6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
_____________________ Крылова В.В.
«01» сентября 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство» для класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

учитель: Дурышева Любовь Ивановна

с. Верх-Рождество, 2023
Информационная справка

Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Изобразительного искусства» - Дурышева Любовь Ивановна, учитель изобразительного искусства

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. Приказ Министерства образования
науки России от 17.12.2010 г. №1897
2. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312).
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312.
5. Рабочей программы. Предметной линии учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных.
учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014. .
6. Учебного плана МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа
учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественнопедагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного
художественного творчества. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на
основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.:
Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая
программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств,
наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями
декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом
Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются
аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
№

Раздел

Количество часов

Количество
контрольных работ

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

12

0

4

Человек и пространство. Пейзаж.

6

1

34

1

Итого:

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта
и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
Предметные результаты изучения области «Изобразительное искусство» должны отражать:

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
Планируемые результаты изучения «Изобразительного искусства»
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве
разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Учащиеся должны знать:
•
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
•
основные жанры изобразительного искусства;
•
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей,
Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
•
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
•
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.
Учащиеся должны уметь:
•
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
•
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
•
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
•
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
•
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
•
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
•
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
•
пользоваться различными графическими техниками • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Критерии оценки образовательных достижений учащихся на уроке «Изобразительного искусства»
Основные результаты обучения.
• Умение анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства
выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция).
• Уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства
изобразительных (пластических) искусств в самостоятельной творческой деятельности.
• Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения, использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни. Специфичное для современности доминирование визуальной культуры повышает
значимость предмета «Изобразительное искусство», на котором учащихся приобщаются к зрительным образам, у них формируется целостный
взгляд на мир и искусство.

Критерии оценки работ учащихся над построением натюрморта.
Оценка «5» -30 баллов, «4» -20 баллов, «3» -10 баллов.
Критерии

Баллы

1. Составлен интересный натюрморт на определенную тему, интересный для зрителя

3

2.Натюрморт носит свой характер, создает определенное настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данного натюрморта
5.Предметы оптимального размера и расположены, так как в натюрморте
6.При построении точно передается характер предметов и их пропорции
7.При построении соблюдаются правила линейной перспективы
8.Все предметы прорисованы подробно

3
3
3
3
3
3
3

9.Предметы и драпировка переднего плана нарисованы более четкой линией

3

10.Верно намечено распределение блика света, полутени, тени, рефлекса на
предметах натюрморта и падающие тени

3

Критерии оценки работ учащихся над построением портрета.
Оценка «5»-30 баллов, «4»-20 баллов, «3»-10 баллов
Критерии
1.Выполнен портрет с соблюдением правил построения, соблюдены пропорции лица
2.Портрет носит свой характер, создает определенное настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данного портрета
5.Портрет оптимального размера и удачно размещѐн на листе
6.При построении передается характер портретируемого
7.При выполнении портрета соблюдаются правила линейной перспективы
8.Все элементы лица построены подробно
9.Элементы переднего плана нарисованы более четкой линией
10.Верно намечено распределение света, полутени, тени, рефлекса на элементах
портрета и падающие тени, создан выразительный образ

Баллы
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Критерии оценки работ учащихся над построением пейзажа.
Оценка «5» -30 баллов, «4»-20 баллов, «3»-10 баллов
Критерии
1. Выполнен интересный пейзаж с дальним или несколькими дальними планами
2.Пейзаж носит свой характер, создает определенное настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данного пейзажа
5.Элементы пейзажа оптимального размера и удачно размещены на листе
6.При построении передается характер определѐнной местности
7.При выполнении пейзажа соблюдаются правила линейной и воздушной
8.Все элементы пейзажа на переднем плане построены подробно
9.Элементы переднего плана нарисованы более четкой линией
10.Верно намечено распределение света, полутени, тени, рефлекса на элементах
пейзажа и падающие тени, применяется богатая цветовая гамма, создан
выразительный пейзаж
Критерии оценки работ учащихся над построением композиции.
Оценка «5»-30 баллов, «4»-20 баллов, «3»-10 баллов
Критерии
1. Составлена интересная композиция на определенную тему, с интересным сюжетом
для зрителя
2.Композиция носит свой характер, создает определенное настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данной композиции

