6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Верх-Рождественская
основная общеобразовательная школа»
_____________________ Крылова В.В.
«1»сентября 2023

Рабочая программа педагога
Дурышевой Любови Ивановны,
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

учителя технологии,
по технологии
(наименование учебного предмета \ курса)

6 класс
(ступень образования \ класс)

2023-2024

Информационная справка
Реализация программы проходит на базе МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»
Год основания школы – 1987 год
Директор школы – Крылова Валентина Владимировна
Юридический адрес:
617170, Пермский край,
Частинский район,
с. Верх-Рождество,
ул. Школьная, 16
Электронная почта: chastyvrogd@yandex.ru
Сайт:http://vrogdchasty.ucoz.ru
Автор программы «Технология 6 класс» - Дурышева Любовь Ивановна, учитель технологии

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 6 класса разработана на основе основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа» и авторской программы В.М. Казакевича
(Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. — 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М.: Просвещение, 2018. — 58 с.).
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Технология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (В.М.
Казакевич и др.) ; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071668-0.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 ч. в неделю, итого 68 часов за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие
проекты по каждому разделу.
Цели обучения:

обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и
перспектив их развития;

освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в
разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными
инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой
техники;

овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания
продуктов труда;

развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за
результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских
и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;

формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений
своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
3

Задачи обучения:

формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся
функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;

углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю
или направлению профессионального труда;

расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ
наук;

воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к
самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;

развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;

ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.

Методы и формы решения поставленных задач
Методы обучения:
- словесные: лекция, рассказ, беседа;
- наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные, так и компьютерные;
- практические: выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),
самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером;
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования
долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля в ходе обучения: методы устного контроля (фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
компьютерное тестирование), методы письменного контроля (контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные
отчеты по практическим работам), самоконтроль путем устного воспроизведения изученного, самоконтроль путем письменного
воспроизведения изученного, самоконтроль путем работы с обучающими программами.

4

Формы обучения:
- общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая
работа, программное обучение, зачетный урок;
- групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие задания;
- индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные
упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с
обучающими программами за компьютером.
Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Планируемые образовательные результаты обучающихся















Личностные результаты:
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и их исполь¬зование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
5


умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;

способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;

умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и
условиями деятельности.
Предметные результаты:

владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов
живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;

ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения
технологий, проектирования и создания объектов труда;

владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной
информации;

владение методами творческой деятельности;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

способности планировать технологический процесс и процесс труда;

умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических
ресурсов;
6


умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса
потенциальных потребителей;

навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил
безопасности труда;

способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

навыки согласования своих возможностей и потребностей;

ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;

экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств;

владение методами моделирования и конструирования;

навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий
материальной культуры или при оказании услуг;

композиционное мышление;

умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

способность бесконфликтного общения;

навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

способность к коллективному решению творческих задач;

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

развитие осязания, вкуса, обоняния.
Обучающийся научится:

определять понятия «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье» и адекватно пользуется этими понятиями;
7


характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий;

приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии
производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства;

объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства
материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки
ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными
источниками различных видов;

соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта;

определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;

находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для
обработки конструкционных материалов;

изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим
приводом;

составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам;

изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий
различных видов техники;

изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой
техники;

читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;

выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;

распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;

выполнять разметку заготовок;

описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

определять назначение и особенности различных швейных изделий;

различать основные стили в одежде и современные направления моды;

отличать виды традиционных народных промыслов;

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
8


составлять рацион питания адекватный ситуации;

обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;

реализовывать санитарно-гигиенические требования применительно к технологиям обработки пищевых продуктов;

использовать различные виды доступного оборудования в технологиях обработки пищевых продуктов;

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

составлять меню;

выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать впрок овощи и
фрукты;

оказывать первую помощь при порезах, ожогах и пищевых отравлениях.

выявлять пути экономии электроэнергии в быту;

пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;

выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

читать электрические схемы;

называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере
энергетики, энергетику региона проживания.

