Должностная интрукция социального педагога

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
(протокол от 28.10.2024 г. № 2)

приказом МБОУ «Верх-Рождественская
ООШ» № 281 от 13.12.2024

Должностная инструкция социального педагога МБОУ
«Верх-Рождественская ООШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет требования к квалификации,
должностным обязанностям, правам и ответственности работников, занимающих
должность «Социальный педагог» в МБОУ «Верх-Рождественская ООШ» (далее –
образовательная организация).
1.2. Должностная инструкция подготовлена в соответствии с Трудовым кодексом РФ,
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»,
утвержденным приказом Минтруда России от 30.01.2023 № 53н.
1.3. Работник, занимающий должность социального педагога, относится к категории
педагогических работников.
1.4. Социальный педагог подчиняется руководителю образовательной организации.
1.5. Социальный педагог принимается и освобождается от должности руководителем
образовательной организации.
1.6. В период отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности
исполняет работник, назначенный руководителем образовательной организации, который
приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Не урегулированные настоящей должностной инструкцией положения определяются в
соответствии с Трудовым кодексом, профстандартом и иными нормативными правовыми
актами в сфере трудовых отношений, Правилами внутреннего трудового распорядка,
иными локальными нормативными актами образовательной организации.
2. Требования к квалификации и особые условия допуска к работе
2.1. На должность социального педагога принимается или переводится лицо, имеющее
один из следующих вариантов квалификации:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования «Образование и педагогические науки».
ИЛИ
Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением
его после трудоустройства.
2.2. Требования к опыту практической работы для занятия должности: нет.
2.3. Особые условия допуска к работе:
 отсутствие установленных законодательством РФ ограничений на занятие
педагогической деятельностью;
 прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров,
психиатрических освидетельствований (по необходимости), прохождение инструктажей
в соответствии с требованиями законодательства РФ.
2.4. Для исполнения своих должностных обязанностей социальный педагог должен знать:

 международный документ «Конвенция о правах ребенка», законодательство РФ, субъекта
РФ, нормативные правовые акты муниципального образования в сфере обучения и
воспитания;
 нормативные правовые акты РФ в области образования, воспитания, социальной работы с
детьми и молодежью;
 методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности
обучающихся, выявления их потребностей;
 подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся в
процессе образования;
 способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
 особенности формирования социальной компетентности у обучающихся разного
возраста;
 основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся,
помощи им в освоении социальных ролей;
 основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и
молодежи в процессе социализации;
 подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени
обучающихся;
 способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с
целью расширения их социокультурного опыта;
 формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной
жизненной ситуации;
 основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся;
 формы и методы профилактической работы с детьми, подростками и семьями группы
социального риска;
 социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации обучающихся,
проявлявших девиантное поведение;
 способы обеспечения досуговой занятости обучающихся;
 теорию и методику организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в
каникулярное время;
 теорию и методику социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту
жительства;
 нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических
работников за жизнь и здоровье обучающихся;
 требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические
требования к организации работы с обучающимися;
 права и свободы обучающихся в области образования;
 формы и методы консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и
обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся;
 механизмы реализации социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении
образовательных программ;
 особенности формирования социальной компетентности обучающихся разного возраста;
 основные направления и виды деятельности обучающихся, обеспечивающие расширение
у них актуального социокультурного опыта;
 формы и методы организации социально и личностно значимой деятельности
обучающихся разного возраста;
 методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации,
обеспечения позитивного общения обучающихся;
 технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании
индивидуального маршрута, ситуациях самоопределения;
 технологии социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной
жизненной ситуации и социально опасном положении;
 формы и методы профилактики социальных девиаций, работы с детьми, подростками и
семьями группы социального риска;

