Аналитическая справка по результатам самоанализа РППС в старшей и младшей разновозрастных групп
в соответствии с ФГОС ДО
Воспитатель старшей разновозрастной группы: Бородкина Надежда Михайловна
Краткая характеристика группы:
- общее количество детей (12) человек, возраст (4 -7) лет.
-группу посещают (4) мальчиков и (8) девочек.
- наличие детей с ограниченными возможностями здоровья: нет
Воспитатель младшей разновозрастной группы: Головнина Татьяна Николаевна
Краткая характеристика группы:
- общее количество детей (14) человек, возраст (1,5 - 4) лет.
-группу посещают (7) мальчиков и (7) девочек.
- наличие детей с ограниченными возможностями здоровья: нет.
Дата проведения самоанализа 24.03.2019 г
1. Критерии
Оценка критериев производится по 3-х бальной шкале (1 балл - не соответствует, 2 балла - соответствует частично, 3 балла – соответствует
полностью)
№
Критерии
Описание развивающей среды
Баллы
Отражение критерия в РППС
1
Безопасность и
психологическая
комфортность
пребывания детей в
группе
РППС безопасна для
физического здоровья и
отвечает требованиям СанПин
2.4.1.3049-13 (закреплена,
маркировка, гигиеническая
обработка).
Оборудование и игрушки
изготовлены из безопасных для
здоровья материалов. (имеются
сертификаты)
Имеют возрастную
адресованность.
РППС ограждает детей от
отрицательных эмоций,
3
Материалы и оборудование РППС в группах
соответствует
санитарно
гигиеническим
требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее
эстетически привлекательно и развивающее.
Мебель закреплена к стенам, соответствует росту и
возрасту детей, игрушки - обеспечивают
максимальный для данных возрастов развивающий
эффект. В группах создана комфортная предметнопространственная среда, что соответствует
возрастным
гендерным,
индивидуальным
особенностям детей. Развивающая среда имеет
гибкое зонирование, что позволяет детям в
соответствии со своими интересами и желаниями в
одно и то же время свободно заниматься, не мешая
3
3
3
Необходимо
пополнить и
обновить
проявления страха,
неуверенности, беспокойства.
Не провоцирует на агрессивные
действия, насилие, проявление
жестокости.
Материалы ориентированы на
гендерное соотношение в
группе.
Эстетическое оформление
РППС.
Учет «зоны ближайшего
развития»
Итого:
общий балл
средний балл
3
3
2
2
22
2.7
при этом друг другу, разными видами деятельности.
Все игры и материалы в группах расположены
таким образом, что каждый ребёнок имеет
свободный доступ к ним.
В уголках для девочек размещены такие сюжетноролевые игры как: «Парикмахерская», «Больница»,
«Магазин», «Модница», «Столовая». Мальчики
объединены общим конструктивно-строительным
интересом,
для
удовлетворения
которого
размещены конструкторы разных размеров и
фактуры, имеются различные виды транспорта.
Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что
реализует гендерное воспитание детей. Для детей
старшего возраста замысел основывается на теме
игры, поэтому полифункциональная предметная
среда пробуждает активное воображение детей, и
они всякий раз по-новому перестраивают
имеющиеся игровые пространства, используя
гибкие модули, ширмы, занавески, стулья.
Трансформируемость предметной среды позволяет
детям
по-новому
взглянуть
на
игровое
пространство с иной точки зрения, проявлять
активность в обустройстве места игры и предвидеть
её результаты.
ВЫВОД:
Развивающая
предметнопространственная среда обеих групп обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности
детей, взрослых, содержательно насыщена,
трансформируема,
полифункциональна,
вариативна, доступна и безопасна, такая
организация
пространства
позволяет
дошкольникам выбирать интересные для себя
занятия, чередовать их в течении дня, а
воспитателю организовывать образовательный
процесс с учётом индивидуальных особенностей
детей.