применять различные способы хранения овощей и фруктов;

определять основные виды дикорастущих растений, используемых человеком;

соблюдать технологию заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона;

излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде докладов и рефератов.

приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти,
пушнины;

осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства;

собирать информацию и описывать технологию разведения, содержания домашних животных на примере своей семьи, семей
своих друзей, зоопарка;

подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела.
Обучающийся получит возможность научиться:

изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных
9

средств сбора информации;

проводить испытания, анализа, модернизации модели;

разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений,
проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной
сфере;

выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач;

проводить испытание, анализ и модернизацию модели;

разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и
конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

определять способа графического отображения объектов труда;

выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;

разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и
конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

выполнять несложное моделирования швейных изделий;

планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая
моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных
(не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;

оптимизировать временя и энергетические затраты при приготовлении различных блюд;

осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;

составлять индивидуальный режим питания;

осуществлять приготовление блюд национальной кухни;

сервировать стол, эстетически оформлять блюда;

различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока;

составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации
электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);

осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами
электроники;
10


осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования;

осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;

изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;

приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;

применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой
ткани) на примере комнатных декоративных культур;

определять виды удобрений и способы их применения;

проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;

приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;

описывать признаки основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;

исследовать проблемы бездомных животных как проблему своего микрорайона;

составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение;

разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях.

Система оценки результатов
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
Устный контроль включает методы:
o индивидуального опроса,
o фронтального опроса,
o устных зачетов(защита проектов)
Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему,
показывать его умение применять определения и правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимание изученного материала;
3) грамотность изложения ответа.
11

Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и грамотности изложения ответа.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в грамотности изложения ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2»
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),
при условии, если в процессе урока не только заслушивались его ответы, но и осуществлялась проверка умения применять знания на практике.
Метод проектов.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке
проекта учитывается целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полнота пояснительной записки,
аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Последовательность работы над проектом представлена в таблице 1, 2.
Карта оценки проекта представлена в таблице 3.

Таблица 1.
Творческая работа.
1-й этап. Разработка проекта
12

Для чего и кому нужен проект?

Что будем делать?

Как делать?

Воплощаем замысел!

Что делали и как?

1.Сделать подарок.
2.Подготовиться к празднику.
3.Что-то другое.
1.Обсуждаем и выбираем изделие (-я).
2.Определяем конструкцию изделия.
3.Подбираем подходящие материалы.
4.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
5.Выбираем лучший вариант.
1.Подбираем технологию выполнения.
2.Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их
решение.
3.Подбираем инструменты, материалы.
4. Организовываем рабочее место.
2-й этап. Выполнение проекта
1.Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
2.Изготавливаем изделие.
3.Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.
Таблица 2.

13

Информационный проект.

Для чего и кому нужен проект?

Что будем делать?

Как делать?

Воплощаем замысел!

Что делали и как?

1-й этап. Разработка проекта
1.Выступить перед школьниками.
2.Выступить перед взрослыми.
3.Что-то другое
1.Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
2.Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета,
компьютерная презентация).
3.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.
1.Решаем, где искать информацию.
2.Продумываем возможные проблемы и их решение.
3.Подбираем материалы, инструменты, технические средства.
2-й этап. Выполнение проекта
1.Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).
2.Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии, интернет).
З.Оформляем информационный проект.
4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).
3-й этап. Защита проекта
1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.
Таблица 3.

Дата защиты: ______________________
Тема проекта: ______________________________________________________
14

Умение работать в
группе

Практическое
применение проекта

Использование
дополнительной
литературы

Процесс работы над проектом (по 5 баллов)

Творчество

Ответы на вопросы
(5 баллов)

Защита

Представление
(5 баллов)

Оформление (5 баллов)

Достижение

Цель проекта:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________

Самооценка
Оценка
учителя
Оценка
учащихся
Итого
Общее количество баллов за проект ____________
15

Отметка ____________________________________
Шкала оценок:
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект.