 особенности детей, проявляющих девиантное поведение, имеющих различные формы
зависимостей;
 педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, проявлявших
девиантное поведение;
 формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;
 механизмы обеспечения досуговой занятости обучающихся, проведения
культурно-просветительных мероприятий;
 социально-педагогический потенциал различных институтов социализации, методы его
изучения и условия эффективной реализации;
 формы социального партнерства институтов социализации в целях позитивной
социализации обучающихся;
 источники актуальной информации в области социально-педагогической поддержки
обучающихся в процессе социализации;
 подходы к методическому обеспечению программ социально-педагогической поддержки
обучающихся в процессе социализации;
 особенности современной семьи, семейного воспитания, работы с родителями, их
консультирования;
 социально-педагогические средства поддержки обучающихся в построении социальных
отношений, социальной адаптации;
 нормативно-правовые акты в области трудоустройства, патроната, обеспечения жильем,
пособиями, пенсиями, оформления сберегательных вкладов, использования ценных бумаг
обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
 механизмы программно-методического обеспечения социального партнерства
институтов социализации по вопросам социально-педагогической поддержки
обучающихся;
 подходы к программно-методическому обеспечению социально-педагогической работы с
детьми и молодежью по месту жительства;
 средства профилактики социальных рисков, девиантного поведения
 методика социальной реабилитации обучающихся;
 основы образовательного менеджмента, управления воспитательным процессом,
организационной культуры;
 формы и методы контроля реализации программ и мероприятий по
социально-педагогической поддержке обучающихся;
 методы диагностики и анализа результатов реализации программ и мероприятий по
социально-педагогической поддержке обучающихся;
 современные информационные технологии.
2.5. Для исполнения своих должностных обязанностей социальный педагог должен уметь:
 осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения жизненных ситуаций
обучающихся;
 применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности
обучающихся для выявления их потребностей;
 определять необходимый перечень мер социально-педагогической поддержки
обучающихся;
 определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся;
 разрабатывать программы формирования у обучающихся социальной компетентности;
 разрабатывать мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной
ситуации;
 проектировать содержание социально и личностно значимой деятельности обучающихся
с целью расширения их социокультурного опыта;
 планировать работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с
учетом специфики их социальных проблем;
 планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся;
 разрабатывать меры социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное
поведение;

 разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся в
образовательной организации и по месту жительства;
 согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению
позитивной социализации обучающихся;
 оказывать обучающимся первую помощь;
 проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и
обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования;
 реализовывать меры социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении
образовательных программ;
 проводить занятия и культурно-просветительные мероприятия по формированию у
обучающихся социальной компетентности;
 организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся с целью
формирования у них социокультурного опыта;
 оказывать консультационную помощь обучающимся в принятии решений в ситуациях
самоопределения;
 применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив
обучающихся;
 проводить мероприятия по адресной социально-педагогической поддержке
обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их
социальных проблем;
 применять социально-педагогические технологии профилактики девиантного
поведения обучающихся;
 организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и
семьями группы социального риска;
 применять педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся,
проявлявших девиантное поведение;
 организовывать досуговую деятельность обучающихся;
 согласовывать содержание совместной деятельности с социальными институтами по
обеспечению позитивной социализации обучающихся;
 координировать совместную деятельность с социальными институтами по
социально-педагогической поддержке обучающихся;
 осуществлять поиск и анализ информационных ресурсов, методической литературы,
инновационного опыта;
 осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ
социально-педагогической поддержки обучающихся;

разрабатывать
информационно-методические
материалы
для
программ
социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их
участников – педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся;
 формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей
(законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации
обучающихся;
 оказывать обучающимся организационно-педагогическую поддержку в построении
социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
 реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся из
числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
 осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по
профилактике девиантного поведения обучающихся;
 осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий
по социальной реабилитации обучающихся;
 проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды;
 реализовывать организационные меры и методическое сопровождение совместной
деятельности социальных институтов по социально-педагогической поддержке разных
категорий обучающихся;

