МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«02» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен»
для 5 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
учитель: Чикулаева Наталья Николаевна
с. Верх-Рождество, 2024
Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная
общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт: http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы учебного курса «Мой Пермский край. Странички далеких и близких
времен. 5 класс» - Чикулаева Наталья Николаевна, учитель.
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ -№
273 от 29.12.2012 г.;
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.;
3.
Примерная образовательная программа основного общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15;
4.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»;
5.
Федеральный перечень учебников, утверждѐнный приказом Министерства
образования Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
6.
Требования к оснащению образовательного процесса
содержательным наполнением учебных предметов;
7.
Устав ОУ, утверждѐнный
муниципального округа.
постановлением
в соответствии с
администрации
Частинского
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без
изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций
– вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие
школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает
художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории
своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для
самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной,
благородной работы.
В новых образовательных стандартах духовно-нравственному и гражданскопатриотическому воспитанию отводится особая роль, а гражданско-патриотической
работе с подрастающим поколением государством уделяется особое внимание.
Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего
поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых
образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Программа «Мой Пермский край» составлена для учащихся 5 классов
общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным пособием,
выпущенным издательством «Книжный мир» в 2015 г.
Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота малой родины,
знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории
и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
•
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и
настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе,
который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края,
страны;
•
прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать
и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
•
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать
в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
•
расширять исторический кругозор учащихся;
Воспитательные:
•
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим,
культурным и природным ценностям края;
•
воспитывать умение
окружающим социумом;
строить
позитивные
межличностные
отношения
с
•
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с
гражданским самосознанием.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
•
освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
•
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
•
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
•
сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях.
Коммуникативные результаты
•
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
•
умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
•
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
•
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
•
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнѐром;
•
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
•
умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
•
основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
•
проведение наблюдения под руководством учителя;
•
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
•
основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.
Регулятивные результаты:
•
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
•
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
•
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность
к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий.
Возможные способы оценки результативности образовательной деятельности
учащихся определяются нормативными документами образовательного учреждения
(Основной образовательной программой школы). Рекомендуемая форма организации
оценивания деятельности учащихся – продукт проектной и исследовательской
деятельности.
Программа реализована в варианте за счет части учебного плана, формируемой
участниками образовательного процесса (вариативная часть) и временно как вариант
учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России:
34 часа (один час в неделю в течение учебного года).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Данная примерная программа реализует требования, соответствующие ФГОС.
Курс «Мой Пермский край» подробно знакомит учащихся с историей, расширяет и
дополняет знания, полученные на уроках истории, связывает историю России с историей
родного края, формирует у обучающихся знание основ исторического пространства на
региональном уровне.
Курс «Мой Пермский край» позволяет глубже понимать исторические принципы и
закономерности, помогая изучению истории и других предметов учащимися, формирует
личность учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
Изучение данного курса предполагает активное участие учащихся в краеведческой
работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Изучение курса «Мой Пермский край» предполагает сочетание теоретических и
практических видов деятельности учащихся 5 класса.
Содержание программы
1.
Введение. 1час.
Пермский край – это большой, богатый край, часть страны, которая называется
Россией.
2.
Посмотрим глазами историка. 1час.
Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины прошлого. Что такое
лента времени.
3.
Пермский период. 1час.
Вся история Земли делится на геологические эры и периоды.
4.
Каменный век Прикамья. 1час.
В древние времена облик края несколько раз менялся. Тайна Писаного камня.
5.
Века металлов. 1час.
Как люди познакомились с металлами. Древности камской чуди. Пермский
звериный стиль.
6.
Кто живет, тот и названия дает. 1час.
Как появляются географические названия, имена и фамилии людей. Имена в
истории Прикамья: Стефан Великопермский, Пермские боги.
7.
Чердынь. Ныроб. 1час.
Чердынь – самый древний город на прикамской земле. Чердынь православная.
Чердынская крепость. Ныроб и Романовы. Ныроб православная. Строгановы. Ермак.
8.
Соликамск. Усолье. 1час.
Соль Камская – Соликамск. Усолье. Как варили соль. Демидовский сад. Имена в
истории Прикамья: Нарышкины, А.Н.Воронихин.
9.
Кунгур. 1час.
Кунгур – старинный город Прикамья. Роль благотворительности в развитии
Кунгура. Храмы Кунгура. Кунгурская ледяная пещера. Имена в истории Прикамья:
К.Т.Хлебников.
10.
Основание Перми. 1час.
Егошихинский завод. Пермь – столица огромной губернии. Пожар 1842 года.
Имена в истории Прикамья: В.Н.Татищев, А.Ф.Голубцов. Итоговый урок.
11.
Губернский город Пермь. 1час.
Храмы и исторические места города. Пермские музеи. Пермский госуниверситет –
старейший ВУЗ края. Имена в истории Прикамья.
12.
Замечательные жители Перми. Гости Перми. 1час.
Князья Максутовы. Любимовы и Каменские. Д.Д.Смышляев. Дягилевы. А.С.Попов.
Н.Г.Славянов. Н.В.Воронцов. Гости Перми.
13.
Коми – пермяцкий округ. 1час.
История округа, знаменательные люди, исторические места. Святыни и святые.
14.
Старинные города и поселки Прикамья. 15 час.
Оса, Оханск, Ильинский, Очер, Добрянка, Чѐрмоз, Нытва, Лысьва, Пожва, Суксун,
Орѐл, Кын-завод, Павловский, Орда, Всеволодо-Вильва, Бикбарда, Пыскор.
Имена в истории Прикамья: Сведомские.
15.
Горное дело и развитие Прикамья. 1час.
Старинные заводы Пермского края и их продукция.
16.
Новые города Прикамья. 1час.
Достопримечательности городов Прикамья.
17.
Прикамье в военные годы. 1час.
18.
Прикамье литературное. 1час.
19.
Проект «Мое путешествие». 1час.
20.
Итоговое занятие.1 час.
Тематическое планирование курса «Мой Пермский край»
№
Всего
Тема
п/п
1
Введение.
часов
1
2
Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край,часть страны, которая называется Россией.
Посмотрим глазами историка.
1
3
Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины прошлого. Что такое лента времени.
Пермский период.
1
4
Вся история Земли делится на геологические эры и периоды.
Каменный век Прикамья.
1
5
В древние времена облик края несколько раз менялся.
Века металлов.
1
6
Как люди познакомились с металлами.
Кто живет, тот и названия дает
1
7
8
9
10
11
12
13
Как появляются географические названия, имена и фамилии людей.
Чердынь. Ныроб
Соликамск. Усолье
Кунгур
Основание Перми
Губернский город Пермь.
Замечательные жители Перми. Гости Перми
Коми – пермяцкий округ
1
1
1
1
1
1
1
14
История округа, знаменательные люди, исторические места.
Старинные города и поселки Прикамья
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
0са. Оханск
Ильинский. Очер
Добрянка
Чермоз
Нытва
Лысьва
Пожва. Суксун
Орел
Кын-завод
Павловский
Орда
Всеволодо-Вильва
Бикбарда
Пыскор
Горное дело и развитие Прикамья
Новые города Прикамья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
Березники, Краснокамск, Чайковский
Прикамье в военные годы
Прикамье литературное
Проект «Мое путешествие»
1
1
1
34
Итоговое занятие
Итого:
1
34
Учебно-методическое обеспечение
1. Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд-во «Книжный мир», «Мой Пермский край»(Странички далеких и близких
времен), -2015.