Письменный контроль предполагает:
Тестирование.
На современном этапе при оценке знаний используется такая формы контроля, как тестирование.
Эти виды контроля можно использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам). Выполнение проверочных
заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов, или по итогам года.
Критерии оценок по результатам выполнения теста.
Ошибки:
0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более ошибок – «2»

Практические работы.
Критерии оценивания практических работ
При оценке практических работ по технологии учитываются:
 уровень знаний теоретических вопросов и умение применять их в практической работе;
 степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы;
 соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;
 качество выполненной работы и др.
16

Таблица 1.
Технологичес-кие
требования
Качество выполненной
работы

«5»
Изделие выполнено
точно по чертежу, все
размеры выдержаны;
отделка выполнена в
соответствии с
требованиями ИК или по
образцу

«4»
Изделие выполнено по
чертежу, размеры
выдержаны, но качество
отделки ниже требуемого

«3»
Изделие выполнено по
чертежу с небольшими
отклонениями; качество
отделки удовлетворительно

«2»
Изделие выполнено с
отступлениями от
чертежа; качество
изделия не соответствует
ИК или образцу.
Дополнитель-ная
доработка не может
восстановить годность
изделия

17

Затраты времени на
выполнение работы

Ученик уложился в
норму или затратил
времени меньше, чем
установлено по норме

На выполнение задания
затрачено времени не более
установленного по норме

На выполнение задания
затрачено времени больше
чем предусмотрено по
норме, но не более 25 %

На выполнение задания
превышение времени
составляет более 25 %

Соблюдение технологии
при выполнении работы

Работа выполнялась в
соответствии с
технологией с
соблюдением
последовательности
операций

Работа выполнялась в
соответствии с технологией;
отклонения от указанной
последовательности не
имели принципиального
значения

Задание выполнялось с
отклонениями от
технологии, но эти
отклонения не привели к
окончательному браку
изделия (детали)

Обработка изделия
(детали) выполнялась с
грубыми отклонениями
от технологии,
применялись не
предусмот-ренные
операции. Изделие
вышло в брак

Соблюдение правил
техники безопасности и
санитарно-гигиенических СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
требований
ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕГДА И ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРА
ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ. НАРУШЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

18

Содержание программы
Введение (1 час).
Основные теоретические сведения. Правила организации труда на уроках технологии и в повседневной жизни. Творческие учебные
проекты.
Творческая проектная деятельность (6 часов).
Основные теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический
этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап. Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты
оформления. Методы творческой деятельности: метод фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ.
Практические работы. Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Составление перечня и краткой
характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных
ранее одноклассниками. Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на
основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы. Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта.
Расчёт себестоимости проекта.
Производство (10 часов).
Основные теоретические сведения. Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический
труд. Предметы труда в производстве. Вещество, энергия, информация, объекты живой природы, объекты социальной среды как предметы
труда. Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве. Понятие о сырье и полуфабрикатах. Сырьё
промышленного производства. Первичное и вторичное сырьё. Сельскохозяйственное сырьё. Энергия, информация, социальные объекты как
предметы труда. Предметы труда сельскохозяйственного производства.
Практические работы. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений.
Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Подготовка иллюстрированных рефератов и
коллажей по темам раздела.
Технология (4 часа).
Основные теоретические сведения. Производственная, технологическая и трудовая дисциплина. Техническая и технологическая
документация. Особенности создания технологической документации для швейного производства.
Практические работы. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений.
Ознакомление с образцами предметов труда. Чтение чертежа или технического рисунка. Составление технологической документации.
Подготовка рефератов.
Техника (5 часов).
19