Баллы
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Баллы
3
3
3
3

5.Предметы оптимального размера и помогают раскрыть смысл композиции

3

6.При построении точно передается характер предметов и их пропорции
7.При построении соблюдаются правила линейной перспективы
8.Все предметы построены подробно
9.Предметы переднего плана нарисованы более четкой линией
10.Верно намечено распределение света, полутени, тени, рефлекса на предметах и
падающие тени, используются знания цветоведения

3
3
3
3
3

Нормы оценки художественных работ учащихся.
Оценка «пять» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить
полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «четыре» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в
изображении наиболее характерное.
Оценка «три» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает ннеточность в изложении изученного материала.
Оценка «два» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Нормы оценок письменной работы.
Оценка «пять» выставляется, если обучающимся не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней одной негрубой
ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность обучающегося, оригинальность воплощения задуманного образа.
Оценка «четыре» выставляется, если обучающийся допустил две ошибки. Учитывается оформление работы.
Оценка «три» выставляется, если обучающийся допустил до несколько ошибок. Учитывается оформление работы.
Оценка «два» выставляется, если школьник полностью не справился с задание.
Нормы оценки тестов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «пять» - 10 правильных
ответов, «четыре» - 7-9, «три» - 5-6, «два» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «пять» - 18-20 правильных
ответов, «четыре» - 14-17, «три» - 10-13, «два» - менее 10 правильных ответов..
Нормы оценок устных ответов.
Оценка «пять» ставится, если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в опреде-ленной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две
неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Оценка «четыре» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «пять», но при этом имеет один из недостатков: в
изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного
содержания ответа, исправленные на замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка «три» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения,

или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя; обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил
задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка «два» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного мате-риала; обнаружило незнание или
непонимание школьником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при
использовании специиальной терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка творческих работ школьников.
Оценка «пять» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; работа оригинальна и выполнена самостоятельно.
Оценка «четыре» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); замысел
работы оригинален, но выполнен не совсем самостоятельно.
Оценка «три» ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа мало оригинально или выполнена не
самостоятельно.
Оценка «два» ставится, если работа не соответствует теме; не оригинальна, не самостоятельна.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока

Кол

Характеристика
деятельности
учащихся, виды
учебной деятельности

Виды контроляизмерители

Планируемые результаты освоения материала
Личностные
Метапредметные Предметные

1четверть
1

Изобразительное
искусство в семье
пластических
искусств

1

2

Рисунок- основа
изобразительного
творчества

1

3

Линия и ее
выразительные
возможности

1

Виды изобразительного искусства (8часов)
Найти и разобрать
открытки по видам
искусства. Виды
пластических искусств
Виды изобразительного
искусства: живопись,
графика, скульптура.
Художественные
материалы, их
выразительные
возможности.
Зарисовка с натуры
Фронтальный
отдельных растений
опрос.
или веточек
Сравнение и
Материалы: карандаш, анализ работ
уголь фломастер
обсужден.
Выполнение линейных Анализ
рисунков трав, которые результатов
колышит ветер
собственной
(линейный ритм,
художественной
линейные узоры
деятельности
травянистых соцветий,

Моделирование,
поиск
информации,
создание
алгоритма
деятельности,
анализ, синтез,
самостоятельное
создание проблем
творческого
характера,
контроль,
коррекция,
оценка,
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками,
умение точно
выражать свои
мысли.

Ознакомление с
видами
искусства

Расширение
представлений о
культуре прошлого и
настоящего, об
обычаях и традициях
своего народа.
Развитие умения
видеть не только
красоту природы, но
и красоту предметов,
вещей.

Освоение основ
декоративноприкладного
искусства.

Привитие любви к
произведениям
искусства.

разнообразие линий
Карандаш, уголь.

4

Пятно, как средство
1
выражения.
Композиция, как ритм
пятен

Изображение
различных состояний в
природе (Ветер, дождь,
тучи, туман,) листа.

Сравнение и
выбор лучших
работ

Развиваем уч.
сопереживание и
взаимовыручка.

Умение отличать
и выполнять
тональные
соотношения.

Привитие
аккуратности и
терпеливому
выполнению
сложной работы.

5

Цвет, основы
цветоведения

Фантазийное
изображении
сказочных царств
ограниченной па
литрой с показом
вариативных
возможностей цвета
(«Царство снежной
королевы»
«Изумрудный город»,
«Страна золотого
солнца»

Просмотр и
обсуждение
выполненных
работ

Создание
проблем
творческого
характера,
контроль,
коррекция, оценка

Знать основы
языка
изобразительног
о искусства(тон,
выразительные
возможности
тона.

