Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________
Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР»
социальное направление
для учащихся 5- 9 классов
на 2023-2024 учебный год
учитель:
Кустова Вера Павловна
с. Верх-Рождество, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
внеурочной
деятельности
«Школьный
медиацентр»
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у
учащихся
медиакультуры
и
ключевых
информационных
и
телекоммуникационных компетентностей современного общества. Учащиеся
получат возможность познакомиться и поработать с различными видами
информации, представленными в разных форматах. Программа курса внеурочной
деятельности предусматривает непрерывность обучения и возможность
привлечения учащихся разных классов и возрастов.
Актуальность данного курса заключается в следующем: 21 век – век
информационных технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все
сферы деятельности человека. Средства массовой информации стремительно
переходят на цифровые платформы. Это позволяет передать необходимую
информацию большому количеству читателей (слушателей) в значительно
небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным
каналом получения информации из электронных СМИ. Задача школы – не только
научить подростка вычленять из любого источника информации ту, которая будет
для него полезна и актуальна, но и научить самому создавать то, что будет
полезно ему и окружающим. Специфика информационно – коммуникационных
технологий требует непосредственного участия детей в создании, обработке и
передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают более
высоким уровнем знаний и умений в использовании интернет-технологий.
Работа в школьном медиацентре позволит учащимся развить свои навыки в
сфере журналистики, попробовать себя в роли оператора, журналиста,
корреспондента, ведущего и сценариста. Работа над страничкой школы в
социальных сетях позволит сконцентрировать в одном месте полезную,
актуальную, необходимую информацию для учащихся и учителей школы.
Рабочая программа учебного курса «Школьный медиацентр», разработана
в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с
учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Верх-Рождественская основная
общеобразовательная школа»
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Количество
занятий - 34 (1 час в неделю). Особенностью программы является её
вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения
тем. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения
теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и творческими
выступлениями.
Цель программы: создание и развитие единого информационного
пространства школы, а также создание условий для развития творческого
потенциала школьников.
Задачи:
Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся;
Развивать речевые навыки обучающихся;
Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как
журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
Создать живую, активно работающую информационную среду;
Воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
приходить к компромиссу;
Научить старших участников медиацентра помогать младшим,
обучать их тому, чему уже они научились.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ (34 часа)
Раздел 1 (1 час) Вводное занятие
Теория: правила техники безопасности при работе в классе, на выездных
занятиях и экскурсиях. Закрепление знаний об основах ведения странички школы
в социальной сети ВКонтакте.
Практика: распределение обязанностей и ролей участников медиацентра.
Раздел 2 (5 часов) Обзор программ для создания контента
Теория: обзор бесплатных версий программ для создания картинок,
плакатов, видеороликов и др., обзор новых программ, доступных для
использования.
Практика: изучение инструментария основных программ для
создания контента, поиск и изучение новых программ, доступных для
использования.
Раздел 3 (3 часа) Разработка контент-плана
Теория: анализ контент-плана школьных СМИ с целью выявления плюсов и
минусов организации интернет-пространства. Определение своего вектора работы
медиацентра.
Практика: разработка постоянных рубрик для социальных сетей,
обоснование необходимости и полезности каждой из рубрик для учащихся и
педагогов школы.
Раздел 4 (7 часов) Создание новостных выпусков
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный
репортаж.
Практика: Запись выпусков новостей и репортажей. Монтаж видеоновостей.
Раздел 5 (5 часов) Интервью
Теория: структура и виды интервью, изучение вопросов интервьюера.
Практика: поиск героя, создание интервью. Промежуточная аттестация:
творческая работа
Раздел 6 (6 часов) Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео.
Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео Обсуждение
просмотренного на «круглом столе».
Раздел 7 (6 часов) Работа с программами
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами Movavi Video, VivaCut, PowerDirector,
CapCut, Filmora, InShot . Монтаж видео. Обработка фотографии в программе
Remini, BeCoco. Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 8 (1 час)Итоговое занятие.
Подведение итогов работы медиацентра за год. Практика: Анализ
просмотров и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных
моментов работы медиацентра в конкретном учебном году.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной
деятельности «Школьный медиацентр»
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и
логического мышления;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;
- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за
счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - формирование регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели
при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение
правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику
форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей
работы с помощью средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремление к координации различных
позиций в сотрудничестве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение,
координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности.
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека
в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития
личности ровесников.
Познавательные УУД:
умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных
жанрах и стилях;
умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать
видеоролики;
умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию
медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненныхситуациях.
развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;
развитие критического анализа;
формирование навыка работы в группе, а также формирование
взаимопомощи и взаимовыручки;
формирование навыка обработки и фильтрации большого объема
информации
№
п/
п
1
2
3
4
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 -9 КЛАСС
Наименование
Количество часов
разделов и тем
Всего Теория
Практика
программы
Введение
Обзор
программ для
создания
контента
Разработка
контент-плана
Создание
новостных
выпусков
Интервью
Операторское
мастерство
Работа с
7
программами
Итоговое
8
занятие
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6
1
1
0
5
1
4
3
0,5
2,5
7
2,5
4,5
5
1
4
6
2
4
6
1
5
1
1
0
10
24
3
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://vk.co
m/goodnews_fest
https://stepik.
org/course/81/prom
o
https://saumk
.ru/kursyzurnalistiki.html
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное пособие «Настольная книга журналиста». А.В. Колесниченко.
Издательство Аспект Пресс, 2013 г. 334 с.
Учебное пособие по специальному курсу «Журналистика и медиа» И.Б.
Александрова, А.В. Колесниченко., «Московский Государственный
Университет имени М.В. Ломоносова», Москва, 2022 г. 153 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Название пособия
Школа журналистики: учебнометодическое пособие.
Автор, издательство, год
А. Б. Венецкая. – Магнитогорск,
2008. – 96 с.
Учебное пособие по специальному курсу Е. Л. Вартанова.- Москва, 2022–
«ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИА»
153с.
Учебное пособие «Мастерство журналиста. Под ред. С.К.Шайхитдиновой. –
Практики обучения».
Казань., изд-во Казанского ун-та,
37 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Название ЭОР Активная ссылка на ЭОР (если ресурсы сети Интернет)
Пособие для
http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm
начинающих
журналистов
Портал для
https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo
журналистов
.ru/index
«Живое слово» .php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108
Портал медиа для
http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml
журналистов.
Теория и практика
Журналистика и
https://stepik.org/course/81/promo
медиаграмотность
. Обучающий курс
для начинающих
журналистов
Интернет-ресурсы
https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/