Основные теоретические сведения. Понятие технической системы. Технологические машины как технические системы. Основные
конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники. Двигатели машин, как основных видов техники. Виды двигателей.
Передаточные механизмы в технике: виды, предназначение и характеристики. Электрическая, гидравлическая и пневматическая
трансмиссии. Органы управления техникой. Системы управления. Автоматизированная техника. Автоматические устройства и машины.
Станки с ЧПУ.
Практические работы. Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление
с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами. Ознакомление
с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники. Изготовление моделей рабочих органов техники.
Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (14 часов).
Основные теоретические сведения. Конструирование и моделирование изделий из древесины. Проектирование изделий из древесины
с учётом её свойств. Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера
для разработки графической документации. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных
материалов с помощью механических и электрифицированных (аккумуляторных) ручных инструментов: пиление, строгание, сверление,
шлифование; особенности их выполнения. Технологический процесс и точность изготовления изделий. Правила безопасной работы
ручными столярными механическими и электрифицированными инструментами. Настройка к работе ручных инструментов. Сборка деталей
изделия гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка, окраска и лакирование деревянных поверхностей. Основные технологические
операции и приёмы ручной обработки металлов и искусственных материалов механическими и электрифицированными (аккумуляторными)
ручными инструментами (правка, резание, зачистка, гибка). Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками.
Правила безопасной работы при ручной обработке металлов и пластмасс. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани.
Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО. Технология соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии
наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования.
Практические работы. Организация рабочего места для столярных работ. Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия. Характеристика пиломатериалов и древесных материалов. Определение плотности древесины по объёму и массе образца.
Определение видов лесоматериалов и пороков древесины. Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием.
Ознакомление с тонкими металлическими листами, проволокой и искусственными материалами. Разметка деталей из тонких металлических
листов, проволоки, искусственных материалов. Окрашивание изделий из древесины.
Технологии обработки пищевых продуктов (7 часов).
Основные теоретические сведения. Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при
приготовлении пищи. Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при
работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями. Рациональное питание. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров,
20

углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых
продуктах. Виды круп, применяемых в питании человека. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых,
вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных
изделий. Подача готовых блюд. Расчёт расхода круп и макаронных изделий с учетом объема приготовления. Значение молока в питании
человека. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству молочных готовых блюд.
Практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп или макаронных изделий. Исследование каш и макаронных
изделий быстрого приготовления. Приготовление блюд из творога. Сравнительный анализ коровьего и козьего молока. Определение
качества молока, кисломолочных продуктов.
Технологии получения, преобразования и использования энергии (5 часов).
Основные теоретические сведения. Тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой
энергии в другие виды энергии и работу. Аккумулирование тепловой энергии
Практические работы. Сбор дополнительной информации об областях получения и применения тепловой энергии в Интернете и
справочной литературе. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.
Технологии получения, обработки и использования информации (5 часов).
Основные теоретические сведения. Способы отображения информации. Знаки символы, образы и реальные объекты как средства
отображения информации. Технологии записи и представления информации разными средствами. Восприятие информации. Кодирование
информации. Сигналы и символы при кодировании информации.
Практические работы. Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества
восприятия информации различными органами чувств. Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.
Технологии растениеводства (6 часов).
Основные теоретические сведения. Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение
дикорастущих растений в жизни человека. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Технологии переработки и применения
сырья дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Практические работы. Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком. Освоение технологий
заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона. Освоение способов переработки сырья дикорастущих
растений (чаи, настои, отвары и др.).
Технологии животноводства (3 часа).
Основные теоретические сведения. Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы. Содержание
животных как элемент технологии производства животноводческой продукции. Условия содержания животных. Способы содержания
животных. Строительство и оборудование помещений для животных, технические устройства, обеспечивающие необходимые условия
содержания животных и уход за ними. Зоогигиена. Эргономика.
21

Практические работы. Сбор информации и описание примеров разведения животных. Описание технологии разведения домашних
животных на примере своей семьи, семей своих друзей, зоопарка. Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в
своей семье, семьях друзей.
Социальные технологии (4 часа).
Основные теоретические сведения. Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации.
Практические работы. Тесты по оценке свойств личности.
Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных
мероприятий.

Календарно-тематический планирование

(2 часа в неделю, всего 68 ч)

№

1

1

Дата
по
плану

Тема
Основные этапы
творческой
проектной
деятельности
Творческое
проектирование

2

Подготовительный
этап

3

Конструкторский
этап

Содержание
что входит в пакет
проектной деятельности,
грамотно оформлять
проектную документацию
на задуманное изделие или
услугу

Оценивание
оценивание
иллюстрирова
нных
рефератов и
коллажей по
темам
раздела.