Уметь выполнять
цветовые растяжки,
плавные переходы от
одного цвета к
другому.

1

6

Цвет в произведениях
живописи

1

Изображение букета с
разным настроением.
(Радостный, грустный,
торжественный, тихий).

Понятие
«колорит»,
«гармония цвета»
Механическое
смешивание
цветов. Сравнить
умение и оценить.

7

Объемные
изображения в
скульптуре

1

Изображение объемных Опрос, просмотр
изображений животных и анализ работ.
. Материал- пластилин
и стеки

Знать понятие
«Анималистическ
ий жанр»
Выразительные
средства и
возможности
скульптуры.

Сравнивать
литературные
произведения и
художественные
. Высказывать
мнение.

Учиться передавать
эмоциональное
состояние
средствами
живописи; активно
воспринимать
произведения
станковой живописи.

Связь объема с
окружающим
пространством и
окружением

Уметь использовать
выразительные
возможности
пластического
материала в
самостоятельной
работе.

8

Основы языка
изображения

1

Выполнение
конкурсных заданий

Подведение
итогов конкурса.

9

Реальность и
фантазия в
творчестве
художника

1

Рассказ с элементами
беседы. Изобразить
окружающий мир,
показать свое
отношение к нему.

Оценить
творчество
рассказа об
окружающем
мире и умение
передать это в
рисунке.

Работа над
натюрмортом из
плоских предметов с
акцентом на
композицию, ритм
Материалы: А4,
цветная бумага,
ножницы, клей.

Особенности
пластической
формы выполнить
так, чтобы было
разумно видно все
предметы,
оценить это
умение.

10

Изображение
предметного мира

Знать виды
пластических и
изобразительных
искусств.

Знать имена и
произведения
выдающихся
художников,
творчество которых
рассматривалось на
уроке. Отличать
работы по видам
искусства.

Понимать
значение
изобразительного
искусства в жизни
человека и
общества.

Формирование
представлений о
ритме и цвете.

Привитие любви к
произведениям
искусства.

Уметь активно
воспринимать и
понимать жанр
натюрморта

Натюрморт в
живописи,
графике,
скульптуре

Творческое
обсуждение
выполненных работ,
работать, используя
выразительные
возможности
натюрморта.

11

Понятие формы,
Многообразие форм
окружающего мира.

1

Конструирование из
бумаги простых
геометрических форм
(конус, цилиндр,
призма, куб).

Вырезание из
бумаги
геометрических
форм и
оценивание их.

Иметь
представление о
многообразии и
выразительности
форм.

Конструкция
сложной формы.
Правила
изображения и
средства
выразительности
.
Творческое
обсуждение
выполненных
работ.

Научиться
выполнять
геометрические тела,
которые составляют
основу всего
многообразия форм.

12

Изображение объема
на плоскости и
линейная
перспектива

1

Зарисовки конструкции
из нескольких
геометрических тел
Карандаш Формат А-4.

Просмотр и
анализ работ.

Знать правила
объемного
изображ.
геометрических
тел с натуры,
основы композиц.
на плоскости.

13

Освещение. Свет и
тень

1

Зарисовки
геометрических тел из
гипса или бумаги с
боковым освещением.

Фронтальный
опрос(устно)
Самоанализ работ
учащихся.

Знать
выдающихся
художниковграфиков.Творчес
тво Ф.Дюрера.В.
Фаворского.

Знать основы
изобразительной
грамоты:
светотень

Натюрморт, как
выражение
художником
своего отношения
к вещам,
окружающим его.
Знать
выразительные
возможности
цвета.

Понимать роль
языка изо.
искусства в
выражении
худож. своих
переживаний.
Цветовая
организация
натюрморта- И.
Машков «Синие
сливы»

Уметь видеть и
использовать в
качестве средства
выражения характер
освещения при
изображении с
натуры.
Уметь составлять
натюрмотрную
композицию на
плоскости, работать
в техники печатной
графики.
Уметь передавать
настроение с
помощью форм и
цветов красок.