2
Насыщенности
Соответствие объектов среды
возрастным возможностям
детей
Подбор материалов в
соответствии с темой
В группе отражены награды,
лесенки успеха, атрибуты для
самооценки
Имеется уголок уединения и
тишины
Имеются детские персональные
предметы и игрушки
Имеются семейные
фотоальбомы
Имеются почтовые ящики для
переписки с родителями
Оформлен стенд добрых дел
Имеются алгоритмы
выполнения разных видов
деятельности от задумки до
результата
Итого:
общий балл
средний балл
1.
Социальнокоммуникативное развитие:
В РППС представлен игровой
материал для развития игровой
деятельности с целью освоения
различных социальных ролей:
3
3
3
2
3
2
2
2
3
22
2.7
2
Подбор материалов и оборудования в соответствии
с темой, решаемыми образовательными задачами,
ведущей деятельностью является: в раннемпредметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет
сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами).
Материалы и оборудование интересны детям
группы, стимулируют их активность в разных видах
деятельности (от задумки до результата).
В группе имеются награды, подарки, модели
лесенки успеха, экраны оценки и пр. атрибуты для
оценки и самооценки.
В РППС: уголок уединения, тишины, портфолио
ребенка, предметы инд. пользования, персональные
предметы и игрушки (сокровищницы), семейные
фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики
для переписки с родителями, специальное место в
раздевалке, где можно поблагодарить, отметить
инициативных, активных родителей.
В группах имеются алгоритмы выполнения разных
видов деятельности от задумки до результата
(рисование,
лепка,
игра,
конструирование,
познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и
девочек с вариантами выбора задумки, средств,
способов деятельности.
Игры,
игрушки,
альбомы
создаются,
преобразовываются в соответствии с принципом
минимакс (низкий, средний, высокий уровни).
Определяются объекты, не востребованные детьми,
для педагогов стоит задача: понять причину,
устранить её. Востребованные объекты необходимо
доработать с учетом темы, интересов детей,
дополнять их вариантами.
Для социально-коммуникативного развития в
группах представлены:
центр игры:
- картотеки индивидуальных и совместных игр,
детские персональные предметы и игрушки;
центр безопасности:
Игрушки-персонажи
и
ролевые атрибуты;
Игрушки-предметы
оперирования;
Маркеры
игрового
пространства.
РППС обеспечивает
возможность усвоения норм и
ценностей во
взаимоотношениях, принятых в
обществе.
РППС способствует к
формированию позитивных
установок к различным видам
труда и творчества.
РППС формирует основы
безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Материалы РППС учитывают
формирование гендерной,
семейной, гражданской
принадлежности,
патриотических чувств.
Итого:
общий балл
средний балл
2.
Речевое развитие:
РППС способствует
обогащению активного словаря.
РППС обеспечивает
возможность знакомства с
художественной литературой.
3
3
3
3
17
2,8
2
3
- комплекты обучающихся карточек: «Уроки
безопасности», «Правила дорожного движения»,
«Если я остался дома один»;
дидактические
игры:
«Как
избежать
неприятностей», «Оказание первой помощи»,
«Спички детям не игрушка», «Осторожно, острые
предметы»;
центр
социально-эмоционального
развития:
семейные альбомы, групповые фотографии,
детские рисунки, картотеки с упражнениями по
развитию
произвольной
саморегуляции,
психофизического состояния, музыка для отдыха;
патриотический центр – гимн, флаг России, портрет
президента, герб, подборка иллюстрированного
материала: «День победы», «Великая отечественная
война», «Отечественная война 1812г», «Защитники
отечества», «Расскажите детям о космосе и
космонавтике»,
«Наша
родина
Россия»,
«Московский Кремль», «Традиции нашей родины»,
«Народные промыслы России».
ВЫВОД: постоянная, непрерывная работа по
данной образовательной области способствует
социально-коммуникативному развитию каждого
ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными
и самостоятельными, целеустремлёнными и
уверенными в себе, общительными, более
внимательными и заботливыми по отношению к
сверстникам
и
взрослым;
способным
к
взаимопониманию и сотрудничеству. У детей
формируется способность совместно принимать
решения и следовать к их выполнению.
