Аннотация к рабочей программе по географии УМК «География. Полярная звезда»
5-9 класс.
Рабочая программа линии УМК «География. Полярная звезда» (5–9 классы) для
основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, Примерной основной
образовательной
программы основного
общего
образования, одобреной
решением
федеральногоучебно-методического
объединения по
общему
образованию (одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15); Программы
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И.
Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2019.
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Полярная
звезда» для 5-9 классов (авт. Алексеев А.И, Липкина Е.К., Николина В.В. и
др.),
входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования»)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития
и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных
качеств личности. Рабочая программа линии УМК «География. Полярная звезда» (5–9
классы)» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего
образования. В 2020- 2021 учебном году реализуется в 5-6 классах. Общее число учебных
часов за пять лет обучения — 272 часа,
Согласно программе, на изучение географии с 5 по 9 классы отводится 280 ч. 5
класс – 35 ч., из них 5 ч. резервное время 6 класс – 35 ч., из них 5 ч. резервное время 7
класс – 70 ч., из них 12 ч. резервное время 8 класс – 70 ч., из них 10 ч. резервное время 9
класс –70 ч., из них 15 ч. резервное время В ГБОУ СОШ пос. Прибой в учебном плане
выделяется: 5 класс – 34 ч. 6 класс – 34 ч. 7 класс – 68 ч. 8 класс – 68 ч. 9 класс – 68 ч.
Итого 272 часа.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., "География 5-6класс"
Просвещение 2020, 2021
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., "География 7 класс"
Просвещение.
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., "География 8 класс"
Просвещение.
Алексеев А.И., "География 9 класс" Просвещение.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у
учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни
для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного
поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
формирование посредством географических
знаний
мировоззренческой
ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных
ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности, толерантности;
формирование целостной картины мира через познание многообразия
современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до
глобального);
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества)
как важного фактора формирования общества и личности;
понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими
явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного
отношения к окружающей среде;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире;
приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
формирование умений использования приборов и инструментов, технических и
информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и
адекватной оценки полученных результатов.
Курс географии в основной школе включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Источники географической информации
Раздел 2. Природа Земли и человек
Раздел 3. Население Земли
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Раздел 5. Особенности географического положения России
Раздел 6. Природа России
Раздел 7. Население России
Раздел 8. Хозяйство России
Раздел 9. Районы России
Раздел 10. Россия в современном мире
Для изучения курса географии в основной школе используются следующие
образовательные технологии:
Классно-урочная технология
Игровые технологии
Проблемное обучение
Групповые технологии
Информационные технологии
Проектная деятельность
Результаты обучения географии в основной школе:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания населяющих её
народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и
образу жизни
других
народов;
осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться .
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об
их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных
этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего
образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые
географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к
курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.
Практические работы:
5 класс: 5 работ
6 класс: 5 работ
7 класс: 15 работ
8 класс: 15 работ
9 класс: 10 работ