14

Натюрморт в
графике

1

Выполнение
натюрморта в техники
печатной графики
(оттиск с аппликации
на картоне)

Просмотр и
анализ работ

15

Цвет в натюрморте

1

Работа над
изображением
натюрморта в заданном
эмоц. состоянии:
праздничный,

Анализ и оценка
процесса и
результатов
собствен.
художественного
творчества.

Перспектива, как
способ изображения
на плоскости
предметов в
пространстве.

грустный,
таинственный.

16

Выразительные
возможности
натюрморта

1

Натюрморт в заданном
эмоциональном
состоянии

3 ЧЕТВЕРТЬ
Вглядываясь в человека Портрет (10часов)

Анализ и оценка
результатов
проектной
деятельности

Предметный мир
в
изобразительном
искусстве.
Выражение в
натюрморте
переживаний и
мыслей
художника.

Натюрморт в
искус. 19-20
веков.
Натюрморт и
творчес.
индивидуальнос
ть худож-ка.

Знать жанр
изобразительного
искусства
(натюрморт. Уметь
анализировать
образный язык
произведений
натюрмортного
жанра.

17

Образ человека,
главная тема
искусства

1

Беседа Портрет,как
образ определенного,
реального человека.
История развития
жанра. Изображение
человека в искусстве
разных эпох.

Оценить
внимание и
эрудированное
участие в беседе
.Фронтальный
устный опрос.

Умение видеть в
произведениях
искусства
различных эпох,
единство
материала, формы
и декора.

Великие
художники
–
портретист
ы:
Рембрант,
И. Репин.,
РокотовФ.
В
Боровицки
й.

Знать жанры
изобразительного
искусства

18

Конструкция головы
человека и ее
пропорции

1

Работа над
изображением головы
человека с
соотнесенными по
разному деталями лица
(Аппликация из
вырезанных из бумаги
форм).

Просмотр и
анализ работ.

Понимать смысл
слов: образный
смысл
вещи,(ритм,
рисунок
орнамента,
сочетание цветов,
композиция)

Умение
Найти и прочитать
работать с материал в исторической
выбранным литературе.
материало
м.
Презентаци
я своих
работ.

19

Изображения головы
человека в
пространстве

1

2021

Графический
портретный рисунок
и выразительность
образа

2

Выполнение
автопортрета Материал
Карандаш, уголь.

Выборочный
просмотр

22

Портрет в графике

1

Портрет соседа по
парте в технике силуэта
(профиль) Материалы:
черная тушь, гуашь,
бумага.

Просмотр анализ
и оценка.

21

Портрет в
скульптуре

1

Работа над
изображением в
скульптурном портрете
выбранного
литературного героя с
ярко- выраженным
характером (Баба Яга
,Кошей бессмертный,
Домовой

Презентация
работы с
произнесением
короткого
монолога от
имени
вылепленного
героя. Анализ и
оценка

Уметь творчески
работать над
предложенной
темой, используя
выразительные
возможности
художественных
материалов
Поиск
информации,
создание
алгоритма
деятельности.

Знать материалы
и выразительные
возможности..

Творческое Эпоха и стиль в
обсуждени формировании культуры
е работ
изображения портретов
разных людей.

Развитие
эстетическ
ого
восприятия
мира,
художестве
нного
вкуса.
Характер
человека и
образ
эпохи в
скульптурн
ом
портрете

Воспитание любви и
интереса к
Произведениям
худ. литературы.
Взаимосвязь литературы и
изобразительного
искусства.
Человек основной объект
изображения в скульптуре
Материалы
скульптуры.Уметь
передать пропорции лица.

23

Сатирические
образы человека

1

Изображение
сатирических образов
литературных героев.
Материалы: черная
акварель, черная
гелевая ручка.

Тест. Просмотр и
анализ работ.

Понимание
правды жизни и
язык искусства.

24

Образные
возможности
освещения в
портрете

1

Наблюдение натуры и
выполнение набросков
(пятном) головы в
различном освещении.

Просмотр и
анализ работ.

Постоянство
формы и
вариации
изменения ее
восприятия.

25

Роль цвета в
портрете

1

Анализ цветового
решения образа в
портрете Материалы:
гуашь, кисть.

Ответить на
вопрос «Кому из
известных тебе
художников ты
заказал бы себе
портрет?

26

Великие
портретисты

1

Повторяем и обобщаем. Презентация
проектов.

Сатирическ Уметь работать
ие образы в графическими
искусстве. материалами.
Карикатура
.
Дружеский
шарж.