 осуществлять контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по
социально-педагогической поддержке обучающихся;
 работать в цифровой образовательной среде.
3. Трудовые функции и должностные обязанности
3.1. Социальный педагог в рамках трудовой функции «Планирование мер
социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации» выполняет
следующие трудовые действия (должностные обязанности):
 анализирует жизненные ситуации обучающихся;
 разрабатывает меры социально-педагогической поддержки обучающихся;
 проектирует программы формирования у обучающихся социальной компетентности,
социокультурного опыта;
 разрабатывает меры социально-педагогического сопровождения обучающихся, в том
числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
 разрабатывает меры профилактики социальных девиаций среди обучающихся;
 планирует совместную деятельность с институтами социализации в целях обеспечения
позитивной социализации обучающихся.
3.2.
Социальный
педагог
в
рамках
трудовой
функции
«Организация
социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации» выполняет
следующие трудовые действия (должностные обязанности):
 организует социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе образования;
 реализует культурно-просветительные программы и мероприятия по формированию у
обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
 организует социально-педагогическую поддержку обучающихся, в том числе
находящихся в трудной жизненной ситуации;
 проводит профилактическую работу с обучающимися группы социального риска;
 организует социальную реабилитацию обучающихся, проявлявших девиантное
поведение;
 обеспечивает досуговую занятость обучающихся;
 организует совместную деятельность с социальными институтами в целях позитивной
социализации обучающихся.
3.3. Социальный педагог в рамках трудовой функции «Организационно-методическое
обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся» выполняет следующие
трудовые действия (должностные обязанности):
 разрабатывает методические материалы для реализации программ и мероприятий по
социально-педагогической поддержке обучающихся;
 разрабатывает методические материалы для консультирования обучающихся по
построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
 осуществляет методическое сопровождение деятельности педагогов по развитию у
родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
 обеспечивает организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с
институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся;
 организует и обеспечивает методическое обеспечение мониторинга деятельности по
социально-педагогической поддержке обучающихся.
3.4. При исполнении своих должностных обязанностей социальный педагог должен
соблюдать:
 законодательство Российской Федерации в сфере образования;
 нормы и правила охраны труда, правила пожарной безопасности и требования
антитеррористической защищенности, в том числе при угрозе совершения, совершении
террористического акта, иной чрезвычайной ситуации;
 Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
 правовые, нравственные и этические нормы, нормы профессиональной этики
образовательной организации;


локальные
и
распорядительные
акты,
регламентирующие
организацию
профессиональной деятельности;
 устав образовательной организации.
3.5. При выполнении своих должностных обязанностей социальный педагог обязан:
 бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц) и
работников образовательной организации;
 незамедлительно сообщать работодателю о возникновении ситуации, представляющей
угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе
имущества третьих лиц, находящегося у работодателя);
 уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и работников образовательной
организации;
 систематически повышать свой профессиональный уровень;
 проходить вакцинацию (в соответствии с национальным календарем профилактических
прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям), иметь
личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных
исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях.
4. Права
4.1. Социальный педагог имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям
трудового законодательства, в том числе право на:
 рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны
труда и условиям, предусмотренным коллективным договором образовательной
организации;
 своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
 отдых в виде еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых
ежегодных отпусков;
 дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым
кодексом РФ, иными нормативными актами;
 получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране
труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством, о
специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также
о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
 обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
 гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ,
коллективным договором и локальными нормативными актами образовательной
организации, трудовым договором;
 объединение, включая право на создание профессиональных организаций
(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и
законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
 защиту профессиональной чести и достоинства своих трудовых прав, свобод и законных
интересов всеми не запрещенными законом способами;
 разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном
Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
 свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную
деятельность;
 иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные действующим
законодательством.
4.2. Социальный педагог вправе в случае задержки выплаты заработной платы на срок
более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь
период до выплаты задержанной суммы.

5. Ответственность
5.1. Социальный педагог в соответствии с законодательством РФ может быть привлечен к
дисциплинарной и материальной ответственности.
5.2. Социальный педагог привлекается к ответственности:
 за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном
действующим трудовым законодательством РФ;
 правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей профессиональной
трудовой деятельности, – в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
 причинение ущерба образовательной организации – в порядке, установленном
действующим трудовым законодательством РФ;
 иные случаи, установленные действующим законодательством.
С настоящей инструкцией ознакомлен. Один экземпляр получил на руки и обязуюсь
хранить на рабочем месте.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».