Речевой центр «Будем говорить правильно»:
- картотеки: «Дидактические игры по развитию
речи»,
«Артикуляционная
гимнастика»,
«Пальчиковая гимнастика», «Гимнастика для глаз»,
«Пословицы и поговорки», «Логопедические
задания», «Скороговорки и чистоговорки»,
РППС создает условия для
развития речевого творчества
детей.
РППС способствует развитию
звуковой и интонационной
культуры речи,
фонематического слуха.
РППС создает предпосылки к
обучению грамоте.
Итого:
общий балл
средний балл
3. Познавательное развитие:
Формирование элементарных
математических представлений.
3
2
3
13
2,6
2
- дидактический материал «Логопедическое лото»,
«Тренажёр для интеллекта», «Звуки»,
- обучающие карточки: «Дикие звери», «Школьные
принадлежности», «Бытовые приборы», «Офисная
техника и оборудование», «Грамматика в
картинках. Ударение», «Грамматика в картинках.
Словообразование», «Грамматика в картинках.
Говори правильно», «Грамматика в картинках.
Множественное число», «Грамматика в картинках.
Один – много», «Грамматика в картинках.
Антонимы прилагательные», «Грамматика в
картинках. Антонимы глаголы», «Грамматика в
картинках. Многозначные числа»;
-рассказы по картинкам: «Мой дом», «Распорядок
дня», «Кем быть?», «Теремок», «Репка», «Курочка
Ряба», «Колобок», «Профессии», «В деревне»;
- лото: «Сказочные герои», «Уютный домик»,
«Приключение кота Леопольда»;
- султанчики;
- зеркала с упражнениями;
- пальчиковый и кукольный театр;
центр книги «Здравствуй книжка»:
- книги, подобранные по возрасту и текущей теме;
- детские журналы;
- сюжетные картинки;
- схемы для заучивания стихов;
- схемы для пересказывания произведений;
- мнемотаблицы.
ВЫВОД: в группах созданы оптимальные условия
по речевому развитию дошкольников. Отмечается
большое разнообразие игр, оборудования, пособий,
дидактического и наглядного материала, схем,
картотек. Созданные условия позволяют развивать
речь дошкольников в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями.
Центр математики, экологии и
Приобрести:
экспериментирования, конструктивной
стол для
экспериментирован
Развитие познавательноисследовательской
деятельности.
Формирование первичных
представлений о себе, других
людях.
2
Формирование первичных
представлений о малой Родине,
многообразии стран и народов
мира.
Ознакомление с миром
природы.
Развитие навыков и умений
конструктивной деятельности.
Итого:
общий балл
средний балл
2
2
3
3
14
2,3
деятельности обеспечивают познавательное
развитие детей.
В центре математики представлены:
- образно-символический материал (головоломки,
лабиринты);
- нормативно-знаковый материал (карточки,
кубики с цифрами, линейки и т.д.);
- развивающие игры с математическим
содержанием;
- домино, шашки, шахматы;
- дидактические игры на развитие психических
функций - мышления, внимания, памяти,
воображения.
Центр науки (природы) это место для
саморазвития детей. В данном центре размещён
материал для экспериментирования: весы,
микроскопы, ёмкости с сыпучими, твёрдыми
веществами, сосуды для проведения опытов;
- образно-символический материал (наборы
картинок, уголки природы);
- иллюстрированные карточки: «Домашние
питомцы», «птицы», «»Фрукты», «Овощи»,
«Драгоценные камни», «Морские обитатели»,
«Деревья», «Домашние животные», «Садовые
ягоды», «Лесные ягоды», «Рабочие инструменты»,
«Насекомые», «Грибы», «Овощи», «Лесные
животные», «Животные средней полосы»,
«Рептилии и амфибии», «Цветы», «Как
выращивали хлеб», «Открывали мир наши
предки», «Родная природа», «Времена года»,
«Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Деревья и
листья», «Явления природы», «Морские
обитатели»,
картотеки: «Прогулки», «Опыты»
«Наблюдения на прогулке», «Времена года», «Что
к чему и почему?»
коллекции (гербарий дикорастущих растений,
ия с водой и
песком.
4. Физическое развитие:
Материалы для воспитания
культурно-гигиенических
навыков.