Понимать
роль света
в разных
видах
искусства.
Театр. кино
Цветовое решение Знать о
образа в портрете. выразитель
Цвет и тон
ных
Понимание
возможнос
живописной
тях цвета в
фактуры.
произведен
иях
живописи,
литературы
, искусства.
Выражение
Личность
творческой
героев
индивидуальност портрета и
и.
творческая
интерприта

Уметь применять
полученные знания при
выполнении работы.

Уметь анализировать
цветовой строй
произведения живописи.

Уметь активно
воспринимать и
анализировать
произведения портретного
жанра.

27

Портрет в живописи

2829

Изображения в
пространстве.
Правила построения
перспективы

2

30

Пейзаж - большой
мир. Организация
пространства

1

Ассоциат. портрет в
техники коллажа мама,
папа, бабушка,
дедушка, групповая
работа.
Просмотр презентации
на тему Жанры.
дискуссия

Представление
работ. Анализ и
оценивание.

Работа над
изображением
большого эпического
пейзажа «путь реки»
Изображаем уходящие
планы и наполняем их
деталями. Гуашь,
большие кисти

Подобрать
репродукции или
фото,
отображающие
законы линейной
перспективы
Оценить.

Сгруппировать
предложенные
произведения по
жанрам.

ция ее
художнико
м.
Уметь активно
Знать
работать в
худож.
технике коллажа. Портрет
Леонардо
да Винчи
Самостоятельное Развитие
создание способов интереса к
решения проблем предмету
творческого
изобразите
характера,
льного
контроль.Специф искусстваФ
ика языка
ронтальны
художественных
й опрос.
материалов.
Уметь
Уметь
организовывать
использова
перспективное
ть
пространство
выразитель
пейзажа.
ные
возможнос
ти
материала.
Роль
фыбора
формата.

Роль живописного.
портрета в истории искус
Композиция в портрете.
Работа в художественноконструктивной
деятельности.

Творческое обсуждение
раб Принять участие в
беседе. Уметь отличать
работы Рериха от
Левитана.

31

Пейзаж- настроение.
Природа и художник

3233

Городской пейзаж
Графическая
композиция города

1
1

Создание пейзажанастроения - работа по
представлению и
памяти с
предварительным
выбором яркого
личного впечатления от
состояния природы.

Ответить на
вопрос: почему о
картинах
Левитана
говорят6 «Мало
но много
музыки?»
Оценить ответы и
рассуждения

Отметить
отличие и красоту
разных состояний
в природе: утро,
вечер, закат,
рассвет.

Понимать
роль
колорита.
Уметь
пользовать
ся гуашью,
используя
основные
средства
художестве
нной
выразитель
ности.

Привитие любви к
изобразительному
искусству Знакомство с
художественными
образцами.
Творчески подойти к
составлению композиции,
работе с цветом,
светотенью, и
перспективой.

Работа над
графической
композицией «Мой
город» Акварель,
гуашь.

Опрос. Анализ и
оценка процесса и
результатов
собственной
художественной
деятельности

Уметь осознанно
говорить о видах
искусства,
изученных в
шестом классе.

Эстетическ
ая оценка
результато
в

Остановить внимание на
образцах современного
искусства. Жанры,
изученные в этом году.

34

Выразительные
возможности
изобразительного
искусства. Язык и
смысл

1

Поставить оценки за
конкурсные задания.
Подвести итог за
работу учащихся в
течении учебного года.

Обобщить работу
всего класса в
течении года.

Знать виды и
жанры
художественной
деятельности

Уметь
анализиров
ать
содержани
е,
образный
язык
произведен
ий
портретног
о,
натюрморт
ног и
пейзажного
жанров.

Знать основы
изобразительной
грамотности и уметь
применять приобретенные
знания на практике.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
по предмету «Изобразительное искусство»
6 класс
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. ФГОС. Изобразительное искусство.Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение,
2014. -176с.
2. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2010. -139с.

3. Изобразительное искусство.Искусство в жизни человека». 6 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А Неменская.; под ред
Б.М.Неменского-Москва: Просвещение, 2014.- 175с.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Беда Г.В., Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 2009 г.
3.Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в спедней школе. М.: Искусство, 1952
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2010.-159с.
Технические средства обучения
•
Компьютер, проектор
Методический фонд
•
Репродукции картин художников.
•
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
•
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
•
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».