащего и
сказуемого.
1
Работа с тестами
https://rusoge.sdamgia.ru/
18 Осложненное простое
предложение.
Обособленные члены
предложения.
1
Работа с тестами и
КИМ
https://rusoge.sdamgia.ru/
19 Предложения со словами,
грамматически не
связанными с членами
предложения. Вводные
слова и обращения, знаки
препинания при них.
1
Работа с тестами и
КИМ
http://gia.edu.ru/
20 Сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения.
1
Работа с КИМ и
тематическими
тестами
https://skysmart.ru/
21 Сложноподчиненные
предложения с
несколькими
придаточными. Виды
подчинительной связи.
1
Работа с КИМ и
тематическими
тестами
https://skysmart.ru/
22 Практическое занятие.
Выполнение заданий 2- 12
1
Индивидуальная
работа с
https://skysmart.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
в формате ОГЭ.
практическим
заданием
23 Сочинение 13. Структура
сочинения. Критерии
оценивания.
1
Работа с текстом в
группе и парах
http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
http://www.gramota.ru/
24 Учимся формулировать
тезис
1
Работа с текстом в
группе и парах
https://rusoge.sdamgia.ru/
25 Учимся аргументировать.
1
Работа с текстом в
группе и парах
https://rusoge.sdamgia.ru/
26 Учимся писать вывод
сочинения
1
Работа с текстом в
группе и парах
https://rusoge.sdamgia.ru/
27 Использование
«шаблонов» в сочинении
1
Работа в группе и
парах
http://gia.edu.ru/
28 Практическое занятие.
Написание сочинения 13. 1
1
Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста
https://4oge.ru/
29 Практическое занятие.
Написание сочинения 13. 2
1
Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста
https://4oge.ru/
30 Практическое занятие.
Написание сочинения 13.3
1
Индивидуальная
работа по
созданию
собственного
текста
https://4oge.ru/
31 Анализ сочинений. Работа
над ошибками.
1
Работа с
сочинениями
обучающихся
http://www.fipi.ru/
32 Итоговая диагностика.
Выполнение вариантов
заданий в формате ОГЭ.
1
Индивидуальная
https://rusработа с КИМ ОГЭ oge.sdamgia.ru/