УДД
Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

умеют принимать и
сохранять учебную
задачу урока,
планировать свою
деятельность,
проговаривать
вслух
последовательност
ь производимых
действий,
составляющих
основу
осваиваемой

умеют слушать
учителя и
одноклассников,
инициативно
сотрудничать в
поиске и сборе
информации,
отвечать на
вопросы, делать
выводы.

умеют извлекать
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения;
строить
осознанное и
произвольное
речевое
высказывание,
логическую цепь
рассуждений;
анализировать
22

4

Технологический
этап

5

Этап изготовления
изделия

6

Заключительный
этап

2

Производство

7

Труд как основа
производства
Предметы труда

8
9
10
11

12
13

Сырье как предмет
труда
Промышленное
сырье
Сельскохозяйственн
ое и растительное
сырье
Энергия как предмет
труда
Информация как
предмет труда

деятельности,
оценивать
совместно с
учителем или
одноклассниками
результат своих
действий, вносить
соответствующие
коррективы, в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
находить несколько
вариантов решения
учебной задачи.
Какие виды труда людей
опрос, беседа
необходимы для того или
иного производства, что
является предметом труда в
различных видах
материального
производства. Определять
основные технологические
характеристики предметов
труда для различных
производств.

умеют в
сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи; проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве;
запоминать
инструкцию;
планировать,
контролировать и
выполнять
действие по
заданному образцу

информацию

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

под
руководством
учителя и в
сотрудничестве
с
одноклассникам
и умеют делать
выводы, на
основе
полученной
информации
принимать
несложные
практические
решения,
наблюдать.
23

14

15

3
16
17

18

Обьект
сельскохозяйтсвенн
ых технологий как
предмет труда
Объект социальных
технологий как
предмет труда
Технология
Основы признаки
технологии
Технологическая,
трудовая
деятельность и
производственная
дисциплина
Техническая и
технологическая
документация

4

Техника

19

Понятия о
технической системе

с соблюдением
норм безопасности.

вводные инструктажи.
Запись правил Т.Б.
Знакомство с кабинетом.
Введение в предмет
технология. Общая
характеристика
современных средств
труда. Виды средств труда
в производстве.

опрос, беседа

умеют в
сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи; проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве;
запоминать
инструкцию;
планировать,
контролировать и
выполнять
действие по
заданному образцу
с соблюдением
норм безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду;
выражают
желание учиться
для
удовлетворения
перспективных
потребностей.

что такое техническая
система и из чего она
состоит, какие виды

опрос, беседа

умеют в
сотрудничестве с
учителем ставить

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать

проявляют
интерес к
занятиям
24

20

21

22

23

5

24
25

26

27

Рабочие органы
технической
системы(машин)
Двигатели
технической
системы(машины)
Механическая
трансмиссия в
технических
системах
Электрическая,
гидравлическая и
пневматическая
трансмиссии в
технических
системах
Технология ручной
обработки
материалов
Технология резания
Технология
пластического
формирования
материалов
Основные
технологии
обработки
древесных
материалов ручными
инструментами
Основные

рабочих органов, ка
обеспечивается
управление техническими
системами

технология резания
материалов на
производстве, в чем
состоит сущность
технологии пластического
формирования материалов.
Разбирается в способах и
инструментах ручной
,механической обработки
наиболее
распространённых
конструкционных
материалов.

опрос, беседа

новые учебные
задачи; проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве;
запоминать
инструкцию;
планировать,
контролировать и
выполнять
действие по
заданному образцу
с соблюдением
норм безопасности.

собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду;
выражают
желание учиться
для
удовлетворения
перспективных
потребностей.