Формирование начальных
представлений о здоровом
образе жизни.
2
Материалы для формирования
потребности в двигательной
активности и физическом
совершенствовании.
3
Итого:
общий балл
2
7
горные породы и минералы, основные виды
промышленного сырья)
- развивающие игры: «Парочки», «Зелёный
патруль», «Как растёт живое»
- справочная литература (энциклопедии)
Для конструктивной деятельности:
- мозаики, наборы кубиков, наборы конструкторов,
лего)
- бумага, природные и бросовые материалы.
ВЫВОД: поддерживая интерес в работе с детьми,
используем различные формы, методы и приемы
активизации детей: сюрпризные, игровые моменты
(младший
возраст),
игровые
персонажи,
наблюдения,
зарисовки
роста
растений,
художественное слово, поручения, в старших
группах дежурство в уголке природы. В данной
области дети учатся сопоставлять, сравнивать,
устанавливать соответствие между различными
множествами
и
элементами
множеств,
ориентироваться во времени и пространстве. У
детей развиваются все виды восприятия:
зрительное, слуховое, тактильно – двигательное,
обонятельное.
Для физического развития выделяются 2 центра:
здоровья и двигательный.
В центре здоровья изготовлены:
- алгоритмы для запоминания последовательности
культурно-гигиенических навыков;
- художественная литература;
- игрушки-персонажи;
- игрушки - предметы оперирования;
- наборы иллюстрированных карточек:
«Спортивный инвентарь», «Летние виды спорта»,
«Олимпийские игры», «Олимпийские чемпионы».
В двигательном центре имеются:
- гимнастические скамейки
- спортивные маты,
- мячи, кегли, скакалки.
Приобрести в центр
здоровья и
физического
развития:
тренажеры и
массажеры
средний балл
5. Художественно –
эстетическое развитие:
Приобщение к
изобразительному искусству
Приобщение к музыкальному
искусству.
Развитие навыков и умений в
изобразительной деятельности
(рисование, лепка, аппликация,
художественный труд).
Материалы для развития
детского творчества.
Итого:
общий балл
средний балл
2,3
3
2
3
3
11
2,7
ВЫВОД: Физическое развитие способствует
развитию двигательной активности, моторики
детей, и задач их гармоничного развития.
Использование физкультурных и спортивных
игровых пособий повышает интерес детей к
выполнению различных движений, ведёт к
увеличению
интенсивности
двигательной
активности, что благотворно влияет на физическое,
умственное развитие и на здоровье ребёнка.
Благодаря созданным условиям, необходимым для
защиты, сохранения и укрепления здоровья
каждого ребенка, формируются культурно –
гигиенические
навыки,
потребности
вести
здоровый образ жизни.
Изобразительный центр и центр музыки и театра
В центре музыки и театра представлены:
- музыкальный центр
- дидактический материал: «Музыкальные
инструменты», «Куклы для домашнего театра»,
«Бабушкины куклы», «Лоскутные куколки»;
- кукольный и пальчиковый театры;
- ширмы для кукольного театра;
- картотеки (повсюду музыка слышна, музыка
осени, родной обычай старины, звучащие картины,
семь подружек).
В изобразительном центре находятся:
- репродукции картин;
- материалы и оборудование для продуктивной
деятельности: (для аппликации, для рисования, для
лепки);
- дидактический материал: «Игрушки из
природного материала», «Игрушки из шишек»,
«Лепим подарки из соленого теста», «Игрушки
своими руками», «Аппликация из цветной
бумаги», «Месим, лепим, угощаем»;
- природный, бросовый материал
-художественная литература с иллюстрациями
Изготовить:
-скульптуры малых
форм (глина,
дерево).
3
4
5
Трансформируемос
ти
Пространство группы разделено
на 3 зоны: рабочая, активная
деятельность, спокойная
деятельность
Имеются маркеры для
обозначения разных видов
деятельности или поведения
Имеются разделители среды
для самоорганизации
деятельности
Итого:
общий балл
средний балл
Полифункциональн Наличие в группе предметовзаместителей
ости
Наличие в группе природного
материала
Наличие в группе бросового
материала
Итого:
общий балл
средний балл
Вариативности
Наличие различных
пространств для игры
Наличие пространств для
конструирования
Наличие пространства для
уединения
3
2
2
7
2,3
3
3
3
9
3
2
2
2
-альбомы по народным промыслам: Дымково,
Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово.
ВЫВОД: в этом направлении у детей формируется
эстетический вкус, художественные и сенсорные
способности: чувство ритма, цвета, композиции;
умение выражать свое творчество.
Пространство групп: рабочая зона (30%), активной
деятельности (50%), спокойной деятельности
(20%).
В младшей и старшей групп (начало года) педагог
сам организует пространство в соответствии с
задачами и содержанием ОП (расположение
учебной зоны), учит детей организовывать
пространство группы для совместной активной
деятельности,
учит
находить
место
для
индивидуальной спокойной деятельности (или
небольшой группой), для уединения. Для этого в
среде имеются разделители (невысокие ширмы,
перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды картинки, фото, модули и пр. предметы
(стационарные, меняемые).
В старшем дошкольном возрасте дети сами
организуют пространство среды.
Полифункциональные объекты среды стимулируют
взаимодействие
взрослых
и
детей,
их
разнообразную активность; обеспечивают развитие
игровой деятельности, интеграцию разных видов
деятельности.
РППС
структурируется
и
наполняется в
соответствии с контингентом воспитанников (для
коррекции недостатков речи, эмоций, движений и
т.п.), интересами детей, их социальным опытом.
Объекты среды меняются в соответствии с темой
или событием, включают материалы праздников,
Наличие разнообразных
материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей
Наличие предметов,
отражающих региональные
компоненты культуры
Наличие предметов,
отражающих климатические
особенности региона
В группе отражена
методическая тема педагога
В группе отражена идея
событийности
Организована периодическая
сменяемость игрового
материала
Итого:
общий балл
средний балл
6
Доступности
Наличие необходимого
оборудования, материалов для
детей с ОВЗ
Свободный доступ
воспитанников к играм,
игрушкам
Все материалы расположены на
уровне роста детей).
Итого:
Итого по группам:
общее количество
3
1
1
3
2
3
19
2.1
1
3
выставок детского художественного творчества,
празднование знаменательных дат.
Объекты отражают культурно-художественные
региональные традиции: картины, иллюстрации,
альбомы о театрах, о достопримечательностях,
памятниках родного села, края.
В группе
представлены материалы и оборудование для детей
в соответствии с приоритетным направлением
ДОУ, методической темой педагога. Объекты среды
меняются в соответствии с темой или событием,
связанным с решением задач приоритетного
направления. В центрах группы в соответствии с
традициями имеются: материалы праздников
(государственных,
общественных,
народных,
национальных) : альбомы, фото, видеозаписи,
продукты
детской
деятельности, костюмы,
оформление; материалы с выставок детского
художественного
творчества;
материалы,
отражающие празднование знаменательных дат
художников, музыкантов, писателей (книги,
музыкальные
произведения,
репродукции,
картины); событийные недели, дни (театральные,
здоровья, игры, сказки, любимой книги); событиятрадиции в программах (сладкий вечер, сенсорный
праздник, физкультурные досуги совместно с
родителями, встречи с интересными людьми).
Наличие специальных методических пособий и
дидактических
материалов
для
детей
с
индивидуальными потребностями, связанными с
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья.
3
7
2.3
139
Вывод:
Развивающая
предметно
–
пространственная и образовательная среда,
средний балл
Воспитатель старшей разновозрастной группы:
2.5
которую мы создали в группах, стала основой для
организации увлекательной, содержательной жизни
и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметная среда является основным
средством формирования личности ребенка и
источником его знаний и социального опыта.
Важно, что предметная среда имеет характер
открытой, незамкнутой системы, способной к
корректировке и развитию. РППС не только
развивающая, но и развивающаяся. Предметный
мир, окружающий ребенка, мы пополняем и
обновляем, приспосабливаем к новообразованиям
определенного возраста. Мы стараемся развивать у
ребенка представления о его собственных
возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение.
Бородкина Н.М.