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду;
выражают
желание учиться
для
удовлетворения
перспективных
потребностей.
25

28

6

29

30

31

32

технологии
обработки металлов
и пластмасс
ручными
инструментами
Основные
технологии
механической
обработки
строительных
материалов ручными
инструментами
Технология
соединения и
отделки деталей
Технология
механического
соединения деталей
из древесных
материалов ручными
инструментами
Технология
соединения деталей
с помощью клея
Технология
соединения деталей
и элементов
конструкций из
строительных
материалов
Особенности
технологий

каким образом можно
соединять детали и
древесных материалов,
металлов и пластмасс,
тканей и строительных
материалов. Какие из
способов соединения
деталей, изготовленных из
определенных материалов,
обладают большой
прочностью

практическая
работа, опрос

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

26

33

34

7

35

36

37

соединения деталей
из текстильных
материалов и кожи
Технологии влажнотепловых операций
при изготовлении
изделий из ткани
Выполнение
стачного машинного
шва. Инструктаж
Т.Б.
Технология
нанесения
защитных и
декоративных
покрытий на
детали изделия из
различных
материалов
Технология
наклеивания
покрытий
Технология
окрашивания и
лакирования
Технологии
нанесения покрытий
на детали и
конструкции из
строительных
материалов

Какие пленочные покрытия практическая
наносят на поверхность
работа, опрос
изделий из различных
материалов, чем
окрашивают и лакируют
изделия.

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

27

8

39

40

41

42

43

44

45

Технологии
производства и
обработки
пищевых
продуктов
Основы
рационального
(здорового)питания
Основы
рационального
(здорового)питания
Технология
производства молока
и приготовления
продуктов и блюд из
него
Технология
производства
кулинарных
изделий из круп,
бобовых культур
Технология
приготовления блюд
из круп и бобовых
Технология
производства
макаронных изделий
и приготовление
кулинарных блюд
Практическая
работа. Инструктаж
по ТБ

Познакомятся о способах
приготовления пищи и
основах рационального
питания, о питании
минеральных веществ,
необходимых для жизни
человека. Составлять
режим питания.

28

9

46
47

48

49
10

50
51

52

53

Технология
получения,
преобразования и
использование
тепловой энергии
Что такое тепловая
энергия
Методы и средства
получения тепловой
энергии
Преобразование
тепловой энергии в
другие виды энергии
и работу
Передача тепловой
энергии
Технология
получения
,обработки и
использование
информации
Восприятие
информации
Кодирование
информации при
передачи сведений
Сигналы и знаки при
кодировании
информации
Символы как
средство
кодирование

что такое тепловая энергия,
какими способами можно
получать и передавать, как
можно накапливать
тепловую энергию и
преобразовывать в другие
виды энергии.

лабораторнопрактическая
работа, опрос

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

что такое кодирование
информации, в какой
знаковой форме предстают
сигналы при общении
людей. Осуществлять
несложные шифрование
информации.

опрос, беседа

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

29

информации
11
54

55

56

57

58

59
63
12
64

Технологии
растениеводства
Дикорастущие
растения,
используемые
человеком
Заготовки сырья
дикорастущих
растений
Переработка и
применение сырья
дикорастущих
растений
Влияние
экологических
факторов на
урожайность
дикорастущих
растений
Условия и методы
сохранения
природной среды
Практическая работа
на школьном участке

познакомятся о способах
применения дикорастущих
растений, об основных
группах, используемых
человеком дикорастущих
растений. Владеть
методами переработки
сырья дикорастущих
растений

опрос, беседа,
практическая
работа

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

Технология
животноводства
Технология
получения
животноводческой

Узнают из каких элементов
состоят технологии
получения
животноводческой
продукции, анализировать

беседа,опрос

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
30

65

13
66
67
68

продукции и их
основные элементы
Содержание
животных-элемент
технологии
производства
животноводческой
продукции
Социальные
технологии
Виды социальных
технологий
Технология
коммуникации
Структура процесса
коммуникации

технологии, связанные с
использование животных

познакомятся с видами
социальных технологий,
что такое коммуникация в
социальной среде и какова
ее структура.

практическое
задание,
опрос.

планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

умеют проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
планировать,
контролировать и
выполнять
действие с
соблюдением норм
безопасности.

умеют рассуждать,
слышать, слушать
и понимать
собеседника,
планировать и
согласованно
осуществлять
совместную
деятельность,
правильно
выражать свои
мысли.

проявляют
интерес к
занятиям
предметнопрактической
деятельностью,
уважительное
отношение к
